Если хотите купить курсовую работу на заказ, цена рассчитывается на сайте.
. Несмотря на спорность этой датировки, Фуко ведет речь не о медицине вообще, а о её современном виде, и становление этой медицины происходит в Новое время благодаря огромному пласту накопленных знаний с древних времён. Уже в древних цивилизациях появляется врачебная профессия, специализация по лечебному профилю. Философско-медицинский дискурс античности происходил в связи с проблематикой создания единой науки о человеке. Сегодня подобное единство философского знания утрачено. В истории философии мы видим, насколько разнообразными могут быть предметы её вопрошания. Мы имеем множество разнородных, порой, противоположных тенденций. И этот список постоянно пополняется. По прошествии относительно обширного периода мы говорим уже об эпохах, выводим общие черты проблематики этих эпох. Сегодня философское знание разделено, по крайней мере, на два направления: «позитивное», которое обслуживает исключительно научно-техническую сферу, и противоположное ему – «экзистенциальное», которое связано с культурной и духовной сферами. Античная ориентация на универсальное знание сегодня практически утеряна. Потому современности не удается свести культуру к антропологическому основанию, и ввести в рамки единой науки естествознание. Карл Маркс описывал эту ситуацию следующим образом: «Естественные науки развернули колоссальную деятельность и накопили непрерывно растущий материал. Но философия осталась для них столь же чуждой, как и они остались чужды философии» . Таким образом, актуальность исследования античной медицины обусловлена не только тем фактом, что именно её основные принципы вошли в нашу современную медицину, но также и тем, что античность не старалась разделять научное и гуманитарное знание, а рассматривала его в целостности, показывая тем самым важность подобного универсального подхода к изучению человека. Нет никаких сомнений в том, что именно философия должна вернуться к своим древним истокам создания «единой науки», поскольку именно философия способна представлять весь объем общечеловеческой культуры в однородной концептуальной целостности. В античной медицине человек представляется непосредственным предметом естествознания, но в отличие от современного естествознания, которое направленно на внешнюю природу по отношению к человеку, античное мысль обращается «вовнутрь» человека. Таким образом, античная медицина – это воздействие человека на собственную свою природу. «Человек не только предмет медицины, но и ее же порождающий субъект» , потому медицина в античности является практической философией. Учитывая, что и медицина, и философия восходят к одному историческому началу, важно осознавать, что их совместное приложение к историческому процессу позволяет удержать правильное теоретическое направление мысли. Потому важно уточнить значение понятий, сделать ряд пояснений. В первую очередь под античной медициной мы будем понимать тот вид врачебной деятельности, который возник в Древней Греции благодаря усилиям Гиппократа. Адекватность этого обусловлена тем, что из всех видов целительной врачебной деятельности, включая, в том числе, восточную медицину, только античная медицина в своём дальнейшем развитии прогрессировала. Основы современной медицины заложила именно школа Гиппократа. Еще одним важнейшим принципом античного врачевания является образ здорового человека, отклонение от которого подлежит устранению. В древневосточных обществах человек сводился к своей узкой профессии, потому врачевание сводилось к восстановлению нарушенных функций, а не стремилось к исцелению. Потому, как писал Геродот «у египтян все селения кишат врачами, для каждой болезни, для каждого органа был свой врач и ни один врач не лечил нескольких болезней» . Напротив, в Древней Греции врачебные технологии переросли в медицину от того, что античный полис формировал человека целостным. Конечная цель античной медицины – здоровый человек представлялся не частично, а через образ целостного человека. Античные врачи, таким образом, не делились на узких специалистов, а были универсалами. Опираясь на эти основные положения, мы в своем исследовании проанализируем античную медицину в качестве практической философии, которая не только отвечает на вопрос, – каков человек здоровый, но и помогает человеку этого здоровья добиться. Философским вопросом античной медицины занимались многие исследователи. Среди них можно выделить Жак Жуана, который занимался исследованием наследия Гиппократа, Карла Маркса, для которого античное наследие являлось предтечей создания единой науке о человеке, Мишеля Фуко, который систематизировал античное наследие, а также критически разобрал современный пласт медицинского знания. Следует также выделить представителей психоанализа, таких как Зигмунд Фрейд, Карл Густав Юнг, Альфред Адлер и многих других, которые пользовались античным наследием для построения своей врачебной практики. Среди отечественных исследователей античной медицины выделяются Жирнов В.Д., Михайлов Ф.Т., Рыбин В.А., Сильвестров В.В., Солопова М.А., Чанышев А.Н. и многие другие. Целью нашего исследования является прояснение соотношения философии и медицины в античной мысли. Для реализации поставленной цели, нами будет выполнен ряд задач, соответствующих параграфам исследования: 1. Показана история вопроса, основные понятия и представители античной медицины. 2. Проанализировано античное врачевание как научение человека правильному образу жизни. 3. Выявлены античные представления о человеке и его душе. 4. Представлена философия медицины в античном мире. 5. Показано, каким образом античные представления повлияли на медицину и психологию. 6. Осмыслено значение античной медицины в современной философской мысли. Объектом исследования является античная медицина. Предметом исследования является соотношение философского с медицинским знаний в античном врачевании. Методологическая база исследования: общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, исторический и логический методы) и специально-философские методы: структурно-функциональный анализ (определение структурных компонентов изучаемых явлений и их функций) и компаративистский анализ (выявление специфики объектов исследования путем их сопоставления). Научная новизна исследования заключается в рассмотрении вопроса античной медицины в контексте универсального философского знания о человеке, его здоровье и здоровом образе жизни. Структура работы: дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографического списка. Первая глава исследования посвящена античной медицине как науке и как учению о правильном образе жизни. Вторая глава посвящена анализу философии как врачевателю души и тела. Третья глава посвящена значению античной медицины в современной философской мысли.