Нужно купить новый диплом ? Посмотрите на нашем сайте.
. Поэтому актуальность выбранной темы заключается в том, что экологическое образование дошкольников занимает первое место в аспекте осуществления познавательной деятельности дошкольников. Степень разработанности проблемы исследования в науке. В зарубежной и отечественной педагогической науке проблема формирования и развития познавательных умений дошкольников достаточно освещена. Этой проблеме посвящены труды таких известных исследователей, как: Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н., Рыжова Н.А., Николаева С.Н., Иванова А.И., Виноградова Н.А., Панкова Е.П., Дерябо С.Д., Ясвин В.П., Белкин А.С., Веракса Н.Е., Веракса А.Н., Козлова С.А., Куликова Т.А. и другие. Противоречия, которые исследователи взяли за основу анализа данной психолого-педагогической проблемы, возникают между: - значением познавательных умений для активизации познавательной деятельности дошкольников и расширением информационно-мотивационной базы, - потребностями дошкольников в познании окружающего мира и недостаточностью в разработке данной проблемы в научно-методической литературе, - отнесением познавательных умений к средствам формирования у дошкольников экологических знаний, умений и навыков и соотнесением экологического образования к средствам формирования и развития познавательных умений у дошкольников. В основу темы исследования легли все три существующие противоречия. Однако проблема исследования, затрагивая конкретную сторону его тематической составляющей, формулировалась на основе второго противоречия - потребностями дошкольников в познании окружающего мира и недостаточностью в разработке данной проблемы в научно-методической литературе. В соответствии с проблемой исследования была поставлена цель – разработка и опытно-экспериментальная проверка методов и путей формирования познавательных умений в рамках естественно-научного образования (в его экологическом аспекте). Для достижения цели были поставлены следующие задачи исследования: 1. Теоретическое обоснование процесса формирования и развития познавательных умений у детей дошкольного возраста (рассмотрены психолого-педагогические особенности дошкольников, сущность познавательного умения, структура, содержательная сторона процесса формирования познавательного умения, значимость экологического образования в контексте осуществления целостного педагогического процесса). 2. Проведение опытно-экспериментальной и диагностической работы по разработке и внедрению методов и путей формирования познавательных умений в рамках естественно-научного образования (в его экологическом аспекте). Объектом исследования является процесс формирования познавательных умений как основа познавательной деятельности дошкольников. Предметом исследования является процесс формирования познавательных умений в рамках естественно-научного образования (в его экологическом аспекте). Гипотеза исследования заключается в следующем тезисе: Формирование у дошкольников познавательных умений, которые считаются идентичными (в контексте исследования) способностям, возможно в условиях целостного педагогического процесса, осуществляемого в рамках естественно-научного образования (в его экологическом аспекте). Теоретико-методологическую основу исследования составили: - современные гуманистически ориентированные философские, психологические и педагогические концепции (Бабанский Ю.К., Белкин А.С., Виноградова Н.А., Панкова Е.П.); - концептуальные положения о творческой сущности личности дошкольника и её многофакторном развитии (Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Киселёва Л.С., Кудрова И.А.); - аксиологический подход, рассматривающий человека как высшую ценность (Левина М.М., Маркова Т.А., Олешков М.Ю., Уваров В.М.); - фундаментальные положения общей педагогики (Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н., Козлова С.А., Куликова Т.А.); - концепции естественно-научного образования (Аксенова З.Ф., Николаева С.Н., Рыжова Н.А.); - концепции экологического образования (Дерябо С.Д., Ясвин В.П., Иванова А.И., Николаева С.Н., Веракса Н.Е., Веракса А.Н.). Теоретическими методами исследования явились: - анализ социологической, психолого-педагогической, философской и методической литературы по проблеме исследования; - теоретико-методологический анализ проблемы исследования; - моделирование и проектирование системы развития познавательных умений старшеклассников средствами информационных технологий. Практическими методами исследования явились: - наблюдение, - анкетирование, - тестирование, - изучение и анализ инструктивно-методических документов, образовательной документации; - анализ экспериментальных данных: компонентный анализ, статистическая обработка полученных данных, методическая интерпретация результатов. Научная новизна исследования заключается в следующем: - в уточнении тезауруса познавательных умений дошкольников раскрывающий сущность, - в анализе содержания познавательной деятельности в аспекте экологического образования дошкольников, - в выявлении возможностей дошкольников в осуществлении познавательной деятельности с позиции процесса формирования познавательных умений в рамках естественно-научного образования (в его экологическом аспекте); - в построении методологической модели организации познавательной деятельности учащихся в рамках естественно-научного образования (в его экологическом аспекте). Опытно-экспериментальной базой исследования стали ДОУ Екатеринбурга. Практическая значимость исследования заключается в том, что обоснованные критерии, показатели познавательных умений дошкольников и разработанный диагностический инструментарий могут применяться при изучении уровня формирования познавательных умений в рамках естественно-научного образования (в его экологическом аспекте).