Введение …………………………………………………………………………..3 Глава 1. Игра – как средство активизации творческого проявления учащихся…………………………………………………………………………..6 1.1. Игра, ее понятие и сущность………………………………………………...7 1.2.Игра в процессе музыкального обучения младших школьников………...20 Глава 2. Влияние игры на формирование и развитие личности ребенка…….34 2.1.Игровые технологии…………………………………………………………34 2.2.Интерактивные формы и методы обучения на уроках музыки…………..37 Заключение………………………………………………………………………67 Список литературы………………………………………………………………70

Игровая деятельность на уроках музыки в начальных классах

дипломная работа
Культура
70 страниц
76% уникальность
2015 год
102 просмотров
Чеснакова А.
Эксперт по предмету «Музыка»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение …………………………………………………………………………..3 Глава 1. Игра – как средство активизации творческого проявления учащихся…………………………………………………………………………..6 1.1. Игра, ее понятие и сущность………………………………………………...7 1.2.Игра в процессе музыкального обучения младших школьников………...20 Глава 2. Влияние игры на формирование и развитие личности ребенка…….34 2.1.Игровые технологии…………………………………………………………34 2.2.Интерактивные формы и методы обучения на уроках музыки…………..37 Заключение………………………………………………………………………67 Список литературы………………………………………………………………70
Читать дальше
Педагогический смысл игры как социокультурного феномена человеческой деятельности имеет конкретное содержание и в организации учебно-воспитательного процесса и в системе личностно-ориентированных педагогических технологий. Психолого-педагогическое обоснование теоретических и практических основ детской игры отражено в работах известных учёных: Ш. Амонашвили, Л. Выготского, А. Запорожца, А. Макаренко, С.


Сложная курсовая на заказ в Омске ? Легко для Work5.


. Шмакова, Д. Узнадзе, Д. Эльконина и других. В обобщающем исследовании игровой деятельности учащихся С. Шмаковым проанализированы теории происхождения игры, её воспитательные и развивающие функции, виды и классификация игр. Учитывая ещё с XIX века теоретически обоснованную концепцию о связи игры с эстетической деятельностью человека, Д. Эльконин объясняет родством игры с искусством. Ни к какой деятельности ребёнок не проявляет столько интереса, сколько к игровой. Ему интересно, а значит, познание происходит легко, с удовольствием. В этом секрет воспитательных и обучающих возможностей игры. Психологи считают: «Игровая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления физических и духовных сил». Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который они призваны изменять», -говорил М.Горький. " Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности", - считал В.П.Сухомлинский. Актуальность работы в том, что в свете современных требований к школе, когда перед учителем стоит задача научить ребенка самостоятельно мыслить, познавать мир, особое значение приобретает вопрос о формировании познавательных интересов, активного, деятельного отношения к учебному процессу. При этом не менее важным требованием остается снижение психических и физических перегрузок школьников. Одним из средств реализации этих задач является игровая деятельность. Принципиальная перестройка жизни общества на базе современных экологических, социальных и политических факторов, подвергающихся коренным изменениям, со всей необходимостью обуславливает возрастание роли музыкального образования школьников как важного фактора развития личной художественной культуры. Игра – наиболее эффективная система воспитания умственной активности детей. Она вызывает у ребят живой интерес к процессу познания и помогает усвоить любой учебный материал, это необходимый вид деятельности, в процессе которого отражается накопленный детьми жизненный опыт, закрепляются и углубляются представления об окружающем мире, приобретаются навыки и специфические знания о музыке. Объект исследования – учащиеся начальных классов. Предмет исследования - игровая деятельность на уроках музыки. Цель исследования- обосновать значимость игры в образовательном процессе начальной школы. Задачи: 1.Дать характеристику игровой деятельности младших школьников как средства активизации творческого проявления. 2. Рассмотреть влияние игры на формирование и развитие личности ребенка. 3.Проанализировать роль игры в процессе музыкального обучения младших школьников. 4.Систематизировать опыт применения игр на уроках музыки в образовательном процессе начальной школы. Метод исследования: теоретический анализ основных публикаций по проблеме одарённости, определение объёма и содержания понятия «одарённость». В работе использован комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга методов исследования: анализ музыковедческой, психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования; изучение и обобщение передового педагогического опыта. Структура дипломной работы базируется на задачах и логике исследования и содержит введение, двеглавы, заключение и список литературы. Глава 1. Игра – как средство активизации творческого проявления учащихся 1.1. Игра, ее понятие и сущность Современная жизнь диктует необходимость развивать общую культуру учащихся, воспитывать активную инициативную творческую личность, развивая природные задатки, склонности и индивидуальность каждого ученика. Одним из направлений модернизации системы российского образования является совершенствование методов и форм обучения. В Законе "Об образовании"сказано, что содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для самореализации". По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, искусство занимает ведущее место среди других составляющих элементов системы воспитания. Комплексный подход к воспитанию творческой личности охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам эстетического и нравственного воспитания. Неразрывное единство духовного, нравственного, эстетического воспитания является главным условием становления личности гармонично развитого человека. Ценность творчества заключается не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества. Все это в полной мере относится к урокам музыки. Именно уроки музыки способствуют развитию творческой активности учащихся.

Читать дальше
В игре формируется творческое воображение, развивается фантазия, повышается внимание учащихся, активизируется память, мышление, сообразительность. Игра закрепляет у детей полезные умения и привычки. Дети учатся понимать друг друга, вести диалог, отстаивать свое мнение, сострадать и радоваться. В обучении школьников применяются игры с заранее очерченным ходом игровых действий и чётко выраженным «обучающим» началом, связанным с передачей и применением знаний, упражнениями. В начальной школе дидактические игры принимают форму игровых приёмов обучения, игровых моментов урока и могут применяться на всех этапах традиционного урока. Все виды игр выполняют здоровьесберегающую функцию. Игра будет эффективной, если - основывается на свободном творчестве и самодеятельности учащихся, предполагает свободу действий при решении игровой задачи в рамках правил. - вызывает у учащихся положительные эмоции (цель должна быть интересной, привлекательной и достижимой, оформление – ярким, привлекательным). - учитывает возрастные и индивидуальные особенности участников при выборе вида, формы игры, её содержания. - поощряется не только правильность и точность в дидактических играх, но и быстрота реакции, находчивость, соблюдение правил, сплочённость команды, взаимопомощь и т.п.). Особое внимание уделяется созданию необходимого микроклимата, соблюдению педагогического такта. Контроль и руководство игрой не должны подавлять инициативу школьников, иначе уничтожается сущность игры. Педагог В. Н. Чепуров считал, что основами музыкальной культуры, то есть способностью воспринимать, понимать, чувствовать, переживать музыкальные образы, человек должен непременно овладеть с самого раннего детства. То, что упущено в детстве, трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы. Как правило, человек, не любящий и не понимающий музыки, это человек эмоционально не развитый: он не способен глубоко чувствовать, понять переживания другого. Б. Асафьев утверждал, что в процессе музыкального воспитания очень активно развивается слуховая чувствительность детей, а значит, создается дополнительная возможность для более тонкого и глубокого постижения окружающего мира. Приобщение ребенка к музыке проходит успешно, если у него развивается способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные образы. Постепенно накапливается запас любимых произведений, закладываются первоначальные основы музыкального вкуса. Игровые методы обеспечивают необходимые психолого-дидактические условия, в которых обучаемый может сформировать активную личностную позицию и в наибольшей мере раскрыться как субъект обучения. В процессе их применения учащийся получает возможность выражать средствами искусства свои «невидимые» и «неслышимые» чувства, замыслы и оценки. В этом случае искусство предстаёт ученику не как совокупность безразличных к нему «чужих» норм, а как нечто такое, в чём он может найти и проявить себя. Музыкальные игры – наиболее занимательные эпизоды урока в подготовительном классе, радостные минуты веселья. Сами того не подозревая, дети получают много впечатлений о музыке, знакомятся с ее основными элементами и начинают сознательно реагировать на разнообразие созвучий. Использование данных игр в работе с детьми подготовительного класса приведет: - к значительному оживлению и увлеченности учеников, повышению их интереса к музыкальным занятиям, пониманию их значимости в развитии человека; - пробуждению их внутренней активности, продуцированию качественно новых идей и образцов; - к умению заниматься самоанализом, повышать свой внутренний мир, свое "Я"; - развитию творческого начала, интереса к предложенной теме занятия. Следовательно, музыкальные игры – это методически организованная деятельность, нацеленная на развитие музыкальных способностей и определенных музыкальных навыков.
Читать дальше
1.Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — СПб.: Союз, 1997. — 96 с. 2.Альтермап С. Сорок уроков начального обучения музыке детей 4-6 лет [Текст]/ Альтерман С. -Санкт-Петербург: Композитор, 1999. 3.Артоболевская А. Первая встреча с музыкой [Текст]/ Артоболевская А. Москва: Советский композитор, 1989г. 4.Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс: учеб. В 2 кн. – М.: ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1. 5.Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования: учебник / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. – М.: Академия, 2004. 6.Алиев, Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада – к начальной школе)/ Ю. Б. Алиев. – Воронеж, 1998. 7.Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка /Н. А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 1967. 8.Прилуцкая Н.В. Формирование интереса к музыке у школьников 1/ Музыка в школе, 2007.-З. 9.Надолинская, Т. В. О психологии музыкального восприятия / Т. В. Надолинская. – М.: ВЛАДОС, 2003. 10.Щукина С.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся.— М., 1988. 11.Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. – М.: Советский композитор, 1978. 12.Рачина, Б. С. Технологии и методика обучения музыке в общеобразовательной школе / Б. С. Рачина. – СПб.: Композитор, 2007. 13.Д.Б. Кабалевский. "Воспитание ума и сердца". М., "Просвещение", 1981г. 14.Д.Б. Кабалевский "Педагогические размышления". М., "Педагогика", 1986г. 15.Д.Б. Кабалевский "Дорогие мои друзья". М., "Молодая гвардия", 1979г. 16.Теплов Б.М. "Психология музыкальных способностей". Избранные труды. М.,1985г. - Т.1. 17.Психология младшего школьника". с/б под редакцией Игнатьева Е.И. М., Издательство АПН РСФСР, 1960г. 18. Леонтьев Л. А. Деятельность. Сознание. Личность. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.psy.msu.ru/ 19. Люблинская А. А. Детская психология [Электронный ресурс]. — URL: http://www.detskiysad.ru/ped/ 20.Теории игры [Электронный ресурс].— URL: http://murzim.ru/nauka/psihologija 21.Рапацевич, Е.В. Инновации в образовании: роль информационно- технологической среды [Текст] / Е.В. Рапацевич // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10 . 22.Лукьянова, О.В. Актуальные проблемы музыкального образования детей. [Электронный ресурс] / О.В. Лукьянова. Режимдоступа: http:// vestnik.yspu. org/releases/pedagoka_i_psichologiy/13_8. 23.Ершов, С. Образование в культуре: задачи и достижения. [Электронный ресурс] / С. Ершов. Режим доступа: http://gazetaigraem.ru/a17201301 24.Артюгина, О.Н. Некоторые аспекты педагогики в деятельности преподавателя детской музыкальной школы [Текст] / О.Н. Артюгина // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). – Уфа : Лето, 2011. – С. 84-85. 25. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Гиляровский и Суворин о трагедии на Ходынском поле
Количество страниц:
10
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image