Изучение творческого процесса, влияющего на развитие личности, представляется особо важным и актуальным в современном мире. Дети с проблемами в психическом развитии особо нуждаются в поддержке и помощи окружающих родителей, педагогов, психологов. Такие свойства личности, как самостоятельность, активность и способность к творчеству могут сыграть решающую роль в судьбе таких детей. Именно творчество и творческая активность играют решающую и основную роль в формировании личности ребенка и в его дальнейшей творческой активности и отношению к ней. Как известно, творческая активность является важнейшим свойством личности.
Изучение, развитие творческих способностей ребенка важно не только в отношении развития его познавательных, интеллектуальных, эстетических функций, но также и качестве обратной связи от ребенка к взрослым. Изучая продукты детского творчества, мы можем сделать определенные выводы о внутреннем состоянии и мире ребенка, о его чувствах и переживаниях, необходимых для более полного понимания.
Наиболее важным процессом, способствующим развитию творческих способностей у детей с проблемами в психическом развитии, является воображение. Дети познают окружающий мир по наглядному образцу и по памяти. Включая воображение в творческий процесс, они формируют определенные представления. Формируются представления в процессе познания объектов, в изображениях, играх, определенных экскурсиях, приобщению к миру искусства.
Творческая деятельность способствует развитию наглядно-образного мышления, речи, воображения, сенсорной сферы, мелкой моторики. Самым доступным способом для проявления творчества ребенка является рисунок.
Важно помнить, что для ребенка очень важно отношение взрослых и сверстников к их деятельности. Использование положительных или отрицательных оценок в адрес деятельности ребенка может иметь различные последствия, поэтому относиться к этому нужно предельно осторожно. Так, если ребенка постоянно хвалить, то у него могут сформироваться такие черты, как зазнайство, излишняя самоуверенность, если же его постоянно ругать, то можно выработать отрицательное отношение к творчеству. В процессе создания своего продукта ребенок вспоминает те образы и события, которые для него особо значимы, при этом вновь испытывает положительные эмоции.
Различные виды творческих самостоятельных работ всегда привлекают детей, и их выполнение развивает эстетическое начало в личности, прививает вкус к искусству, способствует развитию внимательности, наблюдательности, творческому и конструкторскому мышлению. Изготовление различных поделок служит средством развития творческих способностей.
Коррекций недостатков психического развития детей в развитии творческих способностей заключается в обучении детей всесторонне обдумывать задание и практически их выполнять. Для того, чтобы успешно выполнять задания, детей необходимо также предварительно ориентировать в задании, учить планировать свою работу. В процессе выполнения творческих заданий у детей формируется самоконтроль и развивается фантазия.
Детей необходимо привлекать к практической деятельности во внеурочное время, что способствует развитию жизненно необходимых для ребенка навыков, знаний и умений.
Творческий процесс способствует гармоничному развитию ребенка. По мере взросления, становления личности творчество может стать основной для выбора профессиональной деятельности.
Творческие способности у детей с проблемами в психическом развитии формируются со значительным запаздыванием и имеют особые отличительные черты и качественное своеобразие. Формирование творческих способностей зависит от развития психических и физических функций, от качества сформированности мышления, памяти, восприятия, речи. С одной стороны творческие способности зависят от развития данных процессов, а с другой – творчество само способствует их развитию, создает своеобразную основу для образных действий.
Наиболее важное условие для развития творчества – это разнообразие работы и ее вариативность на занятиях. Необходимо уделять внимание обстановке, яркости, красочности материалов, чтобы задания были неповторимыми, каждый раз разными, все это необходимо для наиболее полного вовлечения ребенка в образовательный процесс, для поддержания его интереса к деятельности.
Дети с отставанием в психическом развитии имеют все потенциальные возможности усвоить образовательную программу, но для этого им необходимы комфортные и адекватные условия обучения, которые будут способствовать повышению уровня обучаемости и социальной адаптации. В этой связи творческие способности играют особую роль, потому что именно посредством творческого процесса усвоения свойств предметов, форм, цветов, явлений окружающей среды, ребенок может адекватно воспринимать и принимать окружающий его мир. Учиться регуляции собственных действий и поступков для полной социализации, как личность, входящая во взрослый мир.