Закажите написание кандидатской диссертации в Хабаровске на сервисе Work5.
. Слово «мартирий» происходит от греческого martiros – мученик. Восходит жанр к тому периоду, когда христианство было гонимой верой. Первые мартирии, таким образом, появились в Византии, первом веке нашей эры. Посвящены мартирии были биографиям христиан, заплатившим жизнью за новую веру. Общеизвестно, что мартирии – жанр литературы и живописи, существовавший на всех территориях, где распространялась письменность, пришедшая на Русь с принятием христианства. Кроме того, мартириями называются раннехристианские культовые сооружения, посвященные почитанию мучеников или святых мест. Так, на территории современных Израиля, Иордании, Палестины присутствуют во множестве теофанические мартирии. Так называются места, связанные с земной жизнью Иисуса (от латинского теофания – «Богоявление»). Под агиографией понимается художественная литература и живопись, посвященные святым. По словам Александра Меня, «в христианском сознании святые – это не просто «добрые», «праведные», «благочестивые» люди, а те, кто были причастны запредельной Реальности. Им во всей полноте присущи черты конкретного человека, вписанного в определенную эпоху. И в то же время они возвышаются над ней, указывая путь в будущее» . Задача составления житий соответствовала на первых этапах проникновения христианства на Русь общей задаче, поставленной византийскими и болгарскими миссионерами и их русскими учениками: пропаганде и популяризации новой религии. При этом житийная литература опиралась на фольклор как часть высокоразвитой устной культуры восточных славян. Первые мартирии, таким образом, были переводными, особенно активно переводческая деятельность развивалась в 30-40-е годы XI века, при Ярославе Мудром. Д.С. Лихачев предложил рассматривать новые жанры в терминах «трансплантации», «пересадки», поскольку переводы активно ассимилировались к местным традициям. О влиянии на местную литературу речь не шла, потому что литературы как таковой еще не было: шел процесс ее формирования. Агиографическая литература занимала промежуточное место между двумя мощными пластами: мирской литературой и текстами Священного Предания. С первым пластом агиографические тексты сближала относительная свобода в изложении житий, опора на фольклорные традиции. Со вторым -следование определенным канонам, хотя и не таким жестким, как в отношении текстов Священного Писания и патристической литературы - сочинений Отцов церкви. К обязательному минимуму богослужебных книг, которые должны были быть в церкви, относились Евангелие апракос (праздничное), Апостол апракос (апостольские послания в порядке богослужения); Евхологион, первоначально служивший заменой Служебника и Требника; Псалтирь и так далее – всего не менее двадцати шести книг . Сборники житий святых, Четьи – Минеи, относились к церковно-учительному, душеспасительному чтению, их полагалось читать, например, во время трапезы в монастырях. Таким образом, религиозные четьи составляют отдельную группу, противопоставленную богослужебным книгам, полусветской и светской литературе. Количественно превалировали книги богослужебного характера, почти вдвое превышая четьи и более чем в двадцать раз – мирские книги. Наряду с мартириями в литературной агиографии присутствовали такие типы сочинений, как житиях-биографии, патеричные рассказы и о примыкающие к ним апокрифах. В целом агиографическая литература была излюбленным христианским чтением. Особую роль приобретала житийная литература для тех людей, которые посещали храм редко, обычно в день именин. Даже не получая ежедневных наставлений, но знакомясь с жизнеописанием своего небесного заступника, христианин получал, тем самым, образец для подражания, идеал поведения. Возвращаясь к проблемному полю исследуемой темы, необходимо затронуть еще один дискуссируемый вопрос: можно ли считать мартириями жизнеописания святых-мучеников в католической традиции? В узком смысле термин «мартирии» употребляется для агиографического жанра, который был свойственен православной литературе, так называемые жития-романы. В широком смысле – это любые биографии мучеников, в католической традиции в основном имевшие вид «актов мученичества» – Acta Martyrum. Обращение к максимально широкой трактовке понятия позволяет рассмотреть не только иконопись, но и религиозную живопись, создаваемую светскими мастерами. Цель данной работы – проанализировать традиции изображения житий-мартирий в изобразительном искусстве. Для реализации данной цели нами поставлены следующе задачи: 1) Рассмотреть жития-мартирии как один из агиографических жанров; рассмотреть иконопись как явление, связанное с мартириями. 2) Рассмотреть особенности икон и иной живописи, основанных на сюжетах о мучениках. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.