Введение Глава 1. Теоретические аспекты проблемы 1.1 Социальная адаптация детей-сирот: краткий обзор вопроса 1.2 Методы социальной адаптации Глава 2. Исследование социальной адаптации детей сирот 2.1 Ход и выборка исследования 2.2 Результаты исследования Заключение Список литературы Приложения

Социальная адаптация детей сирот.

дипломная работа
Психология
60 страниц
88% уникальность
2014 год
138 просмотров
Сопов В.
Эксперт по предмету «Социальная психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение Глава 1. Теоретические аспекты проблемы 1.1 Социальная адаптация детей-сирот: краткий обзор вопроса 1.2 Методы социальной адаптации Глава 2. Исследование социальной адаптации детей сирот 2.1 Ход и выборка исследования 2.2 Результаты исследования Заключение Список литературы Приложения
Читать дальше
Актуальность работы. В современной педагогической науке наблюдается ориентация на ценностные основания педагогического процесса и на индивидуализацию при решении социальных проблем детства в целом и детей, лишенных попечения родителей, в частности. Анализ современной научной литературы показывает, что начался процесс активного исследования феномена социального сиротства, представляющего собой принципиально особую ситуацию развития ребенка. Анализируются: само понятие "социальное сиротство", причины возникновения и расширение границ этого явления в современном обществе, особенности психофизического развития детей, лишенных попечения родителей.


Обращайтесь к нам и заказывайте написание реферата по анатомии. Рассчитаем стоимость работы бесплатно. Скидка 1000 рублей на 1 заказ!


. Существует значительное количество современных научных источников, в которых исследуются пути социально-педагогической реабилитации детей-сирот в различных видах учреждений, особенности адаптации их в коллективе, качественное своеобразие социального портрета воспитанника детского дома. Особый пласт составляют психолого-педагогические исследования, характеризующие состояние ребенка в условиях семейной депривации. Ряд современных научных работ, посвященных изучению трудного детства, в том числе детей, лишенных попечения родителей, раскрывает важные стороны целостной проблемы социальной реабилитации: описание моделей реабилитационных служб, особенности воспитательной работы с детьми, лишенными попечения родителей, формы диагностики нарушений развития и коррекционной помощи детям-сиротам. Вместе с тем, анализ литературы по проблемам семьи и трудного детства показал, что исследования посвящены важным, но лишь отдельным сторонам целостной проблемы социальной реабилитации: опеке; описанию тех или иных моделей и форм реабилитационной работы; коррекции психоневрологического статуса детей, воспитывающихся в детском доме; особенностям воспитатель-ной работы в детских домах и интернатах. Разрозненность научных исследований не дает целостного представления о решении проблемы социально-педагогической реабилитации детей, лишенных попечения родителей, на современном этапе развития общества по целому ряду причин. Особо можно выделить следующие: – В современной научной литературе еще нет единого подхода в раз-работке содержания, методов и форм социально-педагогической реабилитации детей, лишенных попечения родителей; не обоснована психолого-педагогическая концепция системы реабилитационных служб, обеспечивающих социальную защиту этих детей, с учетом предыдущей социальной ситуации развития, возрастных и индивидуальных особенностей. – В инфраструктуре современного общества проблемами социально-педагогической реабилитации детей, лишенных попечения родителей, занимаются как государственные, так и негосударственные учреждения, а также ассоциации и отдельные лица. Отсутствие единых подходов к решению данной проблемы затрудняет реализацию гуманистических идей реабилитации, снижает эффективность реабилитационных мероприятий. Процесс социально-педагогической реабилитации детей в переходном периоде – при изъятии из неблагополучной семьи и помещении в детский дом - не исследован. Вместе с тем, определение ребенка в детский дом, вследствие лишения его родительского попечения, является большим психическим потрясением, приводящим зачастую к негативным последствиям, отражающимся на его развитии. Следовательно, требуется разработка специальных форм социально-педагогической реабилитации применительно к данному периоду жизни ребенка. Необходимо понимание социального сиротства, как сложного феномена, включающего социальные и психолого-биологические характеристики. Проблему социально-педагогической реабилитации следует рассматривать с мультидисциплинарной позиции, находящейся на стыке нескольких наук: педагогической, психологической, социологической, юридической, медицинской и др. Все вышеизложенное указывает на имеющееся противоречие между современной социальной ситуацией и существующими формами социально-педагогической реабилитации детей, оставшихся без попечения родителей. Объект исследования - адаптация детей сирот. Предмет исследования - социально-психологическая адаптация детей сирот. Цель работы - особенности социально-психологической адаптации детей сирот. Задачи: - рассмотреть теоретические аспекты проблемы; - описать исследование социальной адаптации детей сирот . Гипотеза: социально-психологическая адаптация совершеннолетних детей сирот связана с возрастом поступления детей в детский дом. Практическая значимость заключается в применении полученных результатов в социально-педагогической деятельности детских домов. Программа исследования ? изучение современной системы детского дома, включая материальное, технологическое и кадровое обеспечение процесса социально-педагогической реабилитации; особенности отношения ребенка к ситуации детского дома в период первичной адаптации.

Читать дальше
В результате проделанной работы решены следующие задачи: рассмотрены теоретические аспекты проблемы; описано исследование социальной адаптации детей сирот . В русле основной цели исследования - разработки системы социально-педагогической реабилитации социальных сирот на этапе изъятия из неблагополучной семьи и погружения в среду детского дома - необходимо было определить научные подходы к опытно-экспериментальной работе. При этом ставились следующие задачи: 1. Раскрыть специфику экспериментальной работы. 2. Выделить основные понятия исследования. 3. Определить показатели, отражающие социальную ситуацию развития ребенка. 4. Представить последовательность ситуаций первичной социально-педагогической реабилитации. Специфика экспериментальной работы состояла в том, что в поле изучения находились два типа ситуаций: 1) ситуация развития ребенка в системе нарушенных внутрисемейных отношений, характеризующихся проявлениями депривации; 2) развернутая во времени ситуация первичной социально-педагогической реабилитации на этапе изъятия из семьи и погружения в среду детского дома, направленная на преодоление последствий депривации, снижение у ребенка внутренних смысловых и эмоциональных барьеров. Внимание было сосредоточено на эмоциональном состоянии ребенка, отторгаемого семьей, на его поступках и оценочных суждениях, отражающих специфику отношения к родителям, матери и самому себе, характеризующих степень его депривированности. Позиция экспериментатора основывалась на том, что сам процесс изъятия из семьи всегда представляет собой драматическую ситуацию, усугубляющую депривированное состояние ребенка. Результаты анализа научной литературы позволили в качестве основных выделить понятия социальной ситуации развития, депривационной ситуации и социально-педагогической реабилитации. В соответствии с целью исследования из множества трактовок вышеназванных понятий были приняты следующие: ? социальная ситуация развития, как своеобразное сочетание процессов формирования внешних и внутренних условий, типичных для разных возрастных этапов и обусловливающих динамику развития ребенка на протяжении соответствующего возрастного периода (Л.С. Выготский); ? депривационная ситуация как состояние, возникающее в результате того, что ребенку не предоставляются возможности для удовлетворения его основных (жизненных) потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени (Й. Лангмейер и З. Матейчек). ? социально-педагогическая реабилитация как развернутый во времени процесс изменения социальной ситуации развития, направленный на преодоление последствий депривации. В содержание понятия "первичная социально- педагогическая реабилитация", как более узкое, были внесены коррективы, позволившие определить его как ситуацию экстремальную, требующую специального социально-педагогического сопровождения, помогающего ребенку преодолеть чувство тревоги и страха. На основе теории "Я-концепции" Р. Бернса, для ситуаций, находящихся в поле исследования, выделены две группы показателей: ? первая, отражающая состояние микросоциума, включающего особенности отношений его членов к ребенку; ? вторая, характеризующая отношение ребенка к членам микросоциума через его самооценочные суждения, раскрывающие наличие внутренних смысловых и эмоциональных барьеров. Названные группы показателей раскрывали динамику социальных проблем ребенка с позиции трех уровней их становления: Первый уровень - искажение личностного опыта ребенка под влиянием депривационных ситуаций, проявляющегося в виде смысловых и эмоциональных барьеров; Второй уровень - искажение социальных отношений ребенка, характеризующееся формированием чувства внутренней незащищенности как особого психического состояния, приводящего к нарушениям процесса адаптации; Третий уровень - искажение социального опыта ребенка, нарушающее процесс его социализации.
Читать дальше
1. Анализ достижений в области деинституционализации защиты детей и развития семейных форм их жизнеустройства в Российской Федерации. - М.: Институт экономики города, 2008. – 320 с. 2. Антология социальной работы: В 5 т. Т. 2. Феноменология социальной патологии / Сост. М.Ф.Фирсов. – М.: Сварогъ – НВФ СПТ, 1995. – 410 с. 3. Бахарев В. Д., Григорьева И. А. Социальная профилактика девиантного поведения несовершеннолетних: Уч.-метод. пособие. – СПб., 1997. – 198 с. 4. Беляков В. В. Сиротские детские учреждения России: Истор. очерк. – М., 1993. – 86 с. 5. Вайнер М.Э. Психолого-педагогическая коррекция эмоциональной сферы младших школьников. [Текст]/ М.Э. Вайнер// Вестник психосоциальной и коррекционной работы. 1997.- № 2. – С. 10-27. 6. Воропаева И.П. Педагогическая коррекция эмоциональной сферы младших школьников школы-интерната средствами художественно-игровой деятельности. [Текст] / И.П. Воропаева. - Дис... канд. пед. наук: 13.00.01. - М., 1991. – 120 с. 7. Гайсина Г.И. Уполномоченный по правам ребенка как институт независимого контроля за соблюдением прав, свобод и законных интересов детей // Педагогический журнал Башкортостана. – 2008. - №1 (14). – С. 91-96. 8. Гайсина Г.И. Семейное жизнеустройство детей, оставшихся без родительского попечения: проблемы, тенденции, перспективы // Семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в РБ: достижения, перспективы: Мат-лы регион. НПК. – Уфа: «АСТАРТА», 2008. – С.18-25. 9. Гайсина Г.И. Профессиональная компетентность специалистов по семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей // Развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: опыт, проблемы, перспективы. Мат-лы I Открытой городской научно-практ. конф. – Уфа: Издательская компания «АСТАРТА», 2009. – С. 55-56. 10. Гайсина Г.И. Сопровождение замещающей семьи как новый вид профессиональной деятельности // Образование в регионах России: научные основы развития и инноваций: мат-лы V Всерос. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 23-25 ноября 2009г. /Учреждение Рос. Акад. Образования «Урал. отд-ние»; РГПУ, Екатеринбург, 2009. Ч.2. – С. 199-201. 11. Гайсина Г.И. Профессиональное сопровождение замещающей семьи как вид социально-педагогической деятельности // Развитие социальной педагогики в России и подготовке кадров: Материалы XIII Всероссийских социально-педагогических чтений, посвященных 15-летию подготовки социальных педагогов (26 марта 2010г.). В 2 ч. – Ч. I /Под ред. Л.В.Мардахаева. – М.: Изд-во РГСУ, 2010. – С. 219-222. 12. Гайсина Г.И. Проблемные зоны теории и практики сопровождения социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мат-лы респ. науч.-практ. конф.- Уфа: МО РБ, 2011. – С. 8-12. 13. Гайсина Г.И., Вечканова О.В., Скрябина Л.С., Фазлыева А.Ф. Адаптация ребенка в замещающей семье: диагностика, коррекция, поддержка. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2011. – 325 с. 14. Горшкова А.Е., Емельянова И.А. Забота о сиротах в США // Детский дом. – 2010. - № 3 (16). – С. 34 – 35. 15. Доклад об итогах деятельности Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. - М.: ФПД, 2010.-415с. 16. Дубровина И. В., Лисина М. И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей. – М., 1982. – 261 с. 17. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учеб. пособие для студентов вузов культуры и искусств. – М., 1998. – 246 с. 18. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Волшебный источник творчества: сказко-терапия. [Текст] / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева // ВПКР. 1997. - № 3. – С. 15-26. 19. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления школьников с социальной действительностью. [Текст] / С.А. Козлова. – М.: «Академия», 1998. – 180 с. 20. Куган Б.А. Социально-трудовая адаптация детей группы социального риска. [Текст] / Б.А. Куган. – Курган-Челябинск, 1995. – 80 с. 21. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / Под науч. ред. Л.М. Шипициной и Е.И. Казаковой. – СПб., 2000. – 108 с. 22. Концепция предупреждения социального сиротства и развития образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной. – СПб., 2000. – 54 с. 23. Плоткин М.М. Социально-педагогическая помощь детям из неблагополучных семей // Педагогика. – 2000. – № 1. – С. 47-51. 24. Проблемы и перспективы совершенствования воспитательной работы в детском доме: Методические рекомендации. /Сост. В.П. Кыркалов.- М., 1990.- 110с. 25. 205. Проблемы методологии психологических и педагогических исследова-ний./Отв. ред. Б.П. Битинас. Вильнюс: Вильнюсский ГУ, 1977,- 165с. 26. 206. Проблемы социально-педагогической защиты детей. //Сборник норма-тивных документов Комитета по образованию мэрии Санкт-Петербурга NS.-СПб, 1995.-43с. 27. Профессионально-этические нормы социальной работы (рекомендации). М.: ВНИК "Государственная система социальной помощи семье и детству", 2013,- 31с. 28. Психические особенности трудновоспитуемых и умственно отсталых детей./Под ред. В.Н. Мясищева.-Л.: Издание Ин-та мозга, 2012.-С.З-23. 29. Психическое развитие воспитанников детского дома. /Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской. М.: Педагогика,- 2010.- 264с. 30. Психическое развитие детей-сирот (по результатам психологического мониторинга): Методическое пособие. /Под ред. Л.М. Шипицыной. СПб, 2012.-46с. 31. Руководство по использованию восьмицветового теста Люшера.[Текст] - М.:Когито-Центр, 1999.– 62 с. 32. Развитие личности в условиях психической депривации. /Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1991,- 159с. 33. Развитие психики ребенка в общении со взрослыми и сверстниками /Под ред. А.Г. Рузской и др., М.: Изд. АПН СССР, 2010,- 166с. 34. Расчетина С.А. Перевоспитание педагогически запущенных подростков в условиях общеобразовательной школы. Дис. на соиск. уч. степени канд. пед.наук.Л., 2011.-185с. 35. Реабилитационные службы помощи детям. /Под ред. Л.М. Шипицыной. СПб: УМЦКО, 2013.-111с. 36. Реабилитация. Словарь основных терминов. СПб., 2013. -80с. 37. Римашевская Н.М., Бреева Е.Б.Дети России: социально-экономические проблемы. М.: РАН ин-т соц.-экон. проблем народонаселения, 2014,-145с. 38. Рогов Е.И. Настольная книга школьного психолога в образовании: Учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 2012.- С. 15-16. 39. Рубинштейн С.Л. Самосознание личности и ее жизненный путь. // Психология личности. М., 2012,- 287с. 40. Руководство к действию по улучшению состояния здоровья детей и повышению их дееспособности средствами физического воспитания в детских домах и интернатах. /Под ред. М.Н. Лазутовой.- М.: Школа здоровья, 2010.-127с. 41. Сафонова Т.Я. О жестоком обращении с детьми. М.: Дом, 2013,-С.27-28. 42. Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми: сущность, причины, социально-правовая защита. М.:Дом, 2013,-38с. 43. Семейная психотерапия при неврозах и психических заболеваниях. /Под ред. В.К.Мягер, Р.А.ЗапечинскогоЛ.:Лен. НИИКЛИ им.В.М.Бехтерева, 2008,-74с. 44. Сиротство как социальная проблема: Пособие для педагогов / Под ред. Л.И. Смагиной. – М., 2009. – 144 с. 45. Семья Г.В. Воспитание ребенка в замещающей семье // Социальная педагогика. – 2013. - № 3. – С. 114-115. 46. Семья, Г., Вильясте Л. Семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Социальная педагогика. – 2007. - № 1. – С. 32 – 40. 47. Селенина Е.В. Семейные формы воспитания для старших воспитанников, выпускников детских домов и школ-интернатов // Вестник университета Российской академии образования. – 2014. - № 4. – С. 115-123. 48. Симей Т.С. Дети – сироты. – Ливерпуль, 1998. – 254с. 49. Справочник. Основы законодательства для будущих родителей //Родные люди. – 2010. - № 3 (03). – С. 56 – 63. 50. Степаненко Е.А. Организация деятельности семейных воспитательных групп (фостерных семей) // Работник социальной службы. – 2014. - № 4. – С. 29 – 33. 51. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты.[Текст] / Е.Е. Туник. – СПб, 1997.– 33 с. 52. Филимоненко Ю.И., Тимофеев В.И. Руководство к методике исследования интеллекта у детей Д. Векслера (WISK). Адаптированный вариант. [Текст] / Ю.И.Филимоненко, В.И. Тимофеев.- СПб.: Иматон, 1994. – 94 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Гиляровский и Суворин о трагедии на Ходынском поле
Количество страниц:
10
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image