Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1. Античная медицина как наука и как учение о правильном образе жизни……………………………………………………………………………....8 1.1. История вопроса, основные понятия и представители античной медицины…………………………………………………………………………8 1.2. Античное врачевание как научение человека правильному образу жизни……………………………………………………………………………..15 Глава 2. Философия как врачеватель души и тела…………………………….22 2.1. Античные представления о человеке и его душе…………………………22 2.2. Философия медицины в античном мире…………………………………..29 Глава 3. Значение античной медицины в современной философской мысли……………………………………………………………………………..35 3.1.Влияние античных представлений на медицину и психологию………………………………………………………………………35 3.2. Осмысление античной медицины в современной философской мысли...43 Заключение……………………………………………………………………….52 Библиография…………………………………………………………………….56

философия и медицина в античности

дипломная работа
60 страниц
92% уникальность
2015 год
175 просмотров
Любенко Л.
Эксперт по предмету «Философия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1. Античная медицина как наука и как учение о правильном образе жизни……………………………………………………………………………....8 1.1. История вопроса, основные понятия и представители античной медицины…………………………………………………………………………8 1.2. Античное врачевание как научение человека правильному образу жизни……………………………………………………………………………..15 Глава 2. Философия как врачеватель души и тела…………………………….22 2.1. Античные представления о человеке и его душе…………………………22 2.2. Философия медицины в античном мире…………………………………..29 Глава 3. Значение античной медицины в современной философской мысли……………………………………………………………………………..35 3.1.Влияние античных представлений на медицину и психологию………………………………………………………………………35 3.2. Осмысление античной медицины в современной философской мысли...43 Заключение……………………………………………………………………….52 Библиография…………………………………………………………………….56
Читать дальше
Современная медицина является результатом длительного исторического развития. Сегодня принято выделять три блока медицинского знания: 1) медико-биологические дисциплины, которые формируют основу медицины (физиология, анатомия, патология, биохимия, биофизика, фармакология, генетика и т.д.), 2) медико-профилактические дисциплины (гигиена, эпидемиология), 3) комплекс самостоятельных разделов, которые составляют клиническую медицину (хирургия, педиатрия, акушерство и гинекология, онкология, неврология, психиатрия и т.д.). Однако, подобное разделение было не всегда. Как писал выдающийся французский мыслитель 20-го столетия Мишель Фуко: «Современная медицина считает датой своего рождения последние годы 18-го века» .


Если хотите купить курсовую работу на заказ, цена рассчитывается на сайте.


. Несмотря на спорность этой датировки, Фуко ведет речь не о медицине вообще, а о её современном виде, и становление этой медицины происходит в Новое время благодаря огромному пласту накопленных знаний с древних времён. Уже в древних цивилизациях появляется врачебная профессия, специализация по лечебному профилю. Философско-медицинский дискурс античности происходил в связи с проблематикой создания единой науки о человеке. Сегодня подобное единство философского знания утрачено. В истории философии мы видим, насколько разнообразными могут быть предметы её вопрошания. Мы имеем множество разнородных, порой, противоположных тенденций. И этот список постоянно пополняется. По прошествии относительно обширного периода мы говорим уже об эпохах, выводим общие черты проблематики этих эпох. Сегодня философское знание разделено, по крайней мере, на два направления: «позитивное», которое обслуживает исключительно научно-техническую сферу, и противоположное ему – «экзистенциальное», которое связано с культурной и духовной сферами. Античная ориентация на универсальное знание сегодня практически утеряна. Потому современности не удается свести культуру к антропологическому основанию, и ввести в рамки единой науки естествознание. Карл Маркс описывал эту ситуацию следующим образом: «Естественные науки развернули колоссальную деятельность и накопили непрерывно растущий материал. Но философия осталась для них столь же чуждой, как и они остались чужды философии» . Таким образом, актуальность исследования античной медицины обусловлена не только тем фактом, что именно её основные принципы вошли в нашу современную медицину, но также и тем, что античность не старалась разделять научное и гуманитарное знание, а рассматривала его в целостности, показывая тем самым важность подобного универсального подхода к изучению человека. Нет никаких сомнений в том, что именно философия должна вернуться к своим древним истокам создания «единой науки», поскольку именно философия способна представлять весь объем общечеловеческой культуры в однородной концептуальной целостности. В античной медицине человек представляется непосредственным предметом естествознания, но в отличие от современного естествознания, которое направленно на внешнюю природу по отношению к человеку, античное мысль обращается «вовнутрь» человека. Таким образом, античная медицина – это воздействие человека на собственную свою природу. «Человек не только предмет медицины, но и ее же порождающий субъект» , потому медицина в античности является практической философией. Учитывая, что и медицина, и философия восходят к одному историческому началу, важно осознавать, что их совместное приложение к историческому процессу позволяет удержать правильное теоретическое направление мысли. Потому важно уточнить значение понятий, сделать ряд пояснений. В первую очередь под античной медициной мы будем понимать тот вид врачебной деятельности, который возник в Древней Греции благодаря усилиям Гиппократа. Адекватность этого обусловлена тем, что из всех видов целительной врачебной деятельности, включая, в том числе, восточную медицину, только античная медицина в своём дальнейшем развитии прогрессировала. Основы современной медицины заложила именно школа Гиппократа. Еще одним важнейшим принципом античного врачевания является образ здорового человека, отклонение от которого подлежит устранению. В древневосточных обществах человек сводился к своей узкой профессии, потому врачевание сводилось к восстановлению нарушенных функций, а не стремилось к исцелению. Потому, как писал Геродот «у египтян все селения кишат врачами, для каждой болезни, для каждого органа был свой врач и ни один врач не лечил нескольких болезней» . Напротив, в Древней Греции врачебные технологии переросли в медицину от того, что античный полис формировал человека целостным. Конечная цель античной медицины – здоровый человек представлялся не частично, а через образ целостного человека. Античные врачи, таким образом, не делились на узких специалистов, а были универсалами. Опираясь на эти основные положения, мы в своем исследовании проанализируем античную медицину в качестве практической философии, которая не только отвечает на вопрос, – каков человек здоровый, но и помогает человеку этого здоровья добиться. Философским вопросом античной медицины занимались многие исследователи. Среди них можно выделить Жак Жуана, который занимался исследованием наследия Гиппократа, Карла Маркса, для которого античное наследие являлось предтечей создания единой науке о человеке, Мишеля Фуко, который систематизировал античное наследие, а также критически разобрал современный пласт медицинского знания. Следует также выделить представителей психоанализа, таких как Зигмунд Фрейд, Карл Густав Юнг, Альфред Адлер и многих других, которые пользовались античным наследием для построения своей врачебной практики. Среди отечественных исследователей античной медицины выделяются Жирнов В.Д., Михайлов Ф.Т., Рыбин В.А., Сильвестров В.В., Солопова М.А., Чанышев А.Н. и многие другие. Целью нашего исследования является прояснение соотношения философии и медицины в античной мысли. Для реализации поставленной цели, нами будет выполнен ряд задач, соответствующих параграфам исследования: 1. Показана история вопроса, основные понятия и представители античной медицины. 2. Проанализировано античное врачевание как научение человека правильному образу жизни. 3. Выявлены античные представления о человеке и его душе. 4. Представлена философия медицины в античном мире. 5. Показано, каким образом античные представления повлияли на медицину и психологию. 6. Осмыслено значение античной медицины в современной философской мысли. Объектом исследования является античная медицина. Предметом исследования является соотношение философского с медицинским знаний в античном врачевании. Методологическая база исследования: общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, исторический и логический методы) и специально-философские методы: структурно-функциональный анализ (определение структурных компонентов изучаемых явлений и их функций) и компаративистский анализ (выявление специфики объектов исследования путем их сопоставления). Научная новизна исследования заключается в рассмотрении вопроса античной медицины в контексте универсального философского знания о человеке, его здоровье и здоровом образе жизни. Структура работы: дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографического списка. Первая глава исследования посвящена античной медицине как науке и как учению о правильном образе жизни. Вторая глава посвящена анализу философии как врачевателю души и тела. Третья глава посвящена значению античной медицины в современной философской мысли.

Читать дальше
Наше исследование было посвящено прояснению соотношения философии и медицины в античной мысли. Для реализации поставленной цели, мы разделили работу на три главы, в каждой из которых рассмотрели феномен античной медицины определённым образом. Так первая глава исследования была посвящена античной медицине в качестве науки о правильном образе жизни. Методологической базой данной главы были непосредственно античные медицинские и философские источники, такие как труды Гиппократа, Диогена Лаэртского, Платона, римских стоиков и других философов и врачевателей античности. Так же мы использовали труды современных исследователей античной философии и медицины Вернана Ж.-П., Ковнера С., Кириллов Д., Шенделева С., и Сорокиной Т. В первой части этой главы мы, во-первых, показали, как в античности сложился культ Асклепия – бога медицины и врачевания. Затем мы обозначили принятое в историографии условное деление античной истории на 5 периодов, кратко показали специфику врачебной деятельности в каждом из этих периодов. О врачевании в первом – крито-микенском, или эгейском (III—II тысячелетия до н. э.) и втором – предполисном (XI—IX вв. до н. э.) периодах мы можем судить только по художественному эпосу Гомера, поскольку никаких теоретических источников, касающихся медицинского знания до нас не дошло. Гомер в своей «Илиаде» описывает всевозможные повреждения от стрел, укусы ядовитых змей, в результате которых образовывались раны и нагноения. Врачеватели извлекали стрелы и другие предметы из ран воинов, выдавливали кровь, делали болеутоляющие присыпки из растений и накладывали повязки. Историческая важность этого периода в истории медицины заключается в том, что Гомер стал основоположником того терминологического аппарата в медицине, которым мы пользуемся по сей день. Полисный период (VIII—VI вв. до н. э.) характеризуется формированием материалистической философии и становлением храмового врачевания. Повсеместно возводятся святилища Асклепия, врачевание в которых имело лечебно-санаторный характер. Наконец, классический (V—IV вв. до н. э.) и эллинистический (вторая половина IV в. до н. э.— середина I в. н. э.) периоды даруют нам достаточно обширную медицинскую литературу. Появляются врачебные школы, в которых готовят специалистов-врачевателей. Именно в это время живёт и действует знаменитый врач Гиппократ (около 460 года до н. э., остров Кос — между 377 и 356 годами до н. э., Ларисса), который по сей день является символом врачебного искусства. Немаловажно, что этот исторический период происходит поворот к рациональности во врачебной деятельности. Мыслители больше не считают здоровье и болезнь божественной благодатью или карой. Человек здоров или болен в силу рациональных, природных, познаваемых причин. Далее в этой главе мы показали, как античные врачеватели научали человека правильному образу жизни. Разрабатывались целостные методики, следуя которым, человек мог сохранить своё физическое здоровье. Античные врачи настаивали на подвижном образе жизни, всевозможных гимнастиках, массажах, физических упражнениях. Главным принципом, которому научали врачи, был принцип умеренности во всём. «Работа, пища, сон, любовь – все должно быть умеренным» – писал Гиппократ, поскольку умеренность – залог здоровья и физического благополучия человека. Обозначив то, что античные врачеватели научали человека правильному образу жизни, мы во второй главе исследования перешли к вопросу о врачевании души. В этой главе мы вначале продемонстрировали античные представления о человеке и его душе. Этим вопросом в античности занимались многие видные философы – Сократ, Платон, Аристотель, представители стоической школы и многие другие. Их учения и были основной методологической базой данной главы. Несмотря на разнообразность античных представлений о человеке и душе, можно сказать, что все философы мыслили человека в качестве неотъемлемой части универсума. Потому и философия медицины сводилась в первую очередь к врачеванию души. Однако, это ни коем образом не говорило о второстепенности тела. Душа и тело едины в античном представлении. Их гармония между собой, а также гармония с природой, универсумом, Космосом способствуют здоровью, благу и счастью. Подобная гармония называлась в античности калокагатией. Также в этой главе мы отметили то, что античное врачевание было неразрывно связано с философской мыслью. Великие античные врачи были, в том числе, философами, а многие философы были сведущи в медицине. На наш взгляд, это основная характеристика античного мира – мысль здесь универсальна, ещё не имеет разделения на отдельные науки и рубрики. Любой феномен, человек и его врачевание рассматриваются в совокупности с природой, космическим законом мироздания. Нельзя отделить тело человека от его души, так же как нельзя отделить человека от целого мира, его законов и логики. Показав, таким образом, универсальность античного знания, мы перешли к заключительной главе нашего исследования. Здесь мы показали значение античной медицины в современной философской мысли. В первой части заключительной главы мы показали, как античный терминологический аппарат используется в таких отраслях современного научного знания, как медицина, фармакология, психология, психопатология и т.д. Такие термины, как ахиллотомия», «гастрогастростомия», «венерология», «неврология», «Голова Медузы», «омфалит», «Эдипов комплекс» и многие другие имеют свои античные мифические корни, и используются по сей день. Заключительная часть исследования была посвящена тем современным мыслителям, которые не просто осмысляли античное наследие, но и находили в нём почву для дальнейшего философствования. Это такие мыслители, как Мишель Фуко, который проанализировав феномен античной медицины, критически разобрал медицину современную, показал её неадекватное деление на субъект и объект, то есть на пациента и врача, который отделяет болезнь от человека, мыслит болезнь в качестве инородного, не присущего человеку объекта. Современник Фуко, мыслитель Пьер Адо в своих многочисленных исследования рассматривал античные постулаты «Забота о себе» и «Культура себя». По его мнению, этот античные принципы является не призывом к самоидентификации, а, напротив, освобождением от индивидуальности, возвышением до космического, универсального статуса. Только следование этим принципам способствует физическому и душевному здоровью человека. Об универсальности античной мысли, невозможности отделить медицину от философии говорил и современный отечественный философ Владимир Бибихин. В своей работе «Язык философии» он писал: «Античная медицина занимала намного больше места в экономии человека, чем теперь: медицина занималась настроениями (меланхолия, холерическое возбуждение подлежали медицине), была философская медицина, прослеживались аналогии между человеческим телом и миром». Таким образом, для Бибихина, как и для его иностранных коллег, очевидно, что в античности вопросы медицины и философии составляли единое целое: здоровая, благостная, упорядоченная жизнь требует упорядочения души и тела, согласованности с универсумом. Таким образом, мы показали, что медицина в античном мире не существовала в отрыве от философской мысли, и тем самым выполнили поставленную цель.
Читать дальше
1.Адо П. Духовные упражнения и античная философия. – СПб.: Степной ветер, Коло, 2005. – 448 с. 2. Акбунов М. Античные мифы и легенды. Мифологический словарь. – М.: Микис, 1993. – 368 с. 3. Аристотель. О душе. – М.: Мир книги, 2009. – 400 с. 4. Аристотель. Политика. Метафизика. Аналитика / Аристотель; [пер. с древнегреческого]. – М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2008. – 960 с. 5. Аристотель. Этика. – М.: Аст, 2002. – 496 с. 6. Аристотель. Сочинения в 4 томах. Т.2. – М.: Мысль, 1978.- 756 с. 7. Базунов Б. Кумиры стадионов Эллады [Текст] / Б.А. Базунов. – М.: Советский спорт, 2004. – 448с. 8.Бибихин В.В. Мир. – Томск: «Водолей», 1995. – 144 с. 9. Бибихин В. В. Лес. – СПб.: Наука, 2011 – 425 с. 10. Бибихин В. Язык философии. – СПб.: Наука, 2007. – 392 с. 11. Васильева О.С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов. – М.: Академия, 2001. – 352с. 12. Васильева О.С. Историко-культурный анализ понятия «здоровый образ жизни» и современные представления о нём студенческой молодёжи [Текст] / О.С. Васильева, Д.З. Хозина // Психология в вузе.-2005.-№ 1.-С. 76-84. 13. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли: Пер. с фр./Общ. ред. Ф. X. Кессиди, А. П. Юшкевича; Послесл. Ф. К. Кессиди.— М.: Прогресс, 1988. – 224 с. 14.Выготский Л.C. Педагогическая психология / Л.C. Выготский. М.: Педагогика, 1991. – 479 с. 15. Гиппократ. Сочинения в 3-х томах. – М.: Книга по Требованию, 2012. Т.2. – 324 с. 16. Годфруа Ж. Что такое психология. М.: Мир, 1996 – 496 с. 17. Голобородько Д. Б. Концепции разума в современной французской философии. М. Фуко и Ж. Деррида. – М.: ИФ РАН, 2011. – 177 с. 18. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Перевод М.Л. Гаспарова. – М.: Мысль, 1979. – 674 с. 19. Ждан А. История психологии. От Античности до наших дней. – М.: Академический проект: Трикста, 2012. – 592 с. 20. Жирнов В. Проблема предмета медицины. - М.: «Медицина», 1978. – 204 с. 21. Зинченко В.П., Мамардашвили М.К. Изучение высших психических функций и категорий бессознательного // Вопросы философии. – 1991. – № 10. – С.34-40. 22. Кессиди Ф. Х. Сократ / Ф. Х. Кессиди. — 4. изд., испр. и доп. — СПб.: Алетейя, 2001. — 345 с. 23. Ковнер С.Г. История древней медицины: в 2 т. — Репринтное издание 1878–1888 гг. — СПб.: Альфарет, 2015. Т. 1: Вып. 1: Медицина Востока; 17. Медицина в Древней Греции до Гиппократа. – 652 с. 24. Кириллов Д. Античный идеал физического совершенства. - Теория и практика современной педагогики»: материалы международной заочной научно-практической конференции. – Новосибирск, 2011. – 187 с. 25. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта [Текст]: пер. с венгерского / Л. Кун; ред. В.В. Столбов. – М.: Радуга, 1982.-400с. 26. Лейбин В. М. Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль / Сост. и авт. вступ. ст. В. М. Лейбин. – М.: Республика, 1994. – 382 с. 27. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. – М.: Искусство, 1979. – 760 с. 28. Луций Анней Сенека. Нравственные письма к Луцилию. – М.: Аст, Астрель, 2011. – 416 с. 29. Марк Туллий Цицерон. О природе богов. – М.: Азбука-классика, 2002. – 288 с. 30. Марк Аврелий. Наедине с собой. Размышления. – М.: АСТ, Астрель, 2011. – 384 с. 31. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов. Введение // К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения. 2-е изд. Т.46. Ч.I. - М.: Изд-во полит. лит., 1968. – С. 17-48. 32. Михайлов Ф.Т. О медицине. // Избранное. - М.: Индрик, 2001. – 620 с. 33. Мудрость здоровой жизни в пословицах, поговорках народов мира, афоризмах, изречениях, поэтических строках. Сост. Н.С. Соловьёв. – Пермь, 1996. – 65 с. 34. Новейший философский словарь. — Минск: Изд. В. М. Скакун, 1998. – 896 с. 35. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Б.М. Бим-Бад, М.М. Безруких, В.А. Болотов и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528с. 36. Платон. Федон, Пир, Федр, Парменид. – М.: Мысль, 1999. – 528 с. 37. Платон. Филеб, Государство, Тимей, Критий. – М.: Мысль, 1999. – 656 с. 38. Психотерапевтическая энциклопедия / Под общ. ред. Б. Д. Карвасарского. – СПб.: Питер, 2006. – 944 с. 39. Рассел Б. История западной философии. – М.: Аст, 2010. – 832 с. 40. Рильке Р.М. Записки Мальте Лауридса Бригге. – М.: FreeFly, 2005. – 192 с. 41. Римские стоики: Сенека. Эпиктет. Марк Аврелий: Сборник». – М.: «Республика», 1995. – 463 с. 42. Сорокина Т. История медицины. – М.: Academia, 2008. – 560 с. 43. Терновский В. Андрей Везалий. – М.: Наука, 1965. – 256 с. 44. Философский энциклопедический словарь [Текст]. – М.: ИНФРА, 1997. – 576с. 45. Флоренский П. Антиномии языка. // Вопросы языкознания, 1989. – С. 141 – 157. 46. Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. Под ред. Лега В. П. – М.: Наука, 1989. – 576 с. 47. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М.: Наука, 1989. – 456 с. 48. Фрейд. З. Психоаналитические этюды. – М.: Попурри, 2007. - 608 с. 49. Фуко М. Забота о себе. История сексуальности – 3. – М.: Рефл-бук, Дух и Литера, Грунт, 1998. – 282 с. 50. Фуко Мишель. Археология знания / Пер. с фр. М.Б. Раковой, А.Ю. Серебрянниковой. – СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия», Университетская книга, 2004. – 416 с. 51. Фуко Мишель. СЛОВА И ВЕЩИ. Археология гуманитарных наук. – М., «Прогресс», 1977. – 327 с. 52. Фуко М. Рождение клиники. – М. Академический Проект, 2010. – 256 с. 53. Фуко Мишель. Психическая болезнь и личность / пер. с фр. предисл. и коммент. О. А. Власовой. – СПб. : ИЦ «Гуманитарная академия», 2009. – 320 с. 54. Фуко М. Психиатрическая власть: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1973 – 1974 учебном году / М. Фуко; пер. с фр. А. В. Шестакова – СПб.: Наука, 2007. – 450 с. 55. Фуко. М. История безумия в классическую эпоху. Санкт-Петербург, 1997. 576 с. 56. Философский энциклопедический словарь [Текст]. – М.: ИНФРА – М., 1997. – 576с. 57. Фромм Э. Бегство от свободы. Пер. с англ. А. Лактионова. – М.: АСТ; АСТ Москва, 2009. – 284 с. 58. Фромм Э. Человек для самого себя. Пер. с англ. Э. Спировой. – М.: АСТ; АСТ Москва, 2009. – 763 с. 59. Юнг К. Г. Аналитическая психология : Прошлое и настоящее. – М.: Мартис, 1997. – 309 с. 60. Юнг К. Г. Архетип и символ. – М.: Ренессанс, 1991. – 304 с. 61. Чанышев А. Курс лекций по древней и средневековой философии. — М.: Высшая школа, 1991. — 512 с. 62. Эрик Робертсон Доддс. Греки и иррациональное / Пер. с англ.. С. В. Пахомова; Послесл. Ф. Х. Кессид;. – СПб.: Алетейя, 2000. – 475 с. 63. Эстетика: словарь [Текст] / А.А. Беляев. – М.: Политиздат, 1989. – 447с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Гиляровский и Суворин о трагедии на Ходынском поле
Количество страниц:
10
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image