Заикание - это процесс, который определенным образом «запускается». По нашему мнению, существует ритуал «включения» заикания. Заикающиеся, как правило, начинают «заикаться» задолго до начала речи, например, в ожидании вопроса. Участвуя в беседе, они «заикаются», даже когда молчат. Уже в это время можно заметить заученный «взгляд заикания», напряжение мышц, особенно мышц артикуляторов и т.п. Всё это автоматически, по ассоциации включают программу заикания.
Поэтому принципиально важной задачей становится заменить ритуал включения заикания ритуалом включения нормальной речи, т.е. сформировать психологическую и физиологическую готовность к ней. Эта работа начинается еще до речевых тренировок с коррекции невербальных компонентов речи. Так, например, новую осанку и взгляд связываем с расслаблением, что позволяет подготовить мышцы-артикуляторы к мягкой атаке звука и обеспечить возможность правильного звучания.
УПС при заикании окончательно формируется, когда эмоции связываются с актом вербальной коммуникации. Именно после этого заикание становится трудно обратимым. Акт речи так значительно и постоянно связан с волнением, что в случае заикания можно говорить о рефлексе тревоги Общеизвестно, что, если заикающийся человек спокоен, его речь значительно облегчается. А во время речи с самим собой спазматические задержки могут полностью отсутствовать даже у лиц, страдающих неврозоподобным заиканием. Нет ответственности за речь, нет волнения - нет заикания. Следовательно, одной из центральных задач терапии, становится необходимость связать речь и спокойствие, сформировать такое внутреннее состояние, когда в процессе общения сам акт речи не только не волнует, но как это ни парадоксально звучит, успокаивает. Принципиально важно научить тому, чтобы спокойствие вызывалось не только между актами речи, когда есть возможность уединиться и расслабиться, позаниматься аутотренингом и т.д., но, главное, во время речи, в самых различных ситуациях общения. Эта задача была нерешённой.
В настоящее время удалось её решить, и стало реальным взамен рефлекса тревоги формировать в процессе речи рефлекс спокойствия.
5. Лечение заикания должно проходить не только в логопедическом кабинете, где пациенты работают как бы на тренажере, а в живом общении, поэтому особую роль в процессе терапии мы отводим функциональным тренировкам (ФТ). По сути весь курс лечения представляет систему интенсивных ФТ с предварительной поэтапной подготовкой к ним. Во время ФТ в естественных условиях общения пациенты последовательно отрабатывают и доводят до автоматизма все элементы и приемы методики, с которыми знакомятся в логопедическом кабинете. В процессе всего курса лечения необходимо обеспечить постоянное движение вперед. Резкие взлеты и последующие падения отнимают много сил и рождают неуверенность. Пациенты должны чувствовать, что с каждым днем они пусть не быстро, но все неуклонно приближаются к цели. Чтобы обеспечить такой стабильный ход лечения необходимо, чтобы все требования, предъявляемые специалистами, были посильными, а задания так четко «разложены по полочкам», чтобы у пациентов никогда не возникала мысль: «не могу». Только в этом случае возможны плавные, безболезненные, почти незаметные переходы от этапа к этапу.
6. Заикание неизбежно клиширует речь и личность заикающихся, диктуя свои «обряды», привычки и т.д. При лечении заикания необходимо тщательно выстроить, новое клише, которое отвечало бы новому устойчивому состоянию, свободному от заикания. Это новое клише не должно иметь «белых пятен», иначе оттиски с такого клише будут мозаикой нового и старого состояний: человек неминуемо попадет в ситуации, которые остались непроработанными, в которых старое УПС постарается взять реванш у нового. Отсюда следующий постулат: в лечении заикания не может быть мелочей! Все этапы лечения должны быть выполнены идеально: недопустимы ситуации, когда наработка требуемых навыков отложена «на потом», никаких долгов перед самим собой оставаться не должно.
7. Лечение становится просто работой, которую необходимо добросовестно выполнить. Для того, чтобы она выполнялась правильно (заикание не прощает ошибок), необходим постоянный контроль со стороны специалиста и, конечно, самоконтроль. С помощью устройства «hand’s free» к мобильному телефону можно слышать речь пациентов практически в любой ситуации и по ходу разговора указывать на ошибки. Кроме этого, пациенты регулярно записывают свою речь на диктофон. Анализируя эти записи, они замечают неточности и стараются устранить их в дальнейшем. Отдельные записи мы прослушиваем и анализируем на занятиях группы. Такой двусторонний контроль за правильным выполнением речевой работы проводится в течение всего курса лечения, что позволяет почти незаметно приблизиться к нормальной речи. Каждодневные речевые победы поддерживают высокий уровень мотивации до полного окончания работы. Именно речевые победы, которые стороннему глазу могут быть и не видны, но, повторюсь, никак не «подвиги», после которых «и в воздух чепчики бросали».
Стоит подчеркнуть, что для поддержания высокого уровня мотивации несравнимо более эффективны каждодневные, пусть не так заметные стороннему глазу, речевые победы.
8 . Время, за которое заикание лечится, – это время, необходимое для формирования и закрепления нового устойчивого состояния взамен старого УПС. По нашим наблюдениям, срок формирования нормального устойчивого состояния – полтора года. Из них приблизительно шесть месяцев уходит на достижение уровня нормальной речи, т.е. речи без спазматических задержек, страхов, навязчивостей и приспособительных уловок. Причем положительный результат считается достигнутым только в том случае, если темп речи нормализован и пальцы рук во время речи уже не используются.[7]