Введение 3
1. Понятие и сущность корпоративной социальной ответственности 5
2. Типы и виды программ корпоративной социальной ответственности 7
3. Эффективность программ корпоративной социальной ответственности и
подходы к ее оценке 10
4. Методики оценки программ корпоративной социальной ответственности 13
Заключение 20
Список использованной литературы 22
Читать дальше
Корпоративная социальная ответственность понимается как философия поведения
и теория развертывания собственной предпринимательской деятельности
деловыми ассоциациями, отдельно взятыми организациями и предприятиями по
конкретным направлениям.
Корпоративная социальная ответственность обнаруживается при исполнении
различных общественно-важных программ, обращенных как на внутреннюю, так и
на внешнюю среду.
Программы КСО - это добровольно реализовываемая предприятием деятельность
по развитию кадров, организации благополучных условий работы, содействию
местному сообществу, охране окружающей среды, филантропическая деятельность
и честная предпринимательская практика.
Выделятся следующие типы программ КСО: собственные программы предприятий;
программы партнерства с местными, региональными и федеральными органами
государственной власти; программы партнерства с некоммерческими
объединениями; программы сотрудничества с общественными объединениями и
профессиональными союзами; программы информационного сотрудничества со
средствами массовой информации.
Виды программ КСО по преобладающим направлениям деятельности включают: 1)
программы по развитию персонала; 2) программы по экологической деятельности
и ресурсосбережению; 3) программы по развитию местного сообщества; 4)
программы на добросовестное ведение бизнеса; 5) программы
делового партнерства; 6) волонтерские программы; 7) программы
стимулирования и вознаграждения социальной активности персонала.
Эффективность программ КСО можно рассматривать как показатель, выражаемый
отношением результатов КСО и расходов, т.е. для утверждения эффективности
необходимо, чтобы достижения программ КСО равнялись ожидаемым результатам.
К оценке эффективности программ КСО применяются два основных подхода: 1)
анализ количественных и качественных показателей социальной программы; 2)
анализ влияния программы на финансовые и производственные
показатели деятельности предприятия.
В зависимости от формы оценки показателей, используемых для оценки
эффективности программ КСО, существующие методики оценки можно условно
разделить на три группы: 1) методики, основанные на определении только
качественных показателей; 2) методики, основанные на количественной оценке
параметров программ КСО; 3) методики, использующие как количественные, так
и качественные показатели оценки уровня эффективности программ КСО.
Методики третьей группы являются более предпочтительными, так как они
позволяют учитывать влияние на уровень эффективности программ КСО более
полного перечня показателей.
Сопоставление различных подходов, методик и моделей оценки эффективности
программ КСО позволяет отметить их ограниченность, сложность применения для
оценки программ КСО компаний различных отраслей, а также для компаний,
находящихся на разных стадиях жизненного цикла. Поскольку оценка
эффективности должна позволять учитывать потребности и ожидания всех
заинтересованных сторон и при этом обеспечивать оценку соответствия
фактических форм, видов и уровней КСО этим потребностям и ожиданиям,
следует использовать комплекс показателей, позволяющих учесть различные
факторы.
Итак, корпоративная социальная ответственность - не просто дань моде, а
жизненно важная необходимость. Социальные инновации, внедренные в рамках
программ КСО, не только позволяют компаниям продемонстрировать свою
гражданскую позицию, но также становятся важным маркетинговым инструментом,
дающим возможность выделиться, развивать новые продукты и направления,
создавать эмоциональную связь между брэндом и потребителем, способствуя тем
самым росту лояльности.
Читать дальше
1. Бакша, Н. В. Корпоративная социальная ответственность /
Н. В. Бакша, А. А. Данилюк. - Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-
та, 2012. - 292 с.
2. Батаева, Б. С. Стратегические приоритеты социально-
экономического развития России и Концепция корпоративной
социальной ответственности: автореф. дисс. … д-ра экон. наук /
Б. С. Батаева. – М., 2010. – 45 с.
3. Благов, Ю. Е. Корпоративная социальная ответственность: эволюция
концепции / Ю. Е. Благов. - СПб.: СПбГУ, 2010.- 344 с.
4. Гончаров, С. Ф. Корпоративная социальная ответственность в
системе социально-экономических отношений / С. Ф. Гончаров //
Российское предпринимательство. - 2013. - № 11. – С. 23-27.
5. Думова, Л.В. Анализ и разработка методики оценки эффективности
систем корпоративной социальной ответственности предприятий
горно-металлургического комплекса / Л. В. Думова // Современные
проблемы науки и образования. – 2014. - № 4. – С. 14-19.
6. Зарецкий, А. Д., Иванова Т. Е. Корпоративная социальная
ответственность: мировая и отечественная практика /
А. Д. Зарецкий, Т. Е. Иванова. - Краснодар: Просвещение-Юг,
2013. - 360 с.
7. Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект:
монография / под общ. ред. И. Ю. Беляевой, М. А. Эскиндарова. -
М.: КНОРУС, 2008. – 128 с.
8. Корпоративная социальная ответственность: общественные ожидания
/ под ред. С. Е. Литовченко, М. И. Корсакова. - М.: Ассоциация
менеджеров, 2013. – 166 с.
9. Корпоративная социальная ответственность: экономические модели –
мораль – успех - устойчивое развитие / ред. и сост.
А. Н. Крылов. - М.: Икар, 2013. – 211 с.
10. Котляров, Д. А. Статистическая оценка социальной ответственности
промышленных предприятий: дисс. … канд. экон. наук /
Д. А. Котляров. - М., 2014. - 175 с.
11. Лещенко, О. А. Современные методики оценки эффективности
деятельности компаний в области КСО / О. А. Лещенко,
Е. В. Корчагина // Менеджмент в России и за рубежом. – 2014. - №
1. – С. 32-37.
12. Никитина, Л. М. Корпоративные социальные инвестиции в России:
особенности измерения и оценки / Л. М. Никитина,
М. А. Овчинникова // Корпоративное управление: стратегии и
механизмы: мат-лы всеросс. научно-практ. конф. - Воронеж, 2009.
– С. 102-105.
13. Петрунин, Ю. Ю. Корпоративная социальная ответственность в
современной России: проблемы институционализации /
Ю. Ю. Петрунин // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление
(государство и общество). – 2012. - № 1. - С. 61-68.
14. Подопригора, М. Г. Деловая этика / М. Г. Подопригора. -
Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012. - 116 с.
15. Полищук, Л. И. Корпоративная социальная ответственность или
государственное регулирование: институциональный анализ с
приложением к России / Л. И. Полищук. - М.: ГУ ВШЭ, 2009. - 24
c.
16. Руденко, К. А. Методика определения степени социальной
ответственности предпринимательских структур / К. А. Руденко //
Российский экономический журнал. - 2012. – С. 17-20.
17. Социальная ответственность бизнеса: актуальная повестка / под
ред. С. Е. Литовченко, М. И. Корсакова. - М., 2013. – 247 с.
18. Социально ответственный бизнес: глобальные тенденции и опыт СНГ
/ под ред. М. И. Либоракиной. - М.: Фонд «Институт экономики
города», 2011. - 70 с.
19. Тульчинский, Г. Л. Корпоративная социальная ответственность
(социальные инвестиции, партнерство и коммуникации) /
Г. Л. Тульчинский. - С.Пб.: Петрополис, 2009. – 267 с.
20. Шевчук, Я. А. Антикризисные меры в поддержку социальной
ответственности / Я. А. Шевчук // Социальная политика и
социальное партнерство. - 2009. - № 11. – С. 43-46.
21. Шихвердиев, А. П. Качественный индекс социальных инвестиций как
показатель эффективности корпоративной социальной
ответственности / А. П. Шихвердиев, А. В. Серяков // Вестник
Научно-исследовательского центра корпоративного права и
венчурного инвестирования Сыктывкарского гос. ун-та. – 2008. – №
1. – С. 106-123.
22. Яровой, А. И. Социальная ответственность бизнеса в Евросоюзе.
Опыт для России / А. И. Яровой // Государственная служба. –
2009. - № 5 (61). - С. 24-27.
Читать дальше