Введение 3
1. Проблема происхождения религии и зарождение первобытных форм религии 5
2. Тотемизм 7
3. Фетишизм 9
4. Анимизм 12
5. Шаманизм 16
Заключение 19
Список использованной литературы 21
Читать дальше
Одним из основных факторов, благодаря которым сформировались ранние формы религиозных верований, считается множество разнообразных природных и жизненных явлений. Недостаток знаний об окружающем мире заставлял людей рассматривать происходящие события как влияние множества разнообразных сверхъестественных существ, каждое из которых отвечало за некоторое явление (погодные явления, урожаи и т.п.) Ранние формы религии не выделяли какого-то одного бога, а создавали некоторые силы, которые на уровне анимизма представлялись в виде невидимых душ, фетишей, символов и т.п.
На ранних этапах развития общества первобытные формы религиозных верований не существовали в чистом виде. Они самым причудливым образом переплетались друг с другом. Поэтому ставить вопрос о том, какая из форм возникла раньше, а какая позже, вряд ли возможно.
Рассмотренные формы религиозных верований можно найти у всех народов на первобытной стадии развития. По мере усложнения общественной жизни, формы культа становятся все более разнообразными и требуют более пристального изучения.
Формы первобытной религии заимствовали принципы организации человеческого общества (в частности, разделение территорий, создание свода законов, правил и норм). Вожди и цари разделяли свои владения на отдельные территории, и такое разделение переносилось на мир божества. Кроме того, людей можно разделять на простых и знатных, добрых и злых, глупых и умных – и такое дифференцирование нашло свое отражение в первых религиях. В частности, язычество наделяет всех сверхъестественных существ набором личностных качеств, которые определяют уникальность того или иного бога.
Ранние формы религии были основаны не только на существовании веры в божество, но и на материальном воплощении сверхъестественных сил. Богов изображали на камнях, в пещерах, создавали из дерева или металла. При этом божество могло быть представлено абсолютно по-разному: в виде человека, птицы или зверя. Такие изображения получили названия идолов, что в переводе с греческого обозначает «вид», «образ». Правильнее говорить, что идол – это материальное воплощение бога, в котором, исходя из мнений верующих, живет дух божества. Примечательно, что всякая вещь может стать идолом, если для человека именно данный предмет становится на место бога.
?
Читать дальше
1. Религиоведение: учебное пособие по религиоведению для студентов СПбГУТ всех специальностей / под ред. М.Ю. Смирнова. СПб., 2004.
2. Религиоведение для студентов педагогических вузов / под ред. А.Ю. Григоренко. СПб., 2008.
3. Религиоведение: учебное пособие / под ред. М.М. Шахнович. СПб., 2009.
4. Гараджа В.И. Социология религии: учебное пособие для вузов. М.,
1996; 3-е изд., перераб. и доп. М., 2005. 5. Религиоведение: учебное пособие / под ред. А.В. Солдатова. СПб.; М.; Краснодар, 2003.
6. Самыгин С.И., Нечипуренко В.Н., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов-на-Дону, 1996. 7. Религиоведение: учебное пособие и учебный словарь-минимум по религиоведению / под ред. проф. И.Н. Яблокова. М., 1998.
8. Основы религиоведения: учебник / под ред. И.Н. Яблокова. 4-е изд. М., 2002 (или любое последующее).
9. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии. 2-е изд., дополн. М., 2000.
10. Васильев Л.С. История религий Востока: учебное пособие для студ. вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1988.
11. Аринин Е.И. Религиоведение: академический курс лекций: в 2 ч. Владимир: Изд-во ВлГУ, 2005.
12. Аринин Е.И., Нефедова И.Д. Психология религии: учеб. пособие: в 2 ч. Владимир: Изд-во ВлГУ, 2005.
13. Аринин Е.И., Тюрин Ю.Я. Религиозная антропология: учебное пособие: в 2 ч. Владимир: Изд-во ВлГУ, 2005.
14. Тэйлор Э.Б. Первобытная культура.-М.: Изд-во полит.лит., 1989. 573 с.
15. Шантепи де ля Соссей. Иллюстрированная история религий: В 2 т. – М.: Рос. фонд мира, Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1998.
Читать дальше