В результате проведенного всестороннего исследования по теме: «Проблемы взаимоотношений церковных и государственных властей при патриархе Никоне» хотелось бы сделать следующие выводы:
Никон представляет собой целую эпоху в жизни Русской Церкви и русского общества. Учитывая особу привязанность к нему царя, в первые годы своего патриаршества он получил титул «великого государя». Едва ли не все общегосударственные дела проходили с его участием. Неслучайно в данной работе рассмотрены самые разнообразные вопросы: и внешняя политика, и народные восстания и проведение реформ. Для осуществления поставленной задачи было рассмотрено как можно больше исторических источников различных авторов нескольких эпох.
В первой главе было выявлено, как рожденный в простой крестьянской семье Никита Минов по воле судьбы стал главой церкви. Удивительно то, что подобное событие случилось несмотря на то, что в XVII веке достижение важного значения в обществе лиц простого происхождения было редкостью. Порода и богатство ценились выше личных достоинств; одна только церковь, безразлично для всех по происхождению, открывала путь и к высшим должностям и ко всеобщему уважению.
Рассмотрев некоторые вопросы внутренней и внешней политики царя, мы увидели, что в своих решениях он опирался на своих приближенных и советников. В начале своего царствования Алексей Михайлович находился под сильным влиянием боярина Б.И. Морозова. Однако политический кризис 1648 г. показал неспособность боярской аристократии противостоять стихии народного бунта, что привело к падению светских фаворитов и возвышению фаворитов духовных, ревнителей благочестия, которые постепенно стали оказывать все более заметное влияние на церковную политику. Наиболее яркой фигурой среди них был Никон, который в 1652 г. был рукоположен в сан патриарха Московского. Влияние патриарха Никона на Алексея Михайловича было очень велико, он был, по сути, первым советником царя. Такое влияние имело для церкви много благоприятных аспектов.
Во второй главе было рассмотрено положение государства и церкви в XVII веке, в начале которого Россия пережила острый социальный и политический кризис, преодоление которого затянулось на десятилетия. Как раз в этот период начинается культурное обновление, которое проходило под сильным влиянием византийской традиции. Важную роль в распространении этого влияния сыграли печатные издания первой половины XVII века, которые сформировали мировоззрение нового поколения русских книжников. Важной идеей нового мировоззрения стала вселенская миссия русского царя, которая в первую очередь была воспринята духовенством. Ведь именно духовенство по роду своей деятельности быстрее других слоев населения приобщалось к книжной культуре.
Анализ деятельности патриарха Никона показал, что без сомнений, церковная реформа была значительным, но не главным его делом. По началу изменения церковных обрядов и правка богослужебных книг не вызвали широкого протеста в русском обществе. Гораздо большее значение Никон предавал осуществлению своих внешнеполитических планов. По его инициативе была начата война с Польшей, которая изначально носила чисто религиозный характер. Идея православного царства и защиты православного населения Украины от преследований католической шляхты стала движущей силой русской армии. Эта идея, воспринятая в русском обществе в результате переосмысления византийского наследия, была чрезвычайно популярной. Так, при активном содействии патриарха Никона в 1654 г. произошло историческое воссоединение Украины с Россией. Земли Киевской Руси, некогда оторванные польско-литовскими магнатами, вошли в состав Московского государства. Однако, несмотря на это, деятельность Никона многие источники связывают именно с церковной реформой. Кроме упорядочения богослужения, он заменил крестное знамение двуперстное на троеперстное, провел исправления богослужебных книг по греческим образцам. Патриарх Никон много заботился о церковном убранстве. По его убеждению, в вещественных образах церковь должна представлять людям нематериальную красоту неземного мира – Царства Небесного. Патриарх использовал на богослужениях богатые облачения, каких не было ни у кого из его предшественников. Он всячески поощрял церковное строительство, будучи сам лучшим зодчим своего времени. Всю жизнь патриарх не переставал тянуться к знаниям и чему-то учиться. Им была собрана богатейшая библиотека, где были представлены книги Священного Писания, богослужебная литература, произведения святых отцов, книги по истории, философии. Патриарх представлял собой пример милосердия к бедным, несправедливо угнетенным и беспристрастным в раскрытии недостатков сильных мира сего, чем нажил немало себе врагов среди боярства. И скорее всего по этой причине церковные реформы породили старообрядческий раскол, последствия которого Русская церковь в течение нескольких веков, хотя сам Патриарх ни в коем случае не был его причиной.
Таким образом, доминантой внешнеполитического курса Русского государства стала религиозная идея, которая жила до тех пор, пока не совпадала с государственными интересами. А так как подобно европейским странам, этим интересом была политика альянсов и кабинетные войны, то постепенно религиозный фактор уходил на второй план.
Однако, подробно исследуя низложение Никона, ясно увидели, что с могуществом церкви было покончено не сразу. Дело Никона затянулось на целых девять лет. Патриарх был отправлен в ссылку, но его отход не затронул коренных интересов церкви. Церковь все еще отстаивала свои привилегии, издавая постановления о неподсудности духовенства светскому суду, о невмешательстве светских чиновников в церковные дела и т.п. Последние попытки отстоять независимость церкви были предприняты при патриархе Иоакиме. Но к тому времени из-за церковного раскола духовенство лишилось уже не только авторитетного лидера, но и внутреннего единства, что дало Петру І поставить последнюю точку в деле Никона, отменив патриаршество на Руси.
В третьей главе, проанализировав последствия раскола, увидели, что раскол с течением времени значительно ослаб, раздробившись на множество частей, тогда как «никонианская» церковь осталась единой, благодаря существующей в ней иерархии.
Таким образом, в настоящей работе было выявлено, что усиление церкви в первой половине XVII века было связано с преодолением гражданской и религиозной смуты и становлением новых династий, которые использовали церковные институты для обоснования идеи божественного права. Эта идея сделала власть монарха самодостаточной. Укрепив свои позиции в обществе и на международной арене, царь больше не нуждался в этой опоре. Такая тенденция впоследствии привела к резкому ослаблению позиций церкви в государстве.