ВВЕДЕНИЕ 2 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ 5 ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОЖИДАНИЙ 5 1.1. Методологические и теоретические основы исследований профессиональных ожиданий в зарубежной и отечественной психологии 5 1.2. Представление о формировании профессиональных ожиданий в контексте профессиональной деятельности 21 1.3. Формирование профессиональных ожиданий студентов в период обучения как психологическая проблема 29 1.4. Влияние психологических особенностей профессиональной деятельности специалистов путевого хозяйства железнодорожного транспорта на формирование профессиональных ожиданий 35 Выводы по первой главе 44 ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОЖИДАНИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 48 2.1. Общая организация экспериментального исследования 48 2.1.1. Описание выборки, этапов и методов эмпирического исследования динамики формирования профессиональных ожиданий 48 2.1.2. Описание программы психолого-педагогического сопровождения формирования профессиональных ожиданий студентов 51 2.2. Исследование динамики формирования ценностно-смыслового компонента профессиональных ожиданий студентов в процессе профессионального обучения 52 2.3. Исследование динамики формирования когнитивного компонента профессиональных ожиданий студентов в процессе профессионального обучения 56 2.4. Исследование динамики формирования эмоционального компонента профессиональных ожиданий студентов в процессе профессионального обучения………………………………………………………………………………..…60 Выводы по второй главе 62 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71 ПРИЛОЖЕНИЕ 75

особенности профессиональных ожиданий студентов

дипломная работа
Психология
65 страниц
85% уникальность
2015 год
121 просмотров
Беляева Ю.
Эксперт по предмету «Психология менеджмента»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 2 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ 5 ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОЖИДАНИЙ 5 1.1. Методологические и теоретические основы исследований профессиональных ожиданий в зарубежной и отечественной психологии 5 1.2. Представление о формировании профессиональных ожиданий в контексте профессиональной деятельности 21 1.3. Формирование профессиональных ожиданий студентов в период обучения как психологическая проблема 29 1.4. Влияние психологических особенностей профессиональной деятельности специалистов путевого хозяйства железнодорожного транспорта на формирование профессиональных ожиданий 35 Выводы по первой главе 44 ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОЖИДАНИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 48 2.1. Общая организация экспериментального исследования 48 2.1.1. Описание выборки, этапов и методов эмпирического исследования динамики формирования профессиональных ожиданий 48 2.1.2. Описание программы психолого-педагогического сопровождения формирования профессиональных ожиданий студентов 51 2.2. Исследование динамики формирования ценностно-смыслового компонента профессиональных ожиданий студентов в процессе профессионального обучения 52 2.3. Исследование динамики формирования когнитивного компонента профессиональных ожиданий студентов в процессе профессионального обучения 56 2.4. Исследование динамики формирования эмоционального компонента профессиональных ожиданий студентов в процессе профессионального обучения………………………………………………………………………………..…60 Выводы по второй главе 62 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71 ПРИЛОЖЕНИЕ 75
Читать дальше
Исправное и четкое функционирование железных дорог обусловлено не только техническим состоянием подвижного состава, коммуникаций, пути, но и профессиональными и личностными качествами людей, создающих, эксплуатирующих, обслуживающих сложную современную технику, управляющих производственными процессами и коллективами. Эти факторы в сочетании с повышенной степенью опасности и требованиями стабильности работы железных дорог определяют характерные особенности профессиональной деятельности специалистов железнодорожного транспорта. Во-первых, это огромная социальная важность профессиональной деятельности, социальная и экономическая востребованность данной отрасли в длительной перспективе развития страны; во-вторых, наличие принудительно жесткой функциональной взаимосвязи всех подструктур, где должностные отношения строятся по уставному принципу; и, в-третьих, это деятельность, сопряженная с постоянным высоким уровнем опасности и травматизма для работника. Все вышеизложенное указывает на необходимость обеспечения железнодорожной отрасли кадрами психологически готовыми к данной деятельности. Кадрами высоко мотивированными к успешному безопасному исполнению профессиональной деятельности, осознающими социальную значимость и ответственность данного труда, с развитыми общими и профессиональными компетенциями, мотивированными на непрерывный профессиональный рост и личностное развитие, способными успешно адаптироваться к корпоративной среде.


На Work5 можно легко купить выпускную квалификационную работу по приемлемой цене.


. Подготовка таких кадров, наряду с обеспечением профессиональных компетенций, требует формирования осознанного отношения студентов к своей будущей социальной роли профессионала и своей личностной готовности уже в процессе обучения. Поэтому необходимо не только изучение профессиональных ожиданий студентов студентов железнодорожного техникума, но и ее целенаправленное формирование в процессе профессиональной подготовки. [4. C. 42] Проблеме формирования профессиональных ожиданий студентов посвящено большое количество исследований отечественных психологов (В.Г. Асеев, В.К. Вилюнас, В.И. Ковалев, А.Н. Леонтьев, М.Ш. Магомед-Эминов, В.С. Мерлин, П.В. Симонов, Д.Н. Узнадзе, А.А. Файзуллаев, П.М. Якобсон, Л.А. Головей, Е.А. Климов, И.В. Архипова, Н.А. Бакшаева, В.Д. Брагина, О.В. Гаврилова, Т.О. Гордеева, М.В. Фаликман, Е.А. Куприянов, С.В. Леонов и др.) и зарубежных авторов (Дж. Аткинсон, Г. Холл, К. Мадсен, А. Маслоу, Х. Хекхаузен, К. Левин, Ж. Нюттен, Д. Макклелланд и др.). В свете этих положений актуальность данной курсовой работы очевидна и заключается в необходимости рассмотрения особенностей профессиональных ожиданий студентов как проблемы комплексной. Объектом исследования являются студенты факультета среднего профессионального образования «Хабаровский техникум железнодорожного транспорта», обучающихся по специальности «Строительство железных дорог. Путь и путевое хозяйство». Предметом исследования являются особенности, присущие профессиональным ожиданиям студентов. Целью написания данной курсовой работы явилось выявление содержания и направленности действия особенностей профессиональных ожиданий студентов. Достижение поставленной цели может быть реализовано посредством следующих задач: 1. Рассмотрение теоретических основ проблемы формирования профессиональных ожиданий; 2. Выявление динамики формирования профессиональных ожиданий студентов в процессе профессионального обучения. Гипотеза исследования: в своем исследовании мы предположили, что целенаправленное формирование профессиональных ожиданий студентов с учетом специфических особенностей профессии железнодорожного транспорта может способствовать лучшему освоению учебно-профессиональной программы подготовки и развитию у них ряда профессионально-ценных свойств. Информационной базой послужила современная научная и периодическая литература. Методологическую основу написания работы составляют сравнительно - сопоставительный, логический методы, а также методы обобщения и описания. Объем и структура данной курсовой работы определены логикой системного исследования и характером изучаемых в нем проблем. Работа состоит из введения, двух глав и заключения.

Читать дальше
В результате проведенного исследования сформулированы следующие выводы. Изменения содержания профессиональных ожиданий студентов происходят в условиях профессионального образования, в процессе получения профессиональных знаний и решения профессиональных задач. В ходе обучения студенты овладевают необходимыми профессиональными навыками и умениями, у них складываются определенные представления о будущей профессии, изменяется система ценностей и эмоциональное отношение к содержанию профессиональной деятельности. Но как показало исследование для формирования профессиональных ожиданий, специфичной деятельности специалистов железнодорожного транспорта, обеспечивающей их и психологическую, профессиональную и социальную готовность к данному труду, необходимо в процессе обучения целенаправленно формировать профессиональную мотивацию. Ценностно-смысловой компонент профессиональных ожиданий является динамическим образованием, которое подчиняется определенным закономерностям и может изменяться в процессе целенаправленного психологического воздействия в сторону соответствия специфике профессиональной деятельности. В процессе обучения у студентов экспериментальной группы наблюдается возрастание заинтересованности в деловом сотрудничестве, решении производственных задач, достижении коллективных целей, повышении личной значимости через совместное профессиональное взаимодействие, что отражает специфику профессиональной деятельности специалистов, где успешное выполнение производственных заданий связано с совместной работой в составе трудовых бригад. Происходит соотнесение личных ценностей, направленности и внутренних динамических тенденций с профессиональными. Динамика смысложизненных ориентаций студентов экспериментальной группы определяется возрастанием количества личных и профессиональных целевых объектов, что придает большую осмысленность жизни и увеличивает временную перспективу. Смысл жизни студентов контрольной группы заключается в стремлении получать удовольствие от профессиональной деятельности, достижении личного благополучия и высокого социального статуса. Особенности когнитивного компонента профессиональных ожиданий студентов проявляются в наличии и выраженности в их категориальной системе сознания представлений и целевых объектов, отражающих принадлежность к профессии и отражающих ее процессуальный характер. Стремление к достижению трудового успеха, наличие профессиональных интересов и качеств, необходимых для профессионального развития, а также идентификация себя с образом профессионала и поступательная направленность профессионального развития личности характеризует студентов, участвующих в программе психологического сопровождения «Формирование профессиональных ожиданий»; в то время как отсутствие или слабая выраженность вышеперечисленных характеристик наблюдается у студентов контрольной группы. Анализ основных мотивационных категорий показал, что студенты экспериментальной группы в своих перспективных целях и ожиданиях выражают надежды, связанные с саморазвитием, своими профессиональными и личностными способностями, будущей профессиональной деятельностью, карьерными устремлениями и личным благополучием в большей степени, чем студенты контрольной группы. Для них характерна активность, направленная на профессиональное развитие, а также четкое осознание своего места в профессиональном пространстве. На протяжении всего периода профессионального обучения наблюдается тенденция увеличения локализации целевых объектов в отдаленном будущем, то есть, расширяется временная перспектива. Эмоциональный компонент профессиональных ожиданий наиболее динамично отражает отношение студентов не только к профессиональной деятельности, но и ко всему процессу профессиональной подготовки. Студенты, участвующие в программе психологического сопровождения к последнему году обучения отличаются повышением внутренней профессиональных ожиданий, усилением побуждений к самореализации и формированием личностного отношения к профессии, что способствует положительной динамике развития профессиональных ожиданий. Студенты контрольной группы выражают положительные эмоции только в отношении определенных сторон профессиональной деятельности, таких как: социальный статус, материальное вознаграждение, система поощрений, карьерный рост. Они в большей степени нацелены на внешние атрибуты профессии, чем на получение удовлетворения от самой деятельности. Таким образом, выдвинутая гипотеза о том, что целенаправленное формирование профессиональных ожиданий студентов с учетом специфических особенностей профессии железнодорожного транспорта может способствовать лучшему освоению учебно-профессиональной программы подготовки и развитию у них ряда профессионально-ценных свойств нашла свое подтверждение. Определено основное направление дальнейшего исследования динамики профессиональных ожиданий — изучение психологических условий и механизмов формирования и развития профессиональной профессиональных ожиданий на других стадиях профессионализации и в иных сферах профессиональной деятельности. Подтверждена эффективность воздействия разработанной программы психологического сопровождения студентов в процессе их профессионального обучения на формирование профессиональной профессиональных ожиданий, специфичной профессиональной деятельности специалистов железнодорожного транспорта. Разработанная программа психологического сопровождения студентов железнодорожных специальностей «Формирование профессиональных ожиданий» может быть ориентиром при подготовке специалистов других профессиональных групп, а также для повышения эффективности профессиональной деятельности, оптимизации процесса профессиональной адаптации.
Читать дальше
1. Александрова Е.В. Социально-трудовые конфликты: пути разрешения. М.:Сфера, 2010. 226 с. 2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: Независимая фирма «Класс», 2010.208 с. 3. Анцупов АЛ. Социально-психологические проблемы предупреждения и разрешения межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров. М.:ГАВС, 2011.261с. 4. Аш А. Введение в теорию конфликта //Мир политики. Суждения и оценки западных политологов. М.: Педагогика 2012.634 с. 5. Белухин Д.А. Учитель: от любви до ненависти. М.: Прометей, 2010.180с. 6. Берне Р. Что такое Я-концепция//Пснхология самосознания. /Ред. ДЯ. Райшродский. Самара: ИД«БАХРАХ-М», 2009. С.333-393. 7. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика М.: Институт психотерапии, 2009.256с. 8. Бондаренко А.Д. Современная технология: Теория и практика. Киев: Наука Думка. 2010.245с. 9. Бороздина Г.В.Психология делового общения. М.: ИНФРА-М, 2001.295с. 10. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидере А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. М.: Изд-во МГУ, 2012. -136 с. 11. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М.: МГУ, 2009.368с. 12. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. М.: Ось-89,2009. 189 с. 13. Давыдов А.А. Измерение социальной напряженности. М.: Просвещение, 2011.145с. 14. Данакин Н.С. Конфликты и технология их предупреждения. Белгород: БелгородГУ, 2012.324с. 15. Деркач АА. Акмеология: личностное и профессиональное развития человека: в 5 кн. Кн.5. Акмеологические технологии диагностики и актуализации личностно-профессионального роста М.: РАГС, 2011.376с. 16. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Профессиональная деятельность в особых и экстремальных условиях (психолош-акмеологические основы). М.: РАГС, 2010.240с. 17. Жуков Ю.М., Петровская ЛЛ. Диагностика и развитие компетентности в общении. Киров: Энном, М:МГУ, 2012.96с. 18. Зайцева Л.А. Человек в системе ценностей информационного общества: дис.к. фил ос. н.М., 2009.210с. 19. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М.: Академический Проект, 2008.336с. 20. Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. М.: Славянский диалог, 2010.335с. 21. Истратова О.Н., Эксакусго Т.В. Справочник психолога средней школы. Ростов н/Д: Феникс, 2010.310с. 22. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе (Анализ зарубежного опыта). М.: Педагогика, 2012.167с. 23. Кораблина Е.П. Психология подготовки к профессиональной деятельности психолога-консультанта: автореф. дис. д. психол. н., 19.00.03. СПб., 2009.43с. 24. Корнилов И.К. Методологические основы инженерной деятельности. М.: Дело, 2010. 225 с. 25. Крупнов А.И. Диагностика свойств личности и индивидуальности. М.: РУДН, 2013. 180с. 26. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. М. Медицина, 2012.260с. 27. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.: Смысл, 2009.38с. 28. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.:Наука, 2009.445с. 29. Манолова О.Н. Формирование антикоррупционного профессионального пространства /Психолош-акмеологические технологии противодействия коррупции в системе государственной службы. /Под ред. АА. Деркача М.:РАГС, 2010. С. 132-148. 30. Манолова О.Н. Развитие антикоррупционной устойчивости личности. //Психоло-акмеологические технологии противодействия коррупции в системе государственной службы. /Под ред. А.А. Деркача. М.:РАГС, 2010. С. 119-132. 31. Мардахаев JI.B. Педагогические основы индивидуального подхода к курсанту вуза. Смоленск: ВА ПВО СВ, 2009.147 с. 32. Маркова А.К. Психология профессионализма М.: Знание, 2011.308с. 33. Маргино Дж. Технологическое прогнозирование. М.: Прогресс, 2012.256с. 34. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. М.: Смысл, 2009. 109 с. 35. Моисеев Н.Н. Человек, среда, общество: проблемы формализации описания. М.: Прогресс, 2011. 230с. 36. Москаленко О.В. Акмеология карьеры профессионала М.:РАГС, 2010.133с. 37. Москаленко ОБ., Вострикова Т.А. Профессионализм личности учителя: критерии, показатели, уровни и детерминанты развития. М.: МААН, 2009.124с. 38. Москаленко О.В., Будашв Э.С. Выявление специфики внедрения психоло-правовых механизмов антикоррупционной работы сотрудников УВД. М.: Изд-во МААН, 2011.56с. 39. Мэй Р. Краткое изложение и синтез теорий тревожности. /Тревога и тревожность/Под ред. В.М. Астапова. СПб.: Питер, 2011. С. 215-221. 40. Мюнстерберг Г. Психология и учитель. М.: Совершенство, 2009.320с. 41. Немов Р.С. Психологическое консультирование: М.:ВЛАДОС, 2009.528с. 42. Нъюсгром Д. В.Девис К. Организационное поведение. СПб.: Питер, 2010.340с. 43. Подоляк Я.В. Предупреждение и преодоление конфликтов //Личность и коллектив: психология военного управления. М.: Воениздат, 2009.350 с. 44. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Ин-т практической психологии, 2012.256с. 45. Пушкин В.Н. Оперативное мышление в больших системах. М.-Л'.Энергия, 2011. 376с. 46. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. М: Школьная пресса, 2009. 47. Санто Б. Инновация как средство экономического развития. М. : Прогресс, 1990.250с. 48. Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. СПб.:Сова, М.: ЭКСМО, 2012.928 с. 49. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии постгравматического стресса. СПб,:Питер, 2011.272 с. 50. Чернов A.A. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы. М., «Дашков и К°», 2009. 232 с. 51. Шарков Ф.И. Методология и методы психологического исследования. М: Академический проспект, 2009.320с. 52. Шейнис М.Ю. Рабочая книга психолога организации. Самара:«Бахрах-М», 2011. 224с. 53. Kersting K. Preparing for psychology practice in the year 2020//Monitor on psychology. -2013. volume 34. Page 38. 54. Mason G. Soul destroying//Police Review. 2010. Vol.108, № 5578 (July 7). P. 18-20
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Гиляровский и Суворин о трагедии на Ходынском поле
Количество страниц:
10
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image