ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЛЛЮСТРАЦИЙ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ Роль иллюстрации в понимании детьми литературных произведений, её влияние на отношение дошкольника к литературному герою Возрастные особенности восприятия книжной иллюстрации Методика ознакомления детей с книжной иллюстрацией Педагогическая работа по ознакомлению детей с книгой и книжной иллюстрацией Вывод по главе ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВОСПРИЯТИЯ СКАЗКИ И ЕЕ ВЛИЯНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ 2.1 Описание констатирующего этапа исследования 2.2 Описание экспериментальной работы с дошкольниками с использованием сказок 2.3 Анализ результатов экспериментальной работы Вывод по главе ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Роль книжной иллюстрации при ознакомлении детей с художественной литературой

курсовая работа
Педагогика
35 страниц
86% уникальность
2015 год
138 просмотров
Васильева Е.
Эксперт по предмету «Развитие речи»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЛЛЮСТРАЦИЙ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ Роль иллюстрации в понимании детьми литературных произведений, её влияние на отношение дошкольника к литературному герою Возрастные особенности восприятия книжной иллюстрации Методика ознакомления детей с книжной иллюстрацией Педагогическая работа по ознакомлению детей с книгой и книжной иллюстрацией Вывод по главе ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВОСПРИЯТИЯ СКАЗКИ И ЕЕ ВЛИЯНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ 2.1 Описание констатирующего этапа исследования 2.2 Описание экспериментальной работы с дошкольниками с использованием сказок 2.3 Анализ результатов экспериментальной работы Вывод по главе ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Читать дальше
Традиционно литература используется в целях умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников. Знакомство детей с литературными произведениями вызывает у них интерес и любовь к родному языку, его богатству и красоте. Воспитательное значение литературы заключается в том, что в произведениях даются образцы положительного и отрицательного поведения с точки зрения нравственно – этических норм. Основная задача чтения дошкольника - научить слушать и слышать (правильно воспринимать речь).


Срочно надо диплом купить в москве ? Выбирай Work5.


. Картинка - иллюстрация, помещаемая в детской книге, помогает воспитателю преподнести ребенку читаемый текст, но она и может помешать восприятию, если показать ее не вовремя. При знакомстве с новой книгой целесообразно сначала прочесть детям текст, а затем рассмотреть с ними вместе иллюстрации. Надо, чтобы картина следовала за словом, а не наоборот - иначе яркая картинка может увлечь детей настолько, что они будут только ее и представлять себе мысленно, зрительный образ не сольется со словом, потому, что дети "не услышат" слова, его звуковая оболочка их не заинтересует. Исключение составляет красочная обложка книги, вызывающая естественный интерес, любопытство детей к данной книге. Таким образом, умение воспринимать литературное произведение формируется у детей постепенно, на протяжении всего дошкольного возраста. Педагог может включить литературный материал в другие занятия, например, на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром используются стихотворения, загадки; на занятиях по лепке и рисованию дети вместе с воспитателем вспоминают героев, сюжет сказки, на тему которой они собираются лепить или рисовать. Литературному воспитанию детей также способствует проведение праздников, вечеров развлечений. Причем, все дополнительные формы работы педагогам следует проводить с привлечением родителей. Литература оказывает большое влияние на нравственное развитие дошкольника. Поэтому очень велика роль педагога в процессе организации детского чтения. Актуальность темы. Вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка, становления его как личности, раскрытия творческого потенциала остается одним из актуальных и обсуждаемых в психолого-педагогической литературе. Актуальность проблемы обусловила выбор темы: «Сказка как средство для развития воображения детей четвертого года жизни». Цель исследования: изучение особенностей восприятия сказки дошкольниками и ее влияния на развитие воображения детей. Объект исследования - восприятие сказки детьми. Предмет исследования - особенности развития воображения детей дошкольного возраста. Гипотеза специально организованные мероприятия по восприятию сказки способствуют развитию воображения детей дошкольного возраста. В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи: 1. Изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литературе. 2. Рассмотреть особенности сказки как литературного жанра, ее классификацию, функции. 3. Изучить особенности восприятия сказки детьми дошкольного возраста и определить ее влияние на развитие детей. 4. Экспериментальным путем изучить особенности восприятия сказки младшими дошкольниками и выявить ее влияние на развитие детей. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме; эксперимент, наблюдения за деятельностью детей младшего дошкольного возраста в процессе работы над сказкой, статистическая обработка результатов.

Читать дальше
Изучив и проанализировав психологическую, педагогическую и методическую литературу, мы раскрыли основные понятия по теме. Поскольку текст является основной формой изложения содержания книги, которая конкретизируется и дополняется иллюстрациями, понимание ее (книги) ребенком обеспечивается правильным соотношением словесного изложения и наглядного изображения. Роль книги в процессе формирования ребенка переоценить невозможно. Книга направляет его природную любознательность, развивает ее и углубляет, отвечает на тысячи вопросов, возникающих в его воображении. Необходимость иллюстраций в книге для детей, их огромная важность ни у кого не вызывают сомнений. Именно стремление к синтезу всех возможностей слова и изображения определяет характерную черту современной детской книги. Иллюстрация помогает глубже и лучше воспринимать текст, быстрее запоминать содержание, дает знание об окружающем мире.[16] Выявив психологические особенности детей дошкольного возраста, стало ясно что в дошкольном возрасте происходят большие изменения во всем психическом развитии. Чрезвычайно возрастает познавательная активность -- развивается восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления. Восприятие формируется в дошкольном возрасте благодаря совершенствованию перцептивных действий и усвоению систем сенсорных эталонов, выработанных человечеством на протяжении всей истории (геометрических форм, цветов спектра, мер веса, величин, времени, системы фонем родного языка, звуковысотного ряда и т. п.). Процесс восприятия стоит в прямой зависимости не только от культуры чувств, созерцания, но и от содержания и богатства опыта человека, от развития его речи. В связи с этим изучение восприятия есть раскрытие в каждом отдельном случае сложных отношений чувственного и логического созерцания, мышления, образа и слова. В соответствии с требованиями «Программы воспитания и обучения в детском саду» М.А. Васильевой знакомя детей с творчеством художников - иллюстраторов, педагоги стремятся показать им, что хотя птицы и животные похожи на игрушки, но вместе с тем они очень самобытны и выразительны. Сказочные образы близки и понятны дошкольникам потому, что художник нашел такую форму их передачи, которая соответствует особенностям детского восприятия. С творчеством этих больших мастеров дети знакомятся во всех возрастных группах детского сада. «Одним из приемов, подготавливающих детей к рассказыванию по иллюстрации, являются рассматривание и беседа по ее содержанию. Цель беседы по иллюстрации - подвести детей к правильному восприятию и пониманию основного содержания иллюстрации и одновременно развитие диалогической речи. Поскольку малыши не могут молча смотреть на иллюстрацию, воспитатель поддерживает разговор, обращает их внимание на предмет или персонаж и постепенно развертывает беседу. «Основной методический прием здесь - вопросы.
Читать дальше
1. Воробьева В., Воробьев Н., А.Митюшкина О творчестве Ю.А.Васнецова //Дошкольное воспитание 8, 2006 2. Трушина З., Н Астафьева, Знакомство дошкольников с иллюстрациями А.Ф. Пахомова. // Дошкольное воспитание 5, 2008 3. Кудрявцева Л, Они творили и творят для самых маленьких // Дошкольное воспитание 4, 2014 . 4. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста, Сост. М.М. Алексеева, В.И.Яшина – М.,2009 5. Алексеева, М.М., Яшина, Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 400 с. 6. Афанасьев, А.Н. Народные русские сказки А.Н. Афанасьева: В 3 тт. - М., 2014. 7. Боровик, О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации. - М.: ООО «ЦГЛ «Рон»» 2010. - 112с. 8. Вачков, И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. - М., 2011. 9. Венгер, Л.А., Мухина, В.С. Психология. – М.: Просвещение, 2008. 10. Выготский, Л. С. Мышление и речь. - Собр. соч. в 6 т. - М.: «Педагогика», 2013.- Т.2. - 340 с. 11. Bыготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2007. 12. Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 528 с. 13. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко. – М.: Линка-Пресс, 2011. – 224с. 14. Дунаева, Н.О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка. // Дошкольное воспитание – 2007, № 6, с.35 – 40. 15. Дьяченко, О.М. Пути активизации воображения дошкольников / Вопр. психол. 2007. № 1. 16. Запорожец, А.В. Неверович, Я.З. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста /А.В.Запорожец, Я.З. Неверович. – М., 2006. 17. Запорожец, А.В. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка. Избранные психологические труды, т. 1. М.: Педагогика, 2006. 18. Зимина, И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание – 2005, № 5, с.28 19. Литература и фантазия / Сост. Л. Стрельцова.- М. 2012. 20. Немов, Р.С, Психология: Учеб. Для студ. Высш. Учеб. Заведений: В 3 кн. Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – Кн.2: Психология образования. – 608 с. 21. Никифоров, А.И. Сказка, ее бытование и носители // Минц С.И., Померанцева Э.В. Русская фольклористика. Хрестоматия. - М., 1971. 22. Никифоров, А.И. Народная детская сказка драматического жанра // Сказочная комиссия в 1924-1925 гг. - Л., 1926. 23. Никифоров, А.И. Сказка и сказочник. - ОГИ: 2008. - 376 с. 24. Новиков, Л.А. Искусство слова. - М., 2011. 25. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология.- М., 2006. 26. Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду: Сб. научн. тр./ Под ред. Ф.А.Сохина и О.С.Ушаковой. - М.: изд. АПН СССР, 2007. – 120с. 27.Пропп, В.Я. Русская сказка. - М.: Изд. «Лабиринт», 2010. - 416 с. 28. Пропп, В.Я. Мофология сказки – М.: Изд. «Лабиринт», 2010. - 315с. 29. Ребенок и книга: Учеб. пособие. - Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова. – М., 2012. 30. Роль сказки в развитии детской эмоциональности // Код доступа: http://www.rebenok.com/info/library/reading/57311/ 31. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд. «Питер», 2008. - 453 с. 32. Смирнова, О.Е. Детская психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 368с. 33. Урунтаева, Г.А., Афонькина, Ю.А. Практикум по дошкольной педагогике. - М., 2008. 34. Флёрина Е.А. Рассказывание в дошкольной практике.// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста./Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина.-М.: Издательский центр «Академия», 2009.-560с. 35. Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой. - М.: Просвещение, 2007. - 458с. 36. Хасан Б.И., Тюменева, Ю. А. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола //Вопросы психологии. - 2007. - №3. - с 32-39. 37. Яничев, П.И. Психологическая интерпретация некоторых функций волшебной сказки // Журнал практического психолога. - 2009. № 10-11. С. 54-59. 38. Ярыгина, А. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание - 2010, № 5, с. 41-50. 39. Воробьева В., Воробьев Н., А.Митюшкина О творчестве Ю.А.Васнецова //Дошкольное воспитание 8, 2009 40. Трушина З., Н Астафьева, Знакомство дошкольников с иллюстрациями А.Ф. Пахомова. // Дошкольное воспитание 5, 2008 41. Кудрявцева Л, Они творили и творят для самых маленьких // Дошкольное воспитание 4, 2014 . 42. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста, Сост. М.М. Алексеева, В.И.Яшина - М.,2009 43. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие / Г.Г. Григорьева. - М.: Академия, 2010. - 272 с. 44. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 12. - С.23. 45. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество / Т.С. Комарова. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 176 с. 46. Котова И. О некоторых особенностях восприятия иллюстраций младшими дошкольниками / И. Котова // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 2. - С.11. 47. Кудрявцева Л.С. Художники детской книги: Пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений / Л.С. Кудрявцева. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. - 208 с. 48. Курочкина Н.А. Детям о книжной графике / Н.А. Курочкина. - СПб.: Детство-Пресс, 2014. - 160 с. 49. Панов В.П. Иллюстрация в книге / В.П. Панов. - М.: Юный Художник, 2011. - 233 с. 50. Пчелинцева Е.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Е.В. Пчелинцева. - Н-Новгород: изд-во НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2006. - 32 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Гиляровский и Суворин о трагедии на Ходынском поле
Количество страниц:
10
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image