В процессе написания данной работы были сделаны следующие выводы:
Ликероводочные изделия представляют собой смесь этилового ректификованного спирта «Люкс», «Экстра», спирта высшей очистки и специально подготовленной воды с добавлением различных полуфабрикатов (сахарного сиропа, спиртованных соков, морсов и настоев ароматных спиртов), пищевых добавок, эфирных масел, органических кислот, ароматизаторов и др., а также красителей.
В зависимости от состава добавляемых компонентов и их количества ликероводочные изделия делятся на группы, каждая из которых имеет свое наименование.
В каждой стране существует своя классификация ликероводочной продукции. Классификация зависит от потребительских нужд, которые, в свою очередь, зависят от внешних и от климатических условий региона, вкусов потребителей, исторически сложившихся в данной стране, и т.п.
Этапы производства водки:
1. Подготовка воды.
2. Получение и очистка спирта.
3. Сортировка.
4.Фильтрация смеси.
5. Очистка от вредных примесей.
6. Ассимиляция.
7. Разлив в бутылки.
Повышение качества – один из наиболее важных факторов роста уровня жизни, экономической, а также социальной, военной и экологической безопасности, а конкурентоспособность – это фактор стабильности экономики и устойчивого развития общества в условиях современных экономических условий. На сегодняшний день существует много различных вариантов определения понятия качества. Качество можно определить как совокупность существенных свойств, количественно оцениваемых с помощью технико-экономических показателей, которые отличают товар от аналогов, определяющих степень удовлетворения потребностей, а также спрос в условиях рынка создания и использования товара при общественно необходимых затратах и формируемых рынком ценах на этот товар.
Менеджмент качества - это скоординированная и взаимосвязанная деятельность по управлению, выстроенная таким образом, чтобы обеспечить надежную и бесперебойную работу организации. Управление организацией, применительно к качеству, означает, что вся деятельность подчиняется установленным целям по качеству, и для достижения этих целей в организации разработана система планов, есть необходимые ресурсы, выполняются действия по достижению поставленных целей.
На современном этапе развития менеджмент качества обладает большой теоретической базой, которая вбирает в себя элементы многих наук. Однако с момента появления и по сегодняшний день менеджмент качества остается прикладной наукой. Его главная задача - спланировать, создать и обеспечить качественный результат (продукцию, систему управления, процессы, инфраструктуру, среду обитания и пр.). Решение этой задачи обеспечивается за счет создания прикладных систем, которые внедряются и работают в различных компаниях. Наиболее известными и популярными системами, которые менеджмент качества включает в себя на сегодняшний день, являются: ИСО 9000, TQM, премии по качеству, 6 сигма, бережливое производство, Kaizen, лучшие практики.
ОАО «Башспирт» — один из крупнейших производителей ликероводочной продукции в Российской Федерации. По производству спирта и алкогольной продукции ОАО «Башспирт» входит в пятерку лидеров в рейтинге алкогольный компаний страны.
ОАО «Башспирт» — единый холдинг, куда входит пять ликероводочных производств: Уфимское, Стерлитамакское, Белебеевское, и Бирское, одно виноводочное производство — Ишимбайское и одно спиртовое производство — Стерлитамакское. В структуре ОАО «Башспирт» создана торговая сеть, включающая в себя оптовые склады и 200 фирменных магазинов с единой ценовой политикой. Товарооборот ОАО «Башспирт», вместе с подразделением Торговый Дом «ОАО «Башспирт», составляет более 10 млрд. рублей.
ОАО «Башспирт» первым в России начал массовый выпуск водок на новейшем спирте «альфа», который производится с использованием самых передовых технологий очистки из отборных сортов пшеницы и ржи. Спирт «альфа» принципиально отличается от существующих спиртов ужесточенными требованиями к содержанию метилового спирта, — не более 0,003%, относится к спиртам наивысшего качества. По мнению специалистов, спирт "альфа" удачно вобрал все положительные качества спиртов «экстра» и «люкс», соединив полноту вкуса и мягкость пития.
ОАО «Башспирт» выпускает широкий ассортимент продукции. Это водки, бальзамы, ликеры, настойки, вина, коньяки, безалкогольные напитки, минеральные воды, натуральные уксусы — в общей сложности более 150 наименований.
Система менеджмента качества предприятия соответствует требованиям международного Сертификата соответствия стандарта ISO 9001.
Руководством комбината разработана политика в области качества, в которой установлены цели и задачи. Определена ответственность каждого работника за качество выполняемых работ, максимально полное вовлечение в достижение цели и задач комбината.
Проводятся мониторинг и измерения технических и технологиченских процессов и выпускаемой продукции, необходимые для обеспечения свидетельства соответствия установленным требованиям стандартов предприятия.
На всех этапах жизненного цикла продукция проводится идентификация и обеспечивается прослеживаемость с момента поступления сырья и материалов до момента поставки потребителю продукции.
Отделом продаж и маркетинга ОАО "Башспирт" ежеквартально проводится анкетирование, осуществляются маркетинговые исследования потребителей с целью определения их удовлетворенности качеством продукции комбината.
Бирский СВК привлекает потребителей не только сертификатом соответствия системы качества, но и ассортиментом выпускаемой продукции.
Результат эффективного функционирования системы менеджмента качества дает возможность обеспечить устойчивое гарантированное качество, право реализовать продукцию на внешнем рынке.
Исследуемое предприятие выпускает широкий ассортимент продукции. Для анализа ассортимента выпускаемых изделий выбраны следующие свойства: широта, полнота, степень обновления.
Широта ассортимента служит косвенным показателем насыщенности рынка товарами: чем больше широта, тем больше насыщенность. Коэффициент широты спиртоводочных изделий не является достаточно большим, т.к. данный показатель должен по максимуму стремиться к единице.
Полнота характеризуется количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы. Этот коэффициент также довольно мал. Причина этого кроется в недостаточном спросе на некоторые изделия, что и заставило предприятие заменять продукцию, не пользующуюся спросом на более доходные изделия. Коэффициент новизны ассортимента также неудовлетворителен.
Руководство завода выстраивает свою стратегию исходя из необходимости обеспечения конкурентоспособности продукции при постоянном снижении затрат на единицу продукции. Конкурентоспособность может быть достигнута только за счет полного удовлетворения запросов потребителями к качеству продукции. Постоянно меняющиеся запросы потребителей требуют повышения качества продукции и совершенствования процессов ее производства, иными словами требуют постоянного улучшения деятельности предприятий. Основой деятельности завода по постоянному улучшению является эффективное функционирование систем менеджмента качества.
На предприятии ежегодно осуществляется измерение и оценка удовлетворенности потребителей продукции и услуг. Рассылаемые анкеты предусматривают оценку удовлетворенности потребителей по 10 критериям с использованием десятибалльной шкалы.
Данные анкетирования и обратной связи с внешними потребителями свидетельствуют об их удовлетворенности продукцией и услугами предприятия, сохранении предприятием репутации надежного поставщика.
Исследуемый завод впервые прошел процедуру сертификации системы энергетического менеджмента. В результате был получен сертификат на соответствие международному стандарту ISO 50001:2011.
Также была сертифицирована система экологического менеджмента на соответствие требованиям международного стандарта ISO 14001-96.
Также в компании сертифицирована Система управления профессиональной безопасностью и здоровьем.
В работе были также сделаны предложения по улучшению качества производимой исследуемым предприятием продукции:
• Введение в эксплуатацию зерноочистительно-сушильного комплекса по приёмке, послеуборочной обработке и хранению зерна для производственных нужд.
• Внедрение брагоректификационной установки.
• Установка ультразвуковых бутылкомоечных машин.
• Введение в производство ополаскивателей бутылок чистой водой.
• Внедрение технологии фильтрации водки через уголь, импрегнированный серебром.
Таким образом, можно говорить о том, что цель, поставленная во введении данной работы, достигнута.