Введение 3 1. Теоретико-методологические основы исследования познавательных умений дошкольников 7 1.1. Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста 7 1.2. Познавательные умения как результат познавательной деятельности. Периодизация процесса формирования познавательных умений 13 1.3. Особенности формирования познавательных умений в рамках естественно-научного образования (в его экологическом аспекте) 17 2. Практические основы исследования познавательных умений дошкольников 22 2.1. Исследовательская работа дошкольников как средство формирования познавательных умений в области экологических знаний 22 2.2. Организация познавательной деятельности дошкольника в рамках экологического образования 28 2.3. Исследование уровня формирования познавательных умений дошкольников в рамках экологического образования 31 Заключение 39

формирование познавательных умений у детей дошкольного возраста

курсовая работа
Естествознание
40 страниц
84% уникальность
2015 год
97 просмотров
Словцова А.
Эксперт по предмету «Естествознание»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 1. Теоретико-методологические основы исследования познавательных умений дошкольников 7 1.1. Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста 7 1.2. Познавательные умения как результат познавательной деятельности. Периодизация процесса формирования познавательных умений 13 1.3. Особенности формирования познавательных умений в рамках естественно-научного образования (в его экологическом аспекте) 17 2. Практические основы исследования познавательных умений дошкольников 22 2.1. Исследовательская работа дошкольников как средство формирования познавательных умений в области экологических знаний 22 2.2. Организация познавательной деятельности дошкольника в рамках экологического образования 28 2.3. Исследование уровня формирования познавательных умений дошкольников в рамках экологического образования 31 Заключение 39
Читать дальше
Актуальность исследования. Современное образование требует от образовательных учреждений применения новых методов и технологий в формировании и развитии познавательных умений дошкольников. Главная задача – формирование и развитие познавательных умений (способностей) дошкольников для осуществления познавательной деятельности. Эта задача реализуется в рамках модернизации российской образовательной системы. Система российского образования ориентируется на мировое образовательное пространство, значимым в последнее время становится экологическое образование, особенно на дошкольном уровне.


Нужно купить новый диплом ? Посмотрите на нашем сайте.


. Поэтому актуальность выбранной темы заключается в том, что экологическое образование дошкольников занимает первое место в аспекте осуществления познавательной деятельности дошкольников. Степень разработанности проблемы исследования в науке. В зарубежной и отечественной педагогической науке проблема формирования и развития познавательных умений дошкольников достаточно освещена. Этой проблеме посвящены труды таких известных исследователей, как: Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н., Рыжова Н.А., Николаева С.Н., Иванова А.И., Виноградова Н.А., Панкова Е.П., Дерябо С.Д., Ясвин В.П., Белкин А.С., Веракса Н.Е., Веракса А.Н., Козлова С.А., Куликова Т.А. и другие. Противоречия, которые исследователи взяли за основу анализа данной психолого-педагогической проблемы, возникают между: - значением познавательных умений для активизации познавательной деятельности дошкольников и расширением информационно-мотивационной базы, - потребностями дошкольников в познании окружающего мира и недостаточностью в разработке данной проблемы в научно-методической литературе, - отнесением познавательных умений к средствам формирования у дошкольников экологических знаний, умений и навыков и соотнесением экологического образования к средствам формирования и развития познавательных умений у дошкольников. В основу темы исследования легли все три существующие противоречия. Однако проблема исследования, затрагивая конкретную сторону его тематической составляющей, формулировалась на основе второго противоречия - потребностями дошкольников в познании окружающего мира и недостаточностью в разработке данной проблемы в научно-методической литературе. В соответствии с проблемой исследования была поставлена цель – разработка и опытно-экспериментальная проверка методов и путей формирования познавательных умений в рамках естественно-научного образования (в его экологическом аспекте). Для достижения цели были поставлены следующие задачи исследования: 1. Теоретическое обоснование процесса формирования и развития познавательных умений у детей дошкольного возраста (рассмотрены психолого-педагогические особенности дошкольников, сущность познавательного умения, структура, содержательная сторона процесса формирования познавательного умения, значимость экологического образования в контексте осуществления целостного педагогического процесса). 2. Проведение опытно-экспериментальной и диагностической работы по разработке и внедрению методов и путей формирования познавательных умений в рамках естественно-научного образования (в его экологическом аспекте). Объектом исследования является процесс формирования познавательных умений как основа познавательной деятельности дошкольников. Предметом исследования является процесс формирования познавательных умений в рамках естественно-научного образования (в его экологическом аспекте). Гипотеза исследования заключается в следующем тезисе: Формирование у дошкольников познавательных умений, которые считаются идентичными (в контексте исследования) способностям, возможно в условиях целостного педагогического процесса, осуществляемого в рамках естественно-научного образования (в его экологическом аспекте). Теоретико-методологическую основу исследования составили: - современные гуманистически ориентированные философские, психологические и педагогические концепции (Бабанский Ю.К., Белкин А.С., Виноградова Н.А., Панкова Е.П.); - концептуальные положения о творческой сущности личности дошкольника и её многофакторном развитии (Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Киселёва Л.С., Кудрова И.А.); - аксиологический подход, рассматривающий человека как высшую ценность (Левина М.М., Маркова Т.А., Олешков М.Ю., Уваров В.М.); - фундаментальные положения общей педагогики (Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н., Козлова С.А., Куликова Т.А.); - концепции естественно-научного образования (Аксенова З.Ф., Николаева С.Н., Рыжова Н.А.); - концепции экологического образования (Дерябо С.Д., Ясвин В.П., Иванова А.И., Николаева С.Н., Веракса Н.Е., Веракса А.Н.). Теоретическими методами исследования явились: - анализ социологической, психолого-педагогической, философской и методической литературы по проблеме исследования; - теоретико-методологический анализ проблемы исследования; - моделирование и проектирование системы развития познавательных умений старшеклассников средствами информационных технологий. Практическими методами исследования явились: - наблюдение, - анкетирование, - тестирование, - изучение и анализ инструктивно-методических документов, образовательной документации; - анализ экспериментальных данных: компонентный анализ, статистическая обработка полученных данных, методическая интерпретация результатов. Научная новизна исследования заключается в следующем: - в уточнении тезауруса познавательных умений дошкольников раскрывающий сущность, - в анализе содержания познавательной деятельности в аспекте экологического образования дошкольников, - в выявлении возможностей дошкольников в осуществлении познавательной деятельности с позиции процесса формирования познавательных умений в рамках естественно-научного образования (в его экологическом аспекте); - в построении методологической модели организации познавательной деятельности учащихся в рамках естественно-научного образования (в его экологическом аспекте). Опытно-экспериментальной базой исследования стали ДОУ Екатеринбурга. Практическая значимость исследования заключается в том, что обоснованные критерии, показатели познавательных умений дошкольников и разработанный диагностический инструментарий могут применяться при изучении уровня формирования познавательных умений в рамках естественно-научного образования (в его экологическом аспекте).

Читать дальше
Результаты исследования процессов познавательной деятельности дошкольников показали, что формирование познавательных навыков происходит в большей степени за счёт усиления познавательной активности дошкольников. В ходе исследования была подтверждена гипотеза. Действительно, формирование у дошкольников познавательных умений, которые считаются идентичными (в контексте исследования) способностям, возможно в условиях целостного педагогического процесса, осуществляемого в рамках естественно-научного образования (в его экологическом аспекте). В процессе исследования были решены задачи: 1. Теоретически обоснован процесс формирования и развития познавательных умений у детей дошкольного возраста (рассмотрены психолого-педагогические особенности дошкольников, сущность познавательного умения, структура, содержательная сторона процесса формирования познавательного умения, значимость экологического образования в контексте осуществления целостного педагогического процесса). 2. Проведена опытно-экспериментальная и диагностическая работа по разработке и внедрению методов и путей формирования познавательных умений в рамках естественно-научного образования (в его экологическом аспекте).
Читать дальше
1. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 210 с. 2. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический процесс. – М., 1977. – 320 с. 3. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 192 с. 4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 336 с. 5. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с. 6. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. – М.: Айрис-Пресс, 2008. – 208 с. 7. Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ. – М.: Айрис-Пресс, 2007. – 192 с. 8. Дерябо С.Д., Ясвин В.П. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-н/Д: Феникс, 1996. – 480 с. 9. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: мир растений. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 240 с. 10. Каменева Л.А. Как знакомить дошкольников с природой. – М.: Просвещение, 1983. – 207 с. 11. Киселёва Л.С. Проектный метод деятельности дошкольного учреждения. – М.: Аркти, 2003. – 96 с. 12. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2012. – 416 с. 13. Кудрова И.А. О развитии мышления на основе исследовательского подхода // Станд. и монитор. – 2006. - № 5. – С. 14-22. 14. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования. – М.: Академия, 2001. – 272 с. 15. Маневцова Л.М. Мир природы и ребёнок (Методика экологического воспитания дошкольников). – СПб.: Детство-пресс, 2000. – 319 с. 16. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. – М.: Просвещение, 1991. – 112 с. 17. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. – М.: Академия, 2005. – 336 с. 18. Николаева С.Н. Юный эколог. – М.: Мозаика-синтез, 2006. – 143 с. 19. Николаева С.Н. Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста / Методика экологического воспитания дошкольников. – М., 1999. - № 3. – С.153-159. 20. Огородникова Н.В. Проектная деятельность – достоинства использования технологии и преодоление её недостатков // Научные труды МПГУ. Серия: Естественные науки. – М., 2005. - № 4. 21. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Карапуз, 2000. – 112 с. 22. Рыжова Н.А. Путешествие в мир природы // Дошкольное образование. - № 6, 2008. 23. Рыжова Н.А. Время собирать мусор (экологический проект) // Дошкольное образование. - № 16, 2001. 24. Саморукова П.Г. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. – М.: Просвещение, 1991. – 240 с. 25. Сивенкова О.А. Технология проектной деятельности в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста. Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы: материалы II Межрегиональной научно-практической конференции / Томск, 6-7 ноября 2008 г. - Томск, 2008. – С.154-156. 26. Склярова Т.В. Возрастная педагогика и психология / Православ. Свято-Тихон. Богосл. ин-т, Центр пед. исслед. «Покров». – М.: Покров, 2004. – 143 с. 27. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. Учебное пособие. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 512 с. 28. Смирнова В.В., Балуева Н.И., Парфенова Г.М. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду: программа и конспекты занятий. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Союз, 2001. – 208 с. 29. Олешков М.Ю., Уваров В.М. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины. – М.: Компания «Спутник плюс», 2006. – 191 с. 30. Соломенникова О.А. Основные и дополнительные программы ДОУ. – М.: Айрис-Пресс, 2010. – 224 с. 31. Шпотова Т.В., Кочеткова Е.П. Цвет природы: пособие для воспитателей и родителей. – М.: Просвещение, 2005. – 151 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Гиляровский и Суворин о трагедии на Ходынском поле
Количество страниц:
10
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image