Требуется заказать курсовую работу по юриспруденции ? Вы можете обратиться к нам! Если курсовая работа нужна срочно, то мы выполним ее за несколько часов!
. Проблемы правового обеспечения доходов бюджетной системы связаны с комплексом нерешенных вопросов социально-экономического плана: – государство не определилось со степенью изымаемых из национального дохода денежных средств, направляемых в бюджеты. При этом оно продолжает "мирно сожительствовать" с теневой экономикой, доля которой составляет по различным оценкам от 15 до 40 % в экономике страны и которая не направляет свои доходы в бюджетную систему. В таких условиях формирование доходов бюджетов может играть роль сдерживающего фактора для развития экономики; – отсутствуют однозначные критерии выделения налоговых и неналоговых доходов бюджетов, что приводит к невозможности четкого определения налоговой нагрузки на хозяйствующих субъектов, произвольного увеличения изъятия их средств под видом неналоговых доходов; – не до конца ясен характер ответственности администраторов доходов за полноту и своевременность поступления доходов в бюджеты. Государство не определилось с той ролью, которую они играют в отношениях по формированию доходов бюджетов: являются ли функции администраторов доходов исключительно контрольными и в связи с этим нейтральными применительно к суммам поступающих доходов и к плательщикам; или администраторы доходов призваны достигать тех размеров доходов, которые указаны в законе (решении) о бюджете; – до настоящего времени не отлажены подходы и механизмы распределения доходов между уровнями бюджетной системы, о чем свидетельствуют сменяющие друг друга различные программы и концепции, направленные на совершенствование межбюджетных отношений. В связи с этим под вопросом находятся соблюдение и реализация конституцион ных гарантий самостоятельности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; – государство не всегда учитывает экономическую сущность отношений по формированию доходов бюджетов как отношений собственности, что приводит к возникновению споров между публично-правовыми образованиями, в том числе обращениям в Конституционный Суд РФ. Бюджетный кодекс РФ использует данный термин в разных смыслах. Отсутствует четкость в закреплении критериев выделения отдельных видов доходов. Законодательная классификация не отвечает логическим требованиям деления понятий. Как результат – произвольное в отдельных случаях перемещение доходов бюджетов из одного вида в другой, снижение уровня правового регулирования применительно к отдельным видам доходов. До настоящего времени в бюджетном законодательстве отсутствует четкое определение полномочий публично-правовых образований в сфере формирования доходов бюджетов. Имеются нормы, устанавливающие нормативы распределения доходов между бюджетами, виды межбюджетных трансфертов. Однако права публично-правовых образований по формированию доходов бюджетов в полном объеме не определены. Законодательство не решило вопрос о соблюдении пропорциональности первичного распределения доходов консолидированного бюджета в соответствии с объемом закрепленных расходных обязательств. Процесс перераспределения доходов бюджетов искусственно относит к собственным доходам полученные дотации и межбюджетные субсидии. Не до конца определены права бюджетов нижестоящего уровня по определению гарантированного объема финансовой помощи (дотаций и субсидий). Это снижает степень ответственности публично-правовых образований регионального и местного уровней за формирование бюджетов. Остаются пробелы в регламентации бюджетного процесса, в том числе применительно к доходам бюджетов. Сам закон (решение) о бюджете содержит минимальную детализацию прогнозируемых доходов, что отрицательно оценивается специалистами. Законодатель фактически "отстраняется" от утверждения отдельных видов доходов. Бюджетный кодекс РФ не регулирует некоторые фактически сложившиеся отношения, например, процедуру "нулевого чтения". Нет достаточной четкости в определении состава предписаний, которые может включать закон (решение) о бюджете, что приводит к появлению в нем так называемых "бюджетных загромождений". Отсутствует определенность в регулировании правового положения Федерального казначейства РФ как представителя государства в имущественных отношениях по формированию доходов бюджетов и как правоприменителя в процессуальных отношениях, связанных исполнением бюджетов по доходам. В бюджетном законодательстве нет детализации в механизме взаимодействия Российской Федерации с субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями в рамках формирования доходов бюджетов. В частности, не урегулированы последствия неправильного распределения доходов между бюджетами. В связи с этим судебным органам приходится использовать гражданско-правовые механизмы при возникновении споров в подобных ситуациях. Кроме того, отсутствует комплексное регулирование порядка исполнения судебных актов, предусматривающих взыскание излишне уплаченных (взысканных) доходов. Не до конца определены основания и правовые последствия отклонения годового отчета об исполнении бюджета. Таким образом, исследование вопросов формирования доходов бюджетов является важным как с теоретической, так и с практической точки зрения. Состояние научной разработанности темы исследования. Вопросы правового регулирования формирования доходов бюджетов привлекали внимание многих ученых. Значительный вклад в развитие отечественной науки о доходах бюджетов внесли дореволюционные российские исследователи: Э. Н. Берендтс, С. И. Иловайский, А. В. Лебедев, И. Х. Озеров, М. М. Сперанский, И. Т. Тарасов, И. И. Янжул, Л. Н. Яснопольский и др. Данный указанными учеными анализ различных разновидностей доходов востребован практически во всех современных исследованиях. Многие из существующих до настоящего времени проблем бюджетного права были затронуты зарубежными специалистами: Г. Жезом, Г. Еллинеком. При этом значительное внимание ими было уделено рассмотрению истории и особенностей формирования доходов бюджетов. Среди отечественных ученых советского периода вопросами доходов бюджетов занимались В. В. Бесчеревных, Л. К. Воронова, О. Н. Горбунова, М. И. Пискотин, С. Д. Цыпкин, Н. И. Химичева и др. Благодаря им были выявлены признаки доходов бюджетов, критерии их систематизации, затронуты вопросы о правовой принадлежности связанных с доходами отношений. Современные исследователи в области финансового права также в той или иной мере обращаются к теме формирования доходов бюджетов. Отдельным аспектам данной проблемы посвятили диссертационные исследования Е. М. Алексеев, С. Я. Боженок, В. А. Карасев, А. Э. Лоскутов, Р. М. Мутушев, И. В. Петрова, Е. А. Федина, Р. Н. Черленяк, К. Ю. Чуловский и др. Кроме того, проблемы, связанные с доходами бюджетов, затрагивали в своих работах Н. М. Артемов и др. Тем не менее в науке финансового права на сегодняшний момент отсутствует комплексное рассмотрение бюджетно-правовых отношений по формированию доходов бюджетов, а также не решены многие сопутствующие данной проблеме вопросы. В бюджетном праве сохраняется описательность при определении предмета и существуют проблемы, связанные с особенностями объекта имущественных отношений, составляющих предмет бюджетно-правового регулирования. Не разработано деление бюджетных отношений на отношения присвоения (собственности) и обязательственные отношения, в том числе применительно к отношениям по формированию доходов бюджетов. В представленной работе рассматриваются бюджетно-правовые вопросы, связанные с доходами бюджетов. Акцент поставлен на отношения, составляющие предмет именно бюджетного права. Автор не проводит детального анализа налогово-правовых отношений, отношений, регулируемых институтом неналоговых доходов, а также отношений, связанных с уплатой безвозмездных поступлений. Кроме того, при исследовании предполагалось, что в настоящее время бюджетное право и институт государственных внебюджетных фондов являются отдельными институтами финансового права. В связи с этим исследование не содержит специальных положений, которые бы затрагивали доходы государственных внебюджетных фондов. Цель исследования состоит в создании научной концепции правового регулирования формирования доходов бюджетов, в разработке отвечающих социальным и экономическим потребностям современного общества теоретических положений и практических рекомендаций, направленных на совершенствование правового обеспечения данных отношений. Поставленная цель предопределила следующие задачи исследования: – сформулировать понятие доходов бюджетов; – построить систему доходов бюджетов; – проанализировать понятие и систему отношений, составляющих предмет бюджетно-правового регулирования; – рассмотреть проявление положений о праве собственности на средства бюджетов в отношениях по формированию доходов бюджетов; – провести анализ обязательственных отношения по формированию доходов бюджетов; – раскрыть особенности неимущественных отношений по формированию доходов бюджетов, в том числе их материально-правовой и процессуальной составляющих; – установить специфику современного понимания бюджета; – выявить особенности составления проектов бюджетов по доходам; – изучить порядок рассмотрения и утверждения законов (решений) о бюджете по доходам; – определить место и характер обязательственных отношений, складывающихся при исполнении бюджетов по доходам; – исследовать неимущественные (процессуальные) отношения, складывающиеся при исполнении бюджетов по доходам.