На сегодняшний день около 90% компьютеров объединены в различные информационно-вычислительные сети: от малых локальных сетей в офисах различных фирм до глобальной сети – интернет. Есть несколько причин объединения компьютеров в сети – это быстрый обмен информацией между пользователями; возможность быстрого отправления и получения информационных сообщений; возможность получить любую информацию с любой точки мира, а также обмен данными между компьютерами различных фирм-производителей, работающими под разным программным обеспечением [6].
Одним из основных факторов влияния Интернета на экономику является «качественное изменение в условиях обмена информацией между людьми, а следовательно, и в возможностях для их информационных взаимодействий. Электронная коммерция заключается в продаже товаров или услуг с помощью интернета, а также является формой доставки продукции, при которой выбор и заказ товаров осуществляется с использованием интернет-технологий, а расчет между покупателем и поставщиком осуществляются с использованием электронных документов или средства платежа» [6].
Основной частью электронной коммерции является торговля с помощью Интернета. Развитие электронной коммерции вносит важные изменения в организацию торговли фирм, производящих товары и услуги. В то же время, электронная торговля способствует удовлетворению клиентов, поскольку учитывает их потребности в той или иной услуге (товаре) [6].
Рынок интернет-торговли является перспективным, в том числе для предпринимателей, которые ищут возможные пути инвестирования. Самые часто называемые преимущества интернет-магазинов это: возможность купить товар по низкой цене, легкость выбора, а также возможность доставки в любое удобное время [6].
Что касается факторов, влияющих на выбор пользователями интернет-магазинов в противовес оффлайновой торговли, покупатели отмечают экономию времени, а также возможность избежать очередей, круглосуточное обслуживание. С другой стороны, и это было замечено многими экспертами рынка, сдерживающим фактором развития интернет-продаж является вопрос доверия. Другими словами, покупатели часто не имеют информации о многих магазинах, которые работают в сети, при этом им известно, что многие занимаются мошенничеством:
Во-первых, несоответствие заявленной на сайте цены реальной – зачастую это делается для привлечения клиентов.
Во-вторых, бывает, что выбранный товар на складе отсутствует, поскольку большинство онлайновых точек продаж закупают только наиболее продаваемые товары.
В-третьих, это технические накладки, когда вместо одного заказанного товара могут привезти другой и на возврат и ожидание заказа уходит много времени.
В-четвёртых, покупатели опасаются товаров низкого качества – во время доставки он может быть поврежден или сломан, либо изначально быть некачественным [6].
Потребители опасаются, что товар будет доставлен в плохом состоянии и могут возникнуть трудности с возвратом. Именно с желанием «потрогать», лично изучить товар, убедиться, что он качественный, соответствует заявленным характеристикам, связано то, что пока через интернет гораздо лучше продаются недорогие товары. Чем дороже товар, тем больше значимость и риск принятия решения о покупке, и тем более вероятно, что человек не поленится прийти за товаром сам, посмотреть на него, внимательно его изучить [6].
При этом многие эксперты отмечают, что не только росту компьютеризации населения, но и более комплексный подход к использованию интернета в России способствует государство. В разработанной правительством России целевой программе «Информационное общество (2011-2018 гг.)» одним из главных направлений является информационное развитие регионов. Соответственно, при увеличении интернет-аудитории будет расти и рынок онлайн-продаж, в частности, сегмент В2С [6].
Российские предприятия в секторе электронной коммерции считаются одними из главных лидеров ускоренного развития. До начала мирового кризиса, этот рынок рос на 30-40% в год. Высокие темпы роста рынка были обусловлены рядом благоприятных условий, в том числе систематическим ростом базы пользователей интернета; повышение обеспеченности и покупательной способности населения в докризисный период; увеличение трудовой нагрузки с соответствующим снижением доступного для покупок времени [6].
Интернет является новой и уникальной средой, в которой самая обычная компания, предлагающая товары или услуги, может использовать как новый вид бизнес-деятельности, как средство рекламы, как канал сбыта, а также для получения необходимой информации. Участвуя в коммерческой деятельности, используя Интернет-технологии, взаимодействующие субъекты формируют основу интерактивного рынка [6].
Интернет позволяет осуществить взаимодействие поставщиков и потребителей, при котором последние сами становятся поставщиками (в частности, поставщиками информации о своих потребностях).
Деловая деятельность в интернете также предоставляет уникальные возможности для маркетинговых исследований, например, анализ результатов размещения информации о компании в интернете, данные о количестве ознакомившихся, данные о наиболее интересных темах для пользователей, и так далее. Интерактивность интернета позволяет значительно увеличить не только скорость обработки полученной информации, но скорость ее получения [6].
Под влиянием процесса внедрения новых информационных технологий, в том числе и интернета, находятся как вертикальные интегрированные экономические структуры (отдельные предприятия, финансово-промышленные группы, корпорации и объединения и целые рынки), так и горизонтальные структуры (рынок товаров и услуг, финансовый рынок, рынок рабочей силы). Таким образом, формируется новая система экономических отношений, определяющая новый интерактивный рынок, или Интернет-рынок [6].
Современный рынок характеризуется высокой динамичностью. Очень сильно возрастают требования к конкурентоспособности предприятий и фирм. Для повышения конкурентоспособности важно предоставлять качественные товары и услуги, в том числе и технологии, которые будут обеспечивать их реализацию [6].
Для достижения высокого уровня конкурентоспособности в нынешних условиях важно применять современные методы информационных технологий к решению проблемы повышения эффективности деятельности предприятий, в том числе – возможности ведения электронного бизнеса. Сейчас быстрыми темпами развиваются современные направления бизнес-деятельности, такие как электронная коммерция, маркетинговая деятельность в Интернете, организация представительства фирмы в Интернете [6].