В Российской Федерации межбюджетные отношения – это деятельность, основанная на взаимосвязи органов госвласти страны, субъектов, местного самоуправления, и связанная с исполнением и формированием соответствующих бюджетов. Все расходно-доходные схемы, входящие в общую систему государства, взаимосвязаны. Эту взаимосвязь определяют межбюджетные отношения. Существуют определенные принципы, на которых основывается указанное взаимодействие. Межбюджетные отношения строятся на распределении и закреплении расходной части бюджетов по конкретным уровням системы. Используется также и разграничение (утверждение на постоянной основе и распределение в соответствии с временными рамками) регулирующей доходной части. Неотъемлемым условием, на котором строятся межбюджетные отношения, является равенство бюджетных прав субъектов (муниципальных образований). В условиях взаимодействия применяется выравнивание уровня расходно-доходной минимальной обеспеченности субъектов (территориальных формирований). Межбюджетные отношения отражают равенство всех бюджетов государства при взаимодействии с федеральным. Кроме того, обеспечивается равенство местных расходно-доходных схем при взаимосвязи со схемами субъектов.
Основные задачи в сфере межбюджетных отношений таковы: реализация положений указов Президента РФ от 7 мая 2012 года; финансовое обеспечение перераспределения полномочий между уровнями публичной власти; переход на адресный характер предоставления социальных льгот и выплат; отказ от несистемных решений по поддержке отдельных регионов в течение финансового года; обеспечение сбалансированности бюджетов, в том числе путем предоставления межбюджетных трансфертов; укрупнение межбюджетных трансфертов в рамках ключевых направлений государственной политики. Кроме того, в число задач входит повышение предсказуемости распределения межбюджетных трансфертов, отмена федеральных льгот по региональным и местным налогам, стимулирование перехода к программно-целевому методу бюджетного планирования.
Возможно "межбюджетное" взаимодействие. Часто оно выражается во взаимопомощи между структурами разных уровней. Например, когда из федерального бюджета направляются субсидии, дотации, субвенции в пользу региональных или муниципальных или же выдаются соответствующим образом оформленные займы. Структура бюджета России Рассмотрим то, каким образом устроен финансовый бюджет (в том смысле, что под этим термином мы понимаем сформировавшуюся систему управления денежными потоками государством) в России.
Основной законодательный источник, регулирующий данную сферу, Бюджетный Кодекс. Согласно данному нормативно-правовому акту, структура государственной финансовой системы выстроена на четырех основных уровнях: федеральном, региональном, местном и локальном (два последних некоторые эксперты объединяют, однако в законе они указываются раздельно).
На первом уровне финансовыми потоками управляют, соответственно, федеральные органы власти. Они же заведуют доходами и расходами в пределах своих компетенций.
На втором управление финансовыми потоками осуществляют органы власти субъектов РФ - республик, краев, областей.
На третьем - муниципалитеты (районы, городские поселения).
На четвертом - локальные населенные пункты (села, деревни).
Есть понятие "консолидированный бюджет". Оно может применяться в двух контекстах. Если речь идет о совокупном своде доходов и расходов финансовых систем муниципалитетов, входящих в них локальных населенных пунктов и всего региона, то образуется региональный консолидированный бюджет. В свою очередь, их совокупность по всем субъектам федерации, а также объем финансовых потоков, управляемых высшими органами власти, образует консолидированный бюджет РФ. В числе политических институтов, выполняющих ключевую связующую функцию между системами управления финансами на разных уровнях, - Федеральное Казначейство. Данный орган исполнительной власти как на высшем уровне, так и в ходе делегирования полномочий в регионы осуществляет функцию кассового сопровождения бюджетных трансферов, обеспечивает корректность исчисления процедур, связанных с освоением финансирования.
В Российской Федерации межбюджетные отношения – это деятельность, основанная на взаимосвязи органов государственной власти страны, субъектов, местного самоуправления, и связанная с исполнением и формированием соответствующих бюджетов. Все расходно-доходные схемы, входящие в общую систему государства, взаимосвязаны. Эту взаимосвязь определяют межбюджетные отношения. Существуют определенные принципы, на которых основывается указанное взаимодействие. Межбюджетные отношения строятся на распределении и закреплении расходной части бюджетов по конкретным уровням системы. Используется также и разграничение (утверждение на постоянной основе и распределение в соответствии с временными рамками) регулирующей доходной части. Неотъемлемым условием, на котором строятся межбюджетные отношения, является равенство бюджетных прав субъектов (муниципальных образований). В условиях взаимодействия применяется выравнивание уровня расходно-доходной минимальной обеспеченности субъектов (территориальных формирований).
Межбюджетные отношения отражают равенство всех бюджетов государства при взаимодействии с федеральным. Кроме того, обеспечивается равенство местных расходно-доходных схем при взаимосвязи со схемами субъектов. Основываясь на этих принципах, отдельные виды расходных систем могут передаваться от федеральных финансовых планов к субъектам, а от субъектов – к территориальным образованиям. Таким образом, образуются формы межбюджетных отношений. Принцип равенства схем расходов и доходов предполагает применение одного метода расчета норм финансовых затрат по предоставлению муниципальных и государственных услуг, единого порядка уплаты региональных и федеральных налогов.
Бюджет Тамбовской области по состоянию на 01.01.2015 исполнен по доходам в сумме 40 545,3 млн. рублей или на 100,1% к уточненным бюджетным назначениям (109,6% к соответствующему периоду 2013 г.), по расходам в сумме 42 535,5 млн. рублей или на 94,9% к уточненным бюджетным назначениям (101,8% к соответствующему периоду 2013 г.) с дефицитом в сумме 1 990,2 млн. рублей.
В соответствии с утвержденной Программой повышения эффективности бюджетных расходов Тамбовской области на 2015 - 2016 годы вводятся меры материального стимулирования для муниципальных образований области, добившихся наилучших результатов в данной сфере деятельности, - в областном бюджете в 2012 году предусматриваются расходы на предоставление субсидий на реализацию муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов.
Планируется продолжить работу по оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов области, предусмотрев бюджетные ассигнования на предоставление грантов в целях поощрения достижения наилучших значений показателей их деятельности.
Для создания стимулов к проведению органами местного самоуправления направлений бюджетной политики, являющихся приоритетными в Российской Федерации и Тамбовской области, предлагается предоставлять субсидии муниципальным образованиям области из областного бюджета в соответствии с перечнем приоритетных направлений софинансирования расходных обязательств муниципальных образований на 2012-2014 гг. При этом исполнительные органы государственной власти области будут предоставлять целевые субсидий из областного бюджета в рамках соответствующих целевых программ области, при распределении субсидий учитывать уровень софинансирования расходных обязательств муниципальных образований области с учетом уровня бюджетной обеспеченности муниципального образования – получателя субсидии и оценки показателей, характеризующих сроки достижения целей софинансирования и степень отставания в уровне качества предоставления муниципальных услуг, а также наличие аналогичной целевой программы на местном уровне с утвержденными в ней целевыми индикаторами.
Третье направление - обеспечение сбалансированности местных бюджетов. Объем дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов в расходах областного бюджета доводится до размера, соответствующего ограничению, установленному статьей 139.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации для объема предоставляемых из бюджетов субъектов РФ местным бюджетам иных межбюджетных трансфертов, в том числе в форме дотаций – в пределах 10 процентов общего объема межбюджетных трансфертов местным бюджетам за исключением субвенций.
Распределение дотаций будет осуществляться в соответствии с Методикой, утвержденной постановлением администрации области от 09 сентября 2008 г. № 1126 (в редакции от 30 июля 2010 г.). При этом из Методики распределения дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов будет исключено положение об учете в составе дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов превышения расходов бюджетов муниципальных образований над доходами бюджетов муниципальных образований, возникшего в результате перерасчетов по уплате налогов в областной и местные бюджеты.
Сбалансированность местных бюджетов также будет обеспечиваться в случае необходимости через механизм бюджетного кредитования при условии оптимизации расходов бюджетов муниципальных образований области и отсутствия просроченной кредиторской задолженности по бюджетным обязательствам.
Перед органами местного самоуправления области на 2015-2016 годы ставятся задачи:
? обеспечить поступление налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов не только в запланированных объемах, но и с положительной динамикой к отчетному 2010 году;
? сократить неэффективные бюджетные расходы, дефицит местных бюджетов;
? продолжить оптимизацию сети муниципальных учреждений;
? обеспечить в полном объеме софинансирование расходов, осуществляемых за счет средств областного бюджета;
? обеспечить реализацию муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов, повышение качества управления муниципальными финансами;
? обеспечить соблюдение установленных администрацией области нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления.