Одной из основных задач функционирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, и перехода к следующему этапу интеграции - Евразийскому экономическому союзу является усиление национальной конкурентоспособности государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства (далее - государства-члены) в рамках глобальной экономики.
Мировое сообщество выработало международную систему государственного регулирования внешнеторговой и иной внешнеэкономической деятельности, которая включает в себя, в зависимости от классификационных признаков (критериев), таможенно-тарифные методы и нетарифные (административно-правовые, фискальные и валютно-финансовые) меры воздействия на внешнюю торговлю, а также инструменты и механизмы защиты национальных (внутренних) рынков.
Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности — это совокупность методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, имеющих целью воздействие на процессы в сфере внешнеэкономической деятельности, но не относящихся к таможенно-тарифным методам государственного регулирования.
Важнейшими мерами нетарифного регулирования является лицензирование, квотирование, регистрация контрактов, разрешения министерств и ведомств, имеющих необходимые полномочия по выдаче таких разрешений.
Значительная часть внешнеэкономических сделок связана с импортом товаров в другие страны. Импорт в буквальном смысле означает ввоз товаров или услуг на территорию страны. В Таможенном кодексе ТС импорт известен как таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления и трактуется как ввоз на территорию страны товаров без обязательств обратного вывоза, а после проведения таможенной очистки ввезенные товары выпускаются для внутреннего потребления без применения ограничений.
Импорт товаров подразумевает следующие этапы таможенного оформления:
? Информирование таможенных органов о намерении импортировать товары;
? Подача в таможенные органы дополнительной информации о сделке (стороны, условия сделки, объем ответственности);
? Декларирование импортируемых грузов;
? Подготовка и оформление необходимой таможенным органам документации для осуществления импорта товаров;
? Предоставление информации в таможенные органы для предварительной проверки;
? Уплата соответствующих таможенных платежей;
? Прохождение завершающих действий по таможенной очистке и присвоение импортируемому грузу статуса, выпущенного в свободное потребление.
Все действия при оформлении импорта товаров должны осуществляться в рамках действующего законодательства. Содержание таможенного режима выпуска для внутреннего потребления описано в главе 30 ТК ТС.
Нетарифное регулирование ввоза — это количественное ограничение, лицензирование, сертификация качества (контроль за безопасностью) ввозимых товаров.
Таможенный орган РФ может отказать в выпуске товара через таможенную границу РФ только в следующих случаях: товары данной страны не подлежат выпуску в соответствии с законодательством РФ или международными соглашениями, участником которых является РФ; не предоставлен надлежащим образом, оформленный сертификат о происхождении товара или иного документа о происхождении товара.
В январе-сентябре 2014 года в рамках нетарифного регулирования было принято 2 решения Коллегии ЕЭК (одобрен проект Соглашения о перемещении ядовитых веществ) и внесены изменения в раздел 2.6 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты и ограничения на ввоз или вывоз государствами – членами ТС в рамках ЕЭС в торговле с третьими странами, добавлены коды ТН ВЭД ТС (кедровые орехи).
Экспорт - таможенная процедура, при которой товары таможенного союза вывозятся за пределы таможенной территории таможенного союза и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами.
При вывозе товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта, помимо таможенного контроля, направленного на обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации (как участника ТС) при перемещении товаров через границу Российской Федерации, применятся экспортный контроль, проводимый уполномоченными на то государственными органами и направленный на экспорт товаров, информации, работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники. Экспортный контроль осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле».
По состоянию на 1 октября 2014 года 27 стран (Австралия, Азербайджан, Аргентина, Белоруссия, Бразилия, Вьетнам, Индия, Индонезия, Иран, Колумбия, Корея, Киргизия, Китай, Лаос, Малайзия, Марокко, Мексика, Молдова, Нигерия, США, Таиланд, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, Филиппины, а также ЕС) применяют защитные меры в отношении российских товаров.
В 2013 году Евразийская экономическая комиссия завершила 9 расследований: из них 4 расследования – антидемпинговые, направленные на устранение ущерба, наносимого предпринимателям стран ТС недобросовестной конкуренцией со стороны иностранных поставщиков; и 5 специальных защитных расследований, предусматривающих защиту от ущерба, наносимого резким ростом импорта в страны ТС из третьих стран.
В отношении российских товаров действует 101 мера, в том числе: антидемпинговая пошлина – 39, специальная защитная пошлина – 9, прочие нетарифные меры – 53 (административные меры – 20, технические барьеры – 9, тарифные квоты – 2, квотные ограничения - 2, акциз на дискриминационной основе – 5, ограничение по номенклатуре – 1, запрет на импорт – 4, санитарные и фитосанитарные меры – 5, угроза введения меры - 5).
По итогам работы за три квартала 2014 года было предотвращено введение 17 ограничительных мер на общую сумму 790,9 млн. долл. США.
На основании данных ЮНКТАД об уровне защиты различных отраслей экономики при помощи нетарифных мер можно сделать вывод о том, что данные меры используются различными странами крайне неравномерно. Кроме того, наблюдается значительная дифференциация применения этих мер для различных товарных групп: так, например, для Китая, стран Европейского союза и США характерен высокий уровень нетарифной защиты металлургии; страны Европейского союза и Япония активно используют их для защиты легкой промышленности. В последние годы нетарифные меры регулирования внешней торговли начинают играть все большую роль благодаря возрастающему влиянию торговых организаций, таких как ВТО, Европейский таможенный союз, Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана, АСЕАН и др.
Применение экономических санкций в 2014 г. в отношении Российской Федерации со стороны США и Европейского Союза, и ряда других государств, оказали существенное влияние на внешнеторговый оборот и международные торговые и экономические отношения нашей страны с зарубежными партнерами. Следует отметить, что эффективность внешнеторговой деятельности страны можно оценить именно по внешнеторговому обороту.
Следует отметить, что произошло сокращение импорта и экспорта из стран дальнего и ближнего зарубежья на октябрь 2014 года до 10,1% относительно аналогичного периода 2013 г.
Учитывая продолжающийся рост экономической и политической напряженности между Россией, ЕС и США, как результат введения экономических санкций, российская экономика продолжает претерпевать серьезные экономические последствия. На состояние и развитие российской экономики, значительное влияние оказало снижение мировых цен на нефть и экспортной цены на газ.
Российская экономика сегодня входит в новое международное экономическое пространство, в условиях нарастающей глобальной конкуренции и интеграции. Это определенно выявляет необходимость дальнейшего реформирования и внешнеторговой политики и таможенного регулирования, что послужит важнейшим средством регулирования не только внешней, но и внутренней экономической деятельности страны с учетом национальных потребностей, тенденций развития и вызовов современного мирового хозяйства.
Наряду с нынешними санкциями против России и Таможенного союза в целом, по оценкам Евразийской экономической комиссии и ТС, с 1995 года введено, в основном в развитых странах, около 30 «обычных» ограничительных мер (антидемпинговые пошлины, квоты и т.п.). А в целом сегодня действует свыше 90 таких мер (рис.3). Причем большинство из них ограничивают доступ на зарубежные рынки, заметим, не сырьевой, а промышленной продукции из ТС (товары металлургии, станко-приборостроения, химпрома).
По оценкам минэкономразвития и ТПП РФ, ежегодный ущерб от этих мер доходит до $500 млн, но большинство из них необоснованны и были приняты с нарушением международных торговых правил. Поэтому страны ТС намерены оспаривать эти ограничения в профильных международных инстанциях.
В пределах таможенной территории ЕС осуществляется свободное движение товаров без уплаты таможенных пошлин и платежей, странами-членами Евросоюза применяются единые тарифные и нетарифные меры в отношении экспорта и импорта товаров из третьих стран. Страны-члены ЕС в своих международных экономических отношениях руководствуются Общей торговой политикой ЕС, определяемой Европейской комиссией.
Государства-члены ЕС не обладают правом самостоятельно принимать защитные меры и прямо не связаны с проведением антидемпинговых расследований. Вместе с тем, принимаемые в ЕС защитные меры обязательны для применения во всех государствах-членах Сообщества.
Таможенное регулирование в ЕС осуществляется в рамках единой таможенной политики, полностью находится в его компетенции и базируется на нормах следующих нормативно-правовых актов:
? Регламент (СЕ) 450/2009 Европейского Парламента и Совета, от 23.04.2008 о вступление в действие модернизированного Таможенного кодекса ЕС.
? Регламент (СЕ) 1186/2009 Европейского Совета, предусматривающий единый беспошлинный режим (дополнения).
? Регламент 861/2010 Европейской Комиссии от 05.10.2010 об изменениях в приложении I Регламента ЕЭС 2658/87 Совета в отношении товарной, статистической и тарифной номенклатуры.
? Приказ PRE/3026/2003 о нормах инспектирования и контроля Территориальных и провинциальных торговых отделов (Direcciones Territoriales y Provinciales de Comercio) с изменениями от 2009 г.
? международные договоры, среди которых нормативные документы ВТО, включающие Общее соглашение по тарифам и торговле (GATT), Конвенцию по гармонизированной системе описания и кодов товаров, Конвенцию TIR и Конвенцию ATA по временному импорту и экспорту товаров;
? внутреннее законодательство, регулирующее действия таможенных властей и организаций.
ЕС, являясь членом ВТО, следует правилу «свободного ввоза» в рамках Единого режима в отношении импорта. Однако это общее правило имеет некоторые исключения при применении странами ЕС Защитных инструментов торговой политики, разработанных после соглашений ВТО, признающих за своими членами право на борьбу с недобросовестной торговой практикой. ЕС применяет следующие инструменты нета¬рифного регулирования:
При импорте/экспорте товаров через внешние границы ЕС применяется Единый таможенный тариф (Arancel Integrado de las Comunidades Europeas, обычно используется аббревиатура TARIC, образованная от французского термина Tarif Int?gr? de la Communaut?). Данный термин относится и к классификации товаров (номенклатуре), и к ставкам таможенных пошлин, а также к нетарифным мерам.
Следует также отметить, что с 01.01.2014 вступил в силу Регламент ЕС (UE) 608/2013 от 12 июня в отношении таможенного надзора в сфере прав на интеллектуальную собственность, который устанавливает условия и процедуры действий таможенных органов в случае обнаружения подозрительных товаров, нарушающих право интеллектуальной или промышленной собственности, ввозимой на территорию ЕС.
Ограничения импорта действуют в следую¬щих секторах: сельскохозяйственная продукция; текстильные изделия; изделия из железа и стали.
Кроме того, в ЕС существуют требования по регулированию импорта в следующих сферах: безопасность продовольствия и кормов; ветери¬нария, фитосанитария, здравоохранение, защита окружающей среды (химические вещества, озоноразрушающие вещества, фторированные пар¬никовые газы, защита видов, находящихся под угрозой исчезновения, контроль и управление отходами) и т.д.
В сфере регулирования импорта США широко используют тарифные и нетарифные меры в целях защиты внутреннего рынка и соблюдения интересов национальных производителей. Закон о тарифе 1930 г. (the Tariff Act of 1930 (Chapter 497, 46 Stat. 590, June 17, 1930) определяет основы таможенного тарифа, который построен (c 1989 года) на базе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров.
В отчетном периоде ряд мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования были введены посредством двусторонних соглашений.
Зачастую реальное влияние мер нетарифного регулирования на торговлю, а также другие затрагиваемые сферы, выявить достаточно сложно. Также бывает нелегко определить истинные причины вводимых мер – действительно ли они вызваны стремлением снизить риски для здоровья, обеспечить соответствие стандартам или являются скрытым инструментом протекционизма, направленным на защиту внутреннего рынка от иностранных конкурентов.
Обеспечить, чтобы национальные меры достигали поставленных целей и при этом не препятствовали развитию торговли, экономическому росту и развитию – задача сложная, но выполнимая. Эксперты ОЭСР предлагают развитым странам использовать следующие подходы для того, чтобы их внутренние меры не оказывали негативного воздействия на торговлю, особенно развивающихся стран:
? внедрить механизмы оценки последствий осуществления своих регулирующих мер до их вступления в действие. Такая оценка должна быть комплексной и учитывать интересы как самой страны, так и ее торговых партнеров. Хорошей практикой в этой области является используемая в Европейской союзе процедура оценки воздействия торговой политики на устойчивое развитие (Sustainability Impact Assessment), которая предполагает предварительный анализ возможного влияния торговых соглашений на экономическую, социальную и экологическую ситуацию в странах-сторонах соглашения, а также широкое обсуждение результатов анализа и путей смягчения возможных негативных последствий с заинтересованными сторонами до начала или на ранней стадии переговоров;
? своевременно информировать о планируемых изменениях в своей политике с тем, чтобы определить потенциальные конфликты в сфере торговли и найти пути их разрешения до того, как эти меры начнут реализовываться;
? развивать диалог с развивающимися странами, а также содействовать укреплению их потенциала в области торговли, участвовать в разработке и соблюдении международных стандартов.
Развивающиеся страны, особенно наименее развитые государства, наиболее уязвимы для торговых конфликтов. В деле предотвращения конфликтов, связанных с нетарифными барьерами, или успешного их разрешения многое зависит от усилий и самих развивающихся стран. Прежде всего, они могут:
? активизировать свои усилия по осуществлению внутренней политики, направленной на гармонизацию с международными стандартами;
? организовать эффективный контроль над соблюдением экспортерами международных стандартов, оказывать им помощь в повышении потенциала в данной области;
? более активно участвовать в выработке международных стандартов.