Введение Глава 1 История развития речи ребенка 1.1 Становление форм коммуникации на различных этапах развития ребенка 1.2 Освоение речи ребенком в онтогенезе 1.3 Роль общения с матерью в развитии ребенка Выводы по главе 1 Глава 2. Особенности «Мамского языка» 2.1 Психологические причины возникновения «мамского языка» 2.2 Специфика «мамского языка» как арго, или языка субкультуры Выводы по главе 2 Глава 3. Экспериментальное исследование особенностей психологии молодых мам с маленькими детьми. 3.1 Организация и методики исследования 3.2 Описание и анализ результатов исследования Выводы по главе 3 Заключение Список источников

Мамский язык : психолингвистические характеристики

дипломная работа
Психология
70 страниц
88% уникальность
2015 год
101 просмотров
Лысенко Н.
Эксперт по предмету «Психолингвистика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение Глава 1 История развития речи ребенка 1.1 Становление форм коммуникации на различных этапах развития ребенка 1.2 Освоение речи ребенком в онтогенезе 1.3 Роль общения с матерью в развитии ребенка Выводы по главе 1 Глава 2. Особенности «Мамского языка» 2.1 Психологические причины возникновения «мамского языка» 2.2 Специфика «мамского языка» как арго, или языка субкультуры Выводы по главе 2 Глава 3. Экспериментальное исследование особенностей психологии молодых мам с маленькими детьми. 3.1 Организация и методики исследования 3.2 Описание и анализ результатов исследования Выводы по главе 3 Заключение Список источников
Читать дальше
Проблемы, возникающие при развитии у детей коммуникативных способностей в течении многих лет считались явлением, относящимся лишь к области психологии и педагогики. В данном направлении работали такие авторы, как Выготский, Бюлер, Жинкин и Лурия. Но в наше время к данной проблеме начали уделять особое внимание и представители лингвистической науки. Для языковедов самым важным считается проблема определения того, что конкретно открывает в людях способность к взаимопониманию, каким образом накапливается база методов и приемов необходимые в процессе решения этой задачи. Перечисленные факты привели к переосмыслению научного взгляда по отношению к такому понятию как «детская речь».


Интересно, где можно найти бизнес планы на заказ ? Переходите по ссылке на сайт Work5 и заполняйте форму.


. Отныне, данное понятие относится к сфере прикладной и лингвистической лингвистике. Р. О. Якобсон вполне обоснованно рассуждал о том, что языкознанию необходимо исследовать языковые процессы со всех сторон: современный, древний, мертвый. Современные лингвистические анализы включают в себя понятие «детской речи» по ряду причин. Прежде всего, это связано с единым направлением лингвистики нашего времени, суть которого заключается в том, чтобы исследовать язык и его результат – речь, вместе с еще одним объектом исследования – языковой личностью. Таким образом, при изучении данной проблемы, необходимо будет так же ответить на вопрос «как формируется носитель языка?» Для решения данной задачи в первую очередь нужно разработать теоретическую основу, идейную концепцию, которая послужит фундаментом исследования. В ней будет собрана терминологическая база всей исследовательской работы. Речь – это сверх сложный многоуровневый комплекс, основная функция которого заключается в установлении отношений между людьми и общностями, а, при более развитом его проявлении, создание культуры и социума в целом. Самые необходимые направления речевого процесса: предметно-содержательный, фактический, эмоциональный. Перечисленные аспекты обладают разной ценностью. Таким образом, они формируют систему с иерархией. Самый высший уровень принадлежит предметно-содержательному направлению, которую, как правило, называют сообщением. В любом индивидуальном коммуникативном процессе участвуют сразу несколько вышеупомянутых направлений, но лишь один из них считается главенствующим. Исходя из наблюдений, можно сделать вывод о том, что коммуникативный процесс мотивируется необходимостью в обмене сообщениями между людьми. Данная мотивация считается фундаментом сформировавшегося и активно функционирующего речевого процесса . Эмоциональное и фактическое направления, наоборот, способны только быть внутри речевого процесса, притом по разной причине. Именно по этой причине, эмоциональное направление формируется лишь предметом сообщения, или же эмоционально-оценивающей его основой, в этом же случае данное направление становится носителем прямого вербального отражения . Одним из самых важных катализаторов, способствующих формированию речи ребенка является «мамский» язык. По этой причине проблема отношений матери и ребенка в данном исследовании является одной из самых важных. Всем вышеуказанным обусловлена актуальность исследования. Изучению этой проблемы были посвящены психологические исследования следующих авторов: С.Ю. Мещеряковой, Г.Г.Филипповой , М.И. Лисиной, Р.К.Махмутовой, А.А. Баландиной и других ученых. Объект работы: особенности психологии матери грудного ребенка. Предмет исследования: психологические аспекты развития речи ребенка с точки зрения его взаимоотношений с матерью. Цель работы: исследование психолингвистических характеристик «мамского» языка. Для достижения данной цели предстоящей работы были сформированы соответствующие задачи: Задачи исследования. 1. Изучить процесс становления форм коммуникации на различных этапах развития ребенка. 2. Рассмотреть освоение речи ребенком в онтогенезе. 3. Изучить роль общения с матерью в развитии ребенка. 4. Исследовать психологические причины возникновения «мамского языка». 5. Рассмотреть специфику «мамского языка» как арго, или языка субкультуры. 6. Спланировать исследование и выбрать его методики. 7. Дать описание и анализ результатов исследования. Структура исследования: введение, три главы, заключение и библиографический список. Введение посвящено рассмотрению актуальности проблемы исследования, постановке цели и задач исследования, определения объекта и предмета исследования. Первая глава посвящена изучению теоретических вопросов, касающихся особенностей развития речи ребенка и его отношений с матерью. Во второй главе проанализированы психологические и лингвистические причины возникновения «мамского» языка. В третьей главе представлен ряд эмпирических исследований по теме проблематики исследования. Представлено описание методик, приведены результаты исследования и их интерпретация. Практическая значимость научной работы выражается в том, что современная наука нуждается в создании комплекса методов и приемов исследования и лечения отклонений, связанных с личностным общением. Создание такого рода коррекционных комплексов невозможно без изучения психологии матери и ее взаимоотношений с ребенком.

Читать дальше
Итак, в данной работе было проведено исследование психолингвистического феномена – так называемого «мамского языка», которым молодые мамы пользуются как в общении с маленькими детьми, так и в повседневном общении. В первой главе исследовательской работы была изучена история развития речи ребенка. Для того, чтобы подробно анализировать данную тему, отдельно были рассмотрены следующие аспекты развития речи ребенка: - становление форм коммуникации на различных этапах развития ребенка; - развитие средств коммуникации. Общение с матерью является важнейшим фактором успешного воспитания и развития детей. Но для того, чтобы воздействие этого фактора стало положительным, женщина должна иметь сформированный психологический образ «Я-мать», владеть необходимым и достаточным комплексом материнских знаний и умений, быть готовой к рождению и воспитанию собственных детей, к любви к ним. Женщина полностью осознает роль и значение материнства в своей личной жизни, владеет необходимым и достаточным комплексом материнских знаний и умений, осознает свою готовность к рождению и воспитанию собственных детей в любви, приятии и на основе принципов гуманизма. Мамский язык» сам по себе не является ни проблемой, ни заслугой молодой мамы. Это явление материального мира, которое не имеет ни выраженной негативной, ни выраженной позитивной окраски. Он просто есть, и окружающим надо с этим смириться, отнестись к нему с юмором и пониманием. Молодым мамам, в свою очередь, нужно следить за тем, чтобы не были нарушены мир и лад во всей семье, полноправный член которой – муж – тоже требует внимания. Русская культура относится к типу культур, в которых нормально применение особого языка для общения с ребенком. Есть другие культуры, где с детьми ни на каком промежуточном языке не разговаривают, ждут, пока они овладеют нормальным. К счастью, в России это не так. В «детском русском» языке есть такие слова, как папа, мама, баба, деда, ляля, ням-ням, кака, пипи и многое другое. И «сися» в том числе. Слово «сюсюканье» для обозначения такого языка не подходит, так как имеет все же негативную коннотацию. «Мамский язык» представляется весьма удачным обозначением для этого лингвистического феномена. Молодые матери в определенной степени идентифицируют себя со своими детьми, что неизбежно сказывается на языке: отсюда, кстати, знаменитое выражение «мы пописали». И разговор мамочек происходит будто в присутствии деток, порой еще не рожденных и даже не зачатых. Сленг, зародившись вне интернета, именно в интернете переживает период расцвета. В онлайне «мамский» обогатил свою лексику, выработал ряд особых письменных приемов. В третьей главе были проведены экспериментальные психологические исследования. Целью исследований было рассмотрение психологического состояния молодых мам с маленькими детьми, использующих «мамский язык». По итогам исследования можно сказать следующее. Показатели психологического благополучия у большинства молодых матерей находятся в пределах нормы. Как специальная методика оценки субъективного благополучия, так и результаты социологического опроса свидетельствуют о преобладании среднего и высокого уровня психологического благополучия у молодых мамс маленькими детьми. Их самооценка по этому показателю практически совпадает с данными обследования по методике Соколовой. Уровень тревожности и агрессивности молодых матерей в основном средний и низкий, высокий уровень тревожности и агрессивности показали только трое из десяти. Уровень использования молодыми мамами специфического «мамского» языка никак не связан с показателями психологического благополучия. Однако существует сильная зависимость между использованием «мамского» языка и времяпрепровождением на «мамских» форумах в сети Интернет. Это вполне закономерно, так как сейчас «мамский» язык формируется и развивается преимущественно в онлайн-пространстве. Задачи исследования были выполнены в следующих параграфах. 1. Изучить процесс становления форм коммуникации на различных этапах развития ребенка. Выполнено в п.1.1. 2. Рассмотреть освоение речи ребенком в онтогенезе. Выполнено в п.1.1. 3. Изучить роль общения с матерью в развитии ребенка. Выполнено в п.1.1. 4. Исследовать психологические причины возникновения «мамского языка». Выполнено в п.1.1. 5. Рассмотреть специфику «мамского языка» как арго, или языка субкультуры. Выполнено в п.1.1. 6. Спланировать исследование и выбрать его методики. Выполнено в п.1.1. 7. Дать описание и анализ результатов исследования. Выполнено в п.1.1. Цель работы - исследование психолингвистических характеристик «мамского» языка – достигнута, задачи выполнены.
Читать дальше
1. Брутман В. И., Радионова М. С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопросы психологии – 1997 - № 6 2. Варга А. Я. Структура и типы родительского отношения. Дис. …канд. психол. наук. М., 1987. 3. Варга А. Я. Структура и типы родительского отношения. Дис. …канд. психол. наук. М., 1987. 4. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6 т. - М.,1982-1984. - Т.4. 5. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6 т. - М.,1982-1984. - Т.4. 6. Захарова Е.И. Опросник для исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия // Семейная психология и семейная терапия – 1997. - №1. 7. Захарова Е.И. Опросник для исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия // Семейная психология и семейная терапия – 1997. - №1. 8. Стерн Д. Н. Межличностный мир ребёнка. Взгляд с точки зрения психоанализа и психологии развития. СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2006 9. Столин В. В. Самосознание личности. - М., 1983. 10. Столин В. В. Самосознание личности. - М., 1983. 11. Филиппова Г.Г. Психология материнства и ранний онтогенез. - М., 1999. 12. Филиппова Г.Г. Психология материнства и ранний онтогенез. - М., 1999. 13. Парабеллум А., Мрочковский Н., Калаев В.Социальные сети. Источники новых клиентов для бизнеса. СПб: Питер, 2013 14. Энциклопедия социологии. Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. — Мн.: Книжный Дом, 2003. 15. Соколова М.В. Шкала субъективного благополучия. Ярославль: НПЦ "Психодиагностика". 1996 16. Люшер М. Какого цвета ваша жизнь. М.: Hippo, 2003 17. Гайдышев И.А. Анализ и обработка данных. Спб.: Питер, 2001. 18. http://ovuljashki.ru/ (сетевой ресурс) 19. Форум центра «Рожана». http://www.rojana.ru/forum/ (Сетевой ресурс). 20. Живой Журнал Божены Рынской http://becky-sharpe.livejournal.com/2222156.html#comments (сетевой ресурс)
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ книги Бердяева "истоки и смысл русского коммунизма"
Количество страниц:
11
Оригинальность:
98%
Год сдачи:
2017
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Гиляровский и Суворин о трагедии на Ходынском поле
Количество страниц:
10
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image