В результате проделанной работы решены следующие задачи: рассмотрены теоретические основы федеративных отношений и регионального управления в современной России; проведен анализ состояния центр-периферийных отношений в социально - экономическом развитии Ханты – Мансийского автономного округа; выявлены перспективы решения проблем управления социально-экономическим развитием в центр-периферийных отношениях Ханты-Мансийского округа. В Югре создана и функционирует система специализированных институтов развития инвестиционной инфраструктуры, нацеленная на оказание помощи инвесторам в получении государственной поддержки, а также на развитие инвестиционной деятельности в регионе в целом.
Созданная система институтов развития инвестиционной инфраструктуры обеспечивает взаимодействие органов исполнительной государственной власти автономного округа с инвесторами в режиме «одного окна», осуществляет подготовку необходимых документов для оказания государственной поддержки инвестиционных проектов.
Сформированная инфраструктура поддержки инвестиционной деятельности нацелена, прежде всего, на снижение инфраструктурных ограничений для реализации инвестиционных проектов и развития предпринимательства в Югре, способствует повышению инвестиционной привлекательности региона, снижает административные барьеры, и, тем самым,облегчает процесс получения государственной поддержки.
Таким образом, созданные в Югре условия для ведения инвестиционной деятельности, а также действия Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в этой области нацелены на стимулирование инвестиций во все сектора экономики, более того, с 1 января следующего года планируется полностью освободить от уплаты налога на имущество те субъекты бизнеса, которые образуют инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, а также реализуют проекты по развитию рынка доступного арендного жилья. По сути, эта мера должна сработать на решение двух ключевых социальных задач – обеспечить население автономного округа новыми рабочими местами, в том числе в отдаленных и труднодоступных поселках, и внести вклад в разгрузку жилищных очередей.
Новые технологии меняют не только способы производства продуктов и услуг, но и создают новые возможности для реализации гражданских прав. Возрастающая значимость информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в развитии основных сфер жизнедеятельности современного общества и государственного управления обусловила перевод информационных технологий в разряд приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации. Современные представления о реформировании государственного управления наряду с другими элементами включают в первую очередь концепцию «электронного правительства» на всех уровнях власти: федеральной, региональной и муниципальной.
Наиболее ожидаемым эффектом от развития информационного общества является реальное повышение качества жизни населения, формирование открытого общества и создание условий для дальнейшего развития демократических процессов, связанных с использованием информационных технологий, информации, знаний и расширением возможности граждан по поиску, получению, передаче, производству и распространению информации, а также обеспечение возможности увеличения скорости, улучшения качества оказания муниципальных услуг и сокращения процедуры оформления документов, экономии времени на получении большого количества справок, подачу налоговых деклараций, регистрацию имущества.
Ключевым органом, контролирующим внедрение и реализацию государственных целевых программ в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре является Департамент информационных технологий. В масштабах Ханты-Мансийского района данную функцию выполняет Управление по информационным технологиям.
На сегодняшний день «информационно-коммуникационная картина» района выглядит следующим образом: каждые 2 года администрацией района утверждается долгосрочная муниципальная целевая программа «Развитие информационного общества Ханты-Мансийского района»; ежегодно программа подвергается корректировке в части увеличения затрат на приобретение оборудования (так, в 2013 году было докуплено 3 сервера, 22 ноутбука, 10 компьютеров, 15 принтеров для пунктов общественного доступа); во всех 34 поселениях района широко внедряется Территориальная информационная система (ТИС), согласно которой в 2013 году в районе установлено 28 автоматизированных рабочих мест и одининфомат в районной поликлинике. Для повышения качества взаимодействия между населением и органами власти, в Ханты-Мансийском районе усиленно вводится Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) и налаживается сотрудничество с Многофункциональным центром Югры.
Однако, не смотря на то, что вопросы того зачем и каким путем привести ИКТ в район возникли и начали разрешаться более десяти дет назад, многие проблемы остаются неразрешенными.
При всей своей немногочисленности (население района – почти 20 000 человек), жители не торопятся прибегать к услугам, оказываемым с применением информационных технологий. Медленное и неравномерное внедрение ИКТ в деятельность органов местного самоуправления стало следствием нескольких причин:
малое количество единиц компьютерной техники на одно муниципальное образование,низкая квалификация пользователей персональных компьютеров, отсутствие технического персонала способного оперативно обслуживать оргтехнику, высокий возрастной показатель населения, а так же удаленность населенных пунктов. Следствием перечисленных причин стала невозможность формирования единого информационного пространства и механизмов обеспечения взаимодействия населения и органов местного самоуправления.
Существует несколько вариантов решения данных проблем.
Для начала стоит обучить население не только базовым навыкам обращения с компьютерной техникой и интернетом, но и с вспомогательными программами и сайтами, направленными на улучшение качества жизни населения. Так, имея четкое представление о том, как происходит оказание услуги электронным путем (например, подача заявления в УФМС на выдачу загранпаспорта), клиент без страха за сохранность персональных данных мог бы воспользоваться ею. Администрация Ханты-Мансийского района сотрудничает с аккредитованными учреждениями (пр.АУ «Югорский НИИ информационных технологий») с целью ликвидации компьютерной безграмотности среди сельского населения, но эта мера не является достаточной, так как по завершению кратковременных курсов не возникает особого притока к соответствующим информационным ресурсам. В помощь людям, испытывающим страх перед «односторонним» общением с органами власти через интернет целесообразно было бы открыть телефонные «горячие линии». Получатель услуги мог бы звонить оператору и задавать вопросы, возникающие при заполнении анкеты или заявления онлайн, а так же мог бы дублировать свои действия, говоря с оператором.
Недостатком данного варианта является неизбежная административная преграда, которая выражается в необходимости создания новых рабочих мест для операторов «горячей линии», а так же выделения и обслуживания телефонных линий и номеров.
Вторым способом привлечения населения к пользованию ИКТ в повседневной жизни – это модернизация. В данном случае она касается развития пунктов общественного доступа к информации, государственными муниципальным услугам, предоставляемым в электронной форме, а так же обновления самих сетей передачи данных. В виду удаленности и труднодоступности населенных пунктов, окружные интернет-провайдеры не всегда имеют возможность наладить кабельную или спутниковую связь.
Поэтому возникает еще и стоимостный барьер. Невысокая скорость передачи данных (на некоторых участках она до сих пор не превышает 128 кбит) так же затрудняет обмен информацией между органами власти и населением. Очевидно, что такая скорость не может быть привлекательной для клиентов.
Дополнительной мерой привлечения населения к применению ИКТ является формирование реестра муниципальных услуг в электронном виде и обеспечение функционирования портала предоставления муниципальных услуг в электронном виде. Стоит так же привязать к имеющимся пунктам доступа к информации (инфоматам) возможность оплаты коммунальных платежей.
Нужно постепенно формировать у людей привычку выполнять рутинные действия через интернет. Это может быть проблематично для людей старшего поколения, так как они привыкли обращаться с натуральными деньгами и «живым» кассиром, который по завершении операции выдаст им бумажную квитанцию.
Кроме того для совершения этих операций нужно обязательно иметь счет в банке с выпущенной к нему банковской карточкой.
Обширная работа должна проводиться и в самих органах муниципального управления. Программой «Развитие информационного общества Ханты-Мансийского района» предусмотрено приобретение технических средств и программного обеспечения для внедрения электронного документооборота, развитие функциональных возможностей официального сайта, разработка и приобретение программного обеспечения для предоставления муниципальных услуг в электронном виде, развитие и поддержка корпоративной сети органов администрации района и внедрение комплексной системы защиты информации.
Суммируя следствия проблемы и варианты её решения, можно сделать вывод, что наладить деятельность органов местного самоуправления на основе ИКТ можно путем активного двухстороннего общения между населением и администрациями населенных пунктов. Вкладывая в обучение, повышая уровень компьютерной грамотности органы муниципального управления получат заинтересованных, осведомленных потребителей электронных услуг.
В свою очередь население, не смотря на удаленность от административного центра, сможет быстро и качественно получить любую государственную услугу, доступную в электронном виде.
Таким образом, при соответствующем финансировании данное направление развития информационных технологий в Ханты-Мансийском районе выглядит перспективным. Развитие технологий передачи данных не стоит на месте и это дает уверенность, что самые отдаленные регионы в скором будущем будут покрыты качественной связью.