Северный Кавказ характеризуется чрезвычайно важным геостратегическим положением. Регион представляет собой узел международных противоречий, а потому за него уже не одно десятилетие борются различные структуры, стараясь сделать его своей сферой влияния. Ведь здесь пересеклись интересы таких государств, как Англия, Турция, Иран, США, Казахстан, Украина, страны арабского мира.
Исследуемый экономический район занимает 1,6% территории Российской Федерации, его площадь - 355,1 тыс.кв. км. Северокавказский район имеет границы с Поволжьем, Азербайджаном, Украиной, Грузией и имеет выходы сразу к трем морям: Каспийскому, Азовскому, Черному.
По характеру природных условий данный экономический регион можно разделить на три части. Первая часть – равнинная или степная, вторая – предгорная и третья непосредственно горная. Для развития сельского хозяйства наиболее благоприятным является климат равнинных частей района.
Северный Кавказ является наиболее многонациональным регионом на территории России. По численности населения он занимает третье место, уступая при этом двум экономическим районам: Уральскому и Центральному. Можно сказать, что на этой территории проживает более двенадцати процентов населения России. Большинство из них проживает в мелких и средних городских поселениях. Правда, есть и несколько крупных городов, таких как город-миллионник Ростов-на-Дону, Краснодар, Махачкала, Сочи, Владикавказ, Ставрополь. В каждом из таких городов проживают сотни тысяч человек. Рекреационные ресурсы района являются во многом уникальными. Климат в регионе мягкий, можно найти множество целебных минеральных вод и грязевых источников. Все это, вместе с наличием в регионе моря создает прекрасные возможности для того, чтобы не только отдыхать, но и поправлять здоровье. Например, в Краснодарском крае курорты составляют ? всей территории края. К основным курортам относятся Аланское взморье, Сочи, Туапсе.
Древесиной Северный Кавказ обеспечен крайне слабо. На Северокавказский экономический регион приходится всего лишь около 0,5% площади лесов Российской Федерации.
Водные ресурсы данного региона достаточно значительны. Можно говорить о наличии 69,3 куб. км воды. Но при этом по степени водообеспеченности на душу населения Северокавказский экономический район имеет один из самых низких показателей по стране.
В горах Северного Кавказа можно найти множество полезных ископаемых. К топливно-энергетическим относятся нефть, уголь, природный газ. Практически все данные ресурсы находятся фактически на территории Ростовской области, в восточной части Донецкого бассейна. Углеводородное сырье на территории Северокавказского округа добывают в Ростовской области, Краснодарском и Ставропольском краях, Адыгее, Чечне, Северной Осетии, Дагестана, Кабардино-Балкарии, Ингушетии.
Также территории Северного Кавказа чрезвычайно богаты ресурсами руд цветных металлов, в том числе и очень редких. Нерудные полезные ископаемые – это, как правило, горно-химическое сырье (барит, сера, каменная соль) и строительное сырье (мрамор, кровельные сланцы, цементные мергели, мел, кварцевые песчаники, мел и гранит).
Сегодня в состав Российской Федерации входят 11 экономических районов: Северный, Северо-Западный и Калининградская область, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Поволжский, Северокавказский, Уральский, Западносибирский, Восточносибирский, Дальневосточный.
Важным направлением повышения степени эффективности народного хозяйства являются рационализация размещения производственных сил на территории государства, обеспечение развития экономики отдельных его районов, а также повышение эффективности работы производственных предприятий и улучшение благосостояния населения. При этом размещение в регионах транспортной системы имеет огромное значение, поскольку правильно размещенный транспорт может сформировать оптимальный спрос на перевозки полностью удовлетворить потребности общества в перемещении по перемещению пассажиров и товаров. Изучение данного вопроса даст нам возможность лучше изучить экономико-географическую структуру транспорта в частности и производства в целом. При чем речь идет обо всех видах транспорта, что тесно связано с рационализацией использования природных ресурсов и регулированием экологической обстановки в регионе.
Транспорт сегодня играет исключительно важную роль в функционировании различных экономических районов нашей страны. Он является одной из отраслей базового типа в народном хозяйстве. Такие отрасли способствуют активизации экономического развития региона и тому, чтобы объединять все экономические районы в единую сеть.
В транспортный комплекс Северокавказского экономического района входит сложная система автомобильных развязок, железнодорожных путей, морских и речных портов, водных магистралей, аэропортов и трубопроводов. Самым крупным транспортным центром является Ростов-на-Дону – город с миллионным населением.
Всю территория Северокавказского экономического района обслуживается силами Северокавказской железной дороги, которая как обеспечивает внутриокружное сообщение, так и соединяет округ с населенными пунктами других экономический районов.
Эксплуатационная длина железнодорожного полотна на сегодняшний день составляет 6,3 000 км. Всего это 7,4% процента всего железнодорожного полотна Российской Федерации. Средняя плотность железнодорожного покрытия составляет 160 км на каждые 10000 км?. При этом средняя плотность железнодорожных путей по территории Российской Федерации – 51 км. Северокавказская железная дорога полностью совпадает как с границами района, так и с районами тяготения.
На Северном Кавказе достаточно расчлененная речная сеть. При этом все реки можно поделить на равнинные и горные. Самые крупные реки региона – Кубань и Терек. Менее крупные равнинные реки – Дон и Северный Донец – активно используются для судоходства грузовых кораблей, обеспечивая перевозки местного значения. Также по ним происходит и международное сообщение.
Территорию Северокавказского экономического региона омывают сразу три моря: Азовское и Черное на западе и Каспийское на востоке. По всей территории региона расположены хорошо оборудованные морские порты. Глубоководные порты есть в Краснодарском крае на побережье Черного моря. В Цемесской бухте расположен порт Новороссийск, в состав которого входят морской торговый порт, лесной и рыбный порты.
Через территорию Северокавказского экономического региона проходят комфортабельные транспортные магистрали. По ним осуществляются как местные перевозки внутри района или области, так и транспортное сообщение с другими экономическими районами. Также есть автомобильные дороги местного значения. Такие дороги в горах становятся единственным надежным и достаточно быстрым способом перевозить грузы и пассажиров.
Из-за большого количества нефтяных и газопроводов в Северокавказском регионе большое распространение получит трубопроводный транспорт. К примеру, магистральный нефтепровод АО «Черномортранснефть» передает нефть из Тихорецка в Туапсе и Новороссийск. Из предгорьев Кавказа по магистральным газопроводам газ передают в Москву и Санкт-Петербург. По пути тот же газопровод обслуживает промышленность и гражданские объекты Ростова, Воронежа и других более мелких населенных пунктов.
Согласно приведенной в работе таблице мы можем сказать, что по процентному соотношению отправленных грузов в регионе лидирует трубопроводный транспорт. За ним следует железнодорожный, затем автомобильный. Что же касается принятых грузов, то лидером по тоннажу является морской транспорт.