Введение 3
1. Природоохранная прокуратура 5
2. Прокуратура метрополитена 16
3. Прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях 25
4. Иные специализированные прокуратуры 27
Заключение 34
Список использованных источников 36
Читать дальше
Природоохранная прокуратура. Предметом надзора в сфере экологии, исходя из смысла ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», является соблюдение Конституции РФ и исполнение действующих на территории РФ природоохранных законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами государственного контроля и их должностными лицами, наконец, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также проверка соответствия издаваемых ими правовых актов действующему природоохранному законодательству. Именно поэтому надзор в сфере экологии является одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры.
Вопросы этого направления деятельности прокуратуры нераздельно связаны с законностью использования объектов окружающей среды хозяйствующими субъектами.
Прокуратура метрополитена. Прокурорский надзор за деятельностью предприятий, осуществляющих перевозку пассажиров метрополитеном, осуществляется прокурорами городов, на территории которых они расположены. Однако в г. Москве и г. Санкт-Петербурге, учитывая социальную значимость метрополитена, протяженность линий, количество станций, число работников предприятия, а также высокий пассажиропоток, созданы прокуратуры метрополитенов на правах районных. Их деятельность контролируют соответственно прокуратуры г. Москвы и г. Санкт-Петербурга.
В ходе организации и подготовки к надзорной проверке важно оптимально планировать деятельность прокуроров на данном направлении, в том числе в преддверии конкретной прокурорской проверки, а также в текущей деятельности, на перспективу. При определении предмета проверки необходимо исходить из существа рассмотренных ранее в прокуратуре, а также в судах, контролирующих органах жалоб и обращений граждан и иных лиц, другой информации, свидетельствующих о неблагополучном состоянии исполнения либо несоблюдении норм закона и подзаконных правовых актов на предприятии. Это возможно определить лишь на основе анализа складывающейся обстановки на поднадзорных прокурору объектах.
Прокуратура за соблюдением законов в местах отбывания наказания. В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 года № 2202-1:
В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет (абзац 6) надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
Читать дальше
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Собрании законодательства РФ.2014. N 31. ст. 4398.
2. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ.1995. N 47. ст. 4472
3. Приказ Генпрокуратуры России от 07.12.2007 N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" / Законность. N 3. 2008.
4. Приказ Генпрокуратуры России от 07.05.2008 N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур" // СПС «Консультант Плюс»
5. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 7 февраля 2013 года № 58 «Об утверждении положения о применении общих подходов при подготовке и проведении проверок деятельности прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур»
6. Приказ Минэнерго РФ от 13.01.2003 N 6 "Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей" // Российская газета. N 139. 2003.
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2003 N 110 "О введении в действие "Санитарных правил эксплуатации метрополитенов. СП 2.5.1337-03" // Российская газета. N 119/1. 2003.
8. Указания Генерального прокурора Российской Федерации от 11 мая 2011 года № 27/7 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере охраны лесов от пожаров» // СПС «Консультант Плюс»
9. Указание Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 2 февраля 2007 г. N 73/1-33-2007 // СПС «Консультант Плюс»
Научная и учебная литература
10. Бессарабов В.Г., Кашаев К.А. Защита российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина. М.: Издательский Дом «Городец», 2007.
11. Буренина О.В. Организация и деятельность природоохранных прокуратур: история и современность// Правовая инициатива. № 10. 2013.
12. Винокуров А.Ю. Экологическое право: учебник / под ред. доктора юридических наук, профессора Ю. Е. Винокурова. – М.: Издво Моск. гуманит. Ун-та, 2009.
13. Волков А.А. Охрана окружающей среды // Законность. 2013. № 5. С. 2.
14. Головин А.А. Вопросы охраны окружающей среды и природопользования // Прокурор. № 1
15. Даминов О.А. О деятельности Волжской межрегиональной и Казанской межрайонной природоохранных прокуратур // Экологический консалтинг. 2004. № 1 (13).
16. Ежов Ю.А. Конституционные основы экологических правоотношений // Новый юридический журнал. № 2012. № 3.
17. Паламарчук А.В. О задачах прокурорского надзора за исполнением законов в сфере экологии // Законность. 2012. № 4.
18. Российский прокурорский надзор: Учебник / Под ред. проф. А. Я. Сухарева. М.: Издательство НОРМА, 2001.
Читать дальше