ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ЧТО ТАКОЕ ВОСТОЧНЫЕ МОТИВЫ (МОТИВЫ В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ) 6 ГЛАВА 2. РУССКИЕ ВОСТОЧНЫЕ МОТИВЫ 14 ГЛАВА 3. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ 19 3.1. Сергей Есенин в контексте традиций русской культуры 19 3.2. Жизненный и творческий путь С. Есенина 27 ГЛАВА 4. ТЕМА ВОСТОКА В ТВОРЧЕСТВЕ С. ЕСЕНИНА КАК ТВОРЧЕСКАЯ ДОМИНАНТА ПОЭТА 36 4.1. Синтез традиций русского и восточного поэтического слова 36 4.2. Поэзия Есенина (цитаты, цитировать др. авторов) 43 4.3. «Персидские мотивы» С. Есенина как диалог двух культур 54 4.4. Образная канва «Персидских мотивов» 56 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73

Восточные мотивы в поэтическом творчестве А. С Есенина

дипломная работа
75 страниц
65% уникальность
2015 год
155 просмотров
Вязникова А.
Эксперт по предмету «Литература»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ЧТО ТАКОЕ ВОСТОЧНЫЕ МОТИВЫ (МОТИВЫ В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ) 6 ГЛАВА 2. РУССКИЕ ВОСТОЧНЫЕ МОТИВЫ 14 ГЛАВА 3. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ 19 3.1. Сергей Есенин в контексте традиций русской культуры 19 3.2. Жизненный и творческий путь С. Есенина 27 ГЛАВА 4. ТЕМА ВОСТОКА В ТВОРЧЕСТВЕ С. ЕСЕНИНА КАК ТВОРЧЕСКАЯ ДОМИНАНТА ПОЭТА 36 4.1. Синтез традиций русского и восточного поэтического слова 36 4.2. Поэзия Есенина (цитаты, цитировать др. авторов) 43 4.3. «Персидские мотивы» С. Есенина как диалог двух культур 54 4.4. Образная канва «Персидских мотивов» 56 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
Читать дальше
Актуальность. В современном литературоведческом трактовании творчество Сергея Есенина воспринимается в конктексте воспевания сельской «Руси уходящей». Вместе с тем, творчество поэта настолько ярко и разнообразно, что его по праву можно считать эталоном поэтов Серебряного века. Творческая воспреимчивость, умение чувствовать слово давали ему возможность не просто изучать культуры других народов, но и, воспринимая и понимая их, интерпретировать их в своем творчестве. Именно благодаря такому таланту поэта его поэзия – это один из ярких культурных симбиозов и в литературе серебряного века, и в даже в конктесте современной литературы. Вместе с тем, мы не можем говорить о том, что восточные мотивы, которые присутствуют в лирике Есенина стали предметом какого-либо комплексного анализа. Встречаются научные разработки, которые посвящены отдельным аспектам реализации восточных мотивов в творчестве поэта. Потребность комплексного исследования особенностей усвоения восточных мотивов в поэзии С. Есенина актуализируют выбранную тему исследования. Цель исследования – изучение особенности реализации и трансформации восточных мотивов в поэтическом творчестве Сергея Есенина.


Если вам нужна дипломная работа на заказ цена в Краснодаре приятно удивит. Закажи на Work5.


. Для достижения цели необходимо решить такие задачи: - проанализировать понятие «восточные мотивы» и его трактование в мировом литературоведении; - исследовать особенности интерпретации восточных мотивов русской литературой; - изучить теоретико-методологические подходы к исследованию проблемы; - определить особенности восприятия Сергея Есенина в контексте традиций русской культуры; - исследовать жизненный и творческий путь Сергея Есенина; - проанализировать особенности синтеза традиций русского и восточного поэтического слова; - изучить специфику восприятия поэзии Сергея Есенина писательским миром; - проанализировать «Персидские мотивы» С. Есенина с точки зрения диалогичности двух культур; - исследовать систему образов «Персидских мовов. Объект исследования – цикл «Персидские мотивы» в творчесте С. Есенина. Предмет исследования – особенности реализации восточных мотивов С. Есениным в цикле «Персидские мотивы». Степень изученности проблемы. Тема Востока в творчестве С. Есенина и «Персидские мотивы» становились объектом литературоведческого анализа, в частности в трудах В. Белоусова и В Тартаковского , Г. Наджафова , А. Кулинича , которые сделали большой вклад в изучение творчества поэта. Вместе с тем, следует отметить, что особенности современного восприятия и осмысления культурных заимствований в поэтическом творчестве требует детального изучения особенностей реализации восточных мотивов в творчестве С. Есенина. Методы исследования. Кроме общенаучных анализа и синтеза в работе были использованы такие методы, как образный, семантический, структурный, жанровый анализ. Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты дипломной работы могут стать основой для написания магистерских и кандидатских диссертаций. Кроме того, некоторые аспекты дипломной работы могут быть использованы при разработке лекционных и практических занятий по русской литературе серебряного века, в общем, и творчестве С. Есенина в частности. Структура исследования. Дипломная работа сосотоит из введения, четырех глав с параграфами, заключения и списка литературы.

Читать дальше
Исследуя особенности интерпретации восточных мотивов в творчестве Сергея Есенина, мы пришли к таким выводам: 1. Учитывая различные дефиниции и подходы к пониманию этого термина и соглашаясь с взглядом на мотив как на «повторяющийся комплекс чувств и идей» и мнением, что мотив – это «подвижной компонент, вплетается в ткань текста и существует только в процессе слияния с другими компонентами», мы будем пользоваться расширенным понятием: мотив – повторяющийся и вариативный компонент литературных произведений, который представляет собой комплекс чувств и идей или концентрирует представление о явлении, действие. Признаки мотива такие: предикативность, структурная и семантическая неодномерность, принадлежность к сюжетно-тематической плоскости. Встречаясь в тексте, мотив к общему контексту произведения добавляет определенную сумму значений, которые априори уже содержатся в нем. 2. Специфика усвоения образа мусульманского Востока в русской литературе имеет свою историю, которая говорит о том, что сам образ Востока не просто усваивался, но имел поступательное усиление, а также определенную цикличность проявления в литературном процессе. 3. Систематизируя культурно-эстетическое наследие русских романтиков и философские доминанты Востока, С.Л. Каганович выделяет такие параметры их сближения: a. субъективизм; b. психологизм; c. доминирование изобразительности над выразительностью; d. использование канонизированных поэтических средств; e. вненациональность сравнений; f. эмоционально-оценочная метафоризация; g. ассоциативность; h. контрастность; i. музыкальность 3. Выделяя в есенинском творчестве пять периодов (1914–1919; 1919–1922; 1922–1923; 1923–1925 гг.), Б. Розенфельд в преамбуле к их комментированному описанию отмечал: «Пять фаз поэтического стиля Есенина, вырастая на общей основе и в своих кульминациях сменяя друг друга, отражают главные этапы его творческого пути. Первая фаза представлена по преимуществу дореволюционным творчеством Есенина (сборники «Радуница», «Голубень»), вторая и третья – произведениями, выражающими реакцию Есенина – сначала положительную, а потом отрицательную – на социальные процессы Октябрьской революции (сборники «Преображение», «Трерядница», «Триптих», «Исповедь хулигана», пьесы «Пугачев» и «Страна негодяев» и др.), четвертая – узко-личной лирикой «Москвы кабацкой» с некоторыми, примыкающими к ней, позднейшими произведениями и, наконец, пятая – циклом «Русь Советская», выражающим отношение Есенина к новой советской действительности». 4. Конструируя диалог культур, С. Есенин не просто использует готовую схему (те образы и мотивы, которые предлагает восточная литература), – он наполняет ее абсолютно новым содержанием. Есенин создает цикл стихов под названием «Персидские мотивы», где откровенно и даже простодушно заимствует внешнюю, особенно эффектную сторону восточной поэзии. По сути, поэт просто совершенствовал восточный стих, примеряв его на себя. 5. Основными образами, которые реализует Сергей Есенин, являются роза, вино, кипарисы и т. д. Вместе с тем, поэт не просто внедряет эти образы в свои поэзии, – он воспринимает их и реализует в совершенно новых непривычных для восточного понимания амплуа.
Читать дальше
1. Аверинцев С.С. Гете и Пушкин (1749 — 1799 — 1999) // Новый мир. — 1999. — № 6. — С. 190. 2. Базанов, В.Г. Сергей Есенин и крестьянская Россия / В.Г. Базанов. - Д.: Советский писатель, 1982. - 303 с. 3. Байбурин, А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных сла- вян/А.К. Байбурин. - Л.: Наука, 1983.- 192 с. 4. Белоусов В. Персидские мотивы. М.: Знание, 1968. 5. Бем А. К уяснению историко-литературных понятий / А. Бем // Известия Отделения русского языка и словесности Российской Академии наук. – 1918. – Т. 23. – Кн. 1. – С. 225–245 6. Бестужев-Марлинский А.А. О романе Н. Полевого «Клятва при гробе господнем». Соч. в 2-х т. Т. 1. М., 1985. С. 567. 7. Веселовский А. Историческая поэтика / А. Веселовский : [вступ. ст. И.К. Горского ; сост., коммент. В.В. Мочаловой]. – М. : Высшая школа, 1989. – 406 с. – (Классика литературной науки) 8. Волков А. Художественные искания Есенина: моногр. – М.: Сов. писатель, 1976. – 440 с 9. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. Очерки по русской литературе ХХ века. / Гаспаров Б.М. – М. : Наука, 1993. – 304 с. 10. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / [Вступ. статьи А. М. Бабкина, В. П. Вомперского] / В.И. Даль. - М.: Терра, 1995. – Т. 2. 11. Есенин, С.А. Поли. собр. соч.: в 7 т. / [Гл. ред. Ю.А. Прокушев] / С.А. Есенин. - М.: Наука, Голос, 1995-2000. 12. Жаворонков А.З. Традиции и новаторство в творчестве С.А. Есенина. автореф. дисс. … док. филол. наук. Тбилиси, 1971. – 36 с. 13. Жирмунский В.М. О поэзии классической и романтической // Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977. С. 134. 14. Каганович С.Л. Русский романтизм и Восток: Специфика межнационального взаимодействия. Ташкент, 1984. С. 59. 15. Кулинич А.В. Сергей Есенин: критико-биографический очерк. – Киев, 1959 16. Кюхельбекер В.К. О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие (1824) // Кюхельбекер В.К. Путешествие. Дневник. Статьи. Л., 1979. С. 453— 459. 17. Ломинадзе Г. Единство и многообразие. М., 1960. С. 197. 18. Люксембург А. Лабиринт как категория набоковской игровой поэтики [Електронний ресурс] / Александр Люксембург. – Режим доступу: http://www.relga.rsu.ru/n22/cult22_2.htm 19. Мелетинский Е.М. От мифа к литературе : Учебное пособие по курсу «Теория мифа и историческая поэтика повествовательных жанров» / Елезар Моисеевич Мелетинский. – М. : Изд-во РГГУ, 2001. – 169 с. – Библиогр. : С. 166–167. 20. Мень, А. Православное богослужение. Таинство, Слово и образ / А. Мень. - М.: Слово, 1991. - 191 с. 21. Прокушев Ю.Л. Сергей Есенин. Образ, стихи, эпоха: моногр. – М.: Моск. рабочий, 1975. – 328 с. 22. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки / В.Я. Пропп. ; научная редакция, текстологический комментарий И.В. Пешкова. – М. : Изд-во «Лабиринт», 2002. – 336 с. 23. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. М., 2001. С.177. 24. Силантьев И.В. Поэтика мотива / И.В. Силантьев ; отв. ред. Е.К. Ромодановская. – М. : Языки славянской культуры, 2004. – 296 с. – (Язык. Семиотика. Культура) 25. Сильман Т. Заметки о лирике / Т. Сильман. – Л. : Советский писатель, Ленинградское отделение, 1977. – 224 с. 26. Славянская мифология: Энциклопедический словарь. - М.: Эллис Лак, 1995.-416 с. 27. Тартаковский П. Русская поэзия и Восток. 1800 – 1950: Опыт библиографии. М., 1975.; 28. Тартаковский П. Свет вечерний шафранного края... (Средняя Азия в жизни и творчестве Есенина). Ташкент: Литература и искусство, 1981. 29. Тартаковский П. "Я еду учиться…" "Персидские мотивы" Сергея Есенина и восточная классика. // В мире Есенина: Сб.статей. М., 1986. С.343. 30. Томашевский Б. Теория литературы. Поэтика : Учебное пособие / Б. Томашевский [вступ. статья Н.Д. Тамарченко ; комм. С.Н. Бройтмана при участии Н.Д. Тамарченко]. – М. : Аспект Пресс, 2002. – 334 с 31. Целкова Л.Н. Мотив / Л.Н. Целкова // Введение в литературоведение. Литературное произведение : Осн. понятия и термины [учеб. пособие] / Л.В. Чернец, В.Е. Хализев, С.Н. Бройтман и др. ; [под ред. Л.В. Чернец]. – М. : Высш. шк. ; Изд. центр «Академия», 2000. – 556 с. – С. 208. 32. Чалисова Н., Смирнов А. Подражания восточным стихотворцам: встреча русской поэзии и арабской поэтики // Сравнительная философия. М., 2000. С. 260. 33. Челышев Е.П. Мир Востока и Пушкин // Наука в России. — 1999. — .№1. — С. 79. 34. Щеглов Ю.К. Черты поэтического мира Ахматовой [Электронный ресурс] / Ю.К. Щеглов. – Режим доступа: http://novruslit.ru/library/?p=17 35. Эпштейн, М.Н. «Природа, мир, тайник вселенной...»: Система пейзажных образов в русской поэзии / М.Н. Эпштейн. - М.: Высшая школа, 1990.-303 с. 36. Эткинд, А.Е. Хлыст: Секты, литература и революция / А.Е. Эткинд. - М.: Новое литературное обозрение, 1998. - 688 с. – С. 41.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Гиляровский и Суворин о трагедии на Ходынском поле
Количество страниц:
10
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image