Введение 3 Глава 1 Педагогический анализ математических склонностей у детей старшего дошкольного возраста 12 1.1 Структурный анализ находчивости детей дошкольного возраста 12 1.2 Методика математического воспитания детей дошкольного возраста 19 1.3 Развитие у детей старшего дошкольного возраста приемов измерения длины, массы, вместимости сосудов 28 Выводы 31 Глава 2 Принцип работы по изучению измерений с детьми дошкольного возраста 32 2.1 Организация работы по изучению измерений с детьми 32 2.2 Методика работы по развитию представлений о величине и способах измерения 37 Выводы 53 Заключение 54 Список литературы 57 + доклад, презентация

Развитие у дошкольников знаний об общепринятых мерах и способах измерения.

дипломная работа
Педагогика
50 страниц
81% уникальность
2014 год
116 просмотров
Сапожникова М.
Эксперт по предмету «Дошкольная педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1 Педагогический анализ математических склонностей у детей старшего дошкольного возраста 12 1.1 Структурный анализ находчивости детей дошкольного возраста 12 1.2 Методика математического воспитания детей дошкольного возраста 19 1.3 Развитие у детей старшего дошкольного возраста приемов измерения длины, массы, вместимости сосудов 28 Выводы 31 Глава 2 Принцип работы по изучению измерений с детьми дошкольного возраста 32 2.1 Организация работы по изучению измерений с детьми 32 2.2 Методика работы по развитию представлений о величине и способах измерения 37 Выводы 53 Заключение 54 Список литературы 57 + доклад, презентация
Читать дальше
Детсады и подготовительные классы учитывают интерес и пытается расширить знания детей в этой области. Однако знакомство с содержанием этих понятий и формированием элементарных математических представлений не всегда систематически, и часто хочется желать лучшего. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. Все это обусловливает актуальность темы дипломной работы. Особенности и специфика математического развития детей дошкольного возраста, освещаются основные результаты современных научных исследований по проблеме формирования умственных действий и понятий в течение дошкольного детства.


Курсовая работа по математике на заказ - это то, что нужно для уставшего студента. Если не хотите писать работу самостоятельно, оставляйте заказ у нас на сайте и мы обязательно вам поможем!


. Модернизация учебной программы «Математика» в контексте задач на современном этапе ориентирована, прежде всего, на обеспечение развития познавательных способностей ребенка (мышление, память, представление, язык), алгоритмической культуры, умений устанавливать причинно следственные связи между фактами, обосновывать утверждение, реальной ситуации. И поэтому, поскольку дошкольное образование является первым звеном в непрерывной системе образования, от того, какой старт будет дан малышу, в значительной степени будут зависеть качество и динамика личностного развития, жизненные установки и миропонимания взрослого человека. Поэтому необходимо создать благоприятные условия для личностного становления и творческой самореализации каждого ребенка, формирования его жизненной компетентности. Это предполагает постепенный переход от учебно-дисциплинарной модели к личностно-ориентированной, направленной на организацию полноценной жизнедеятельности самого ребенка как ее активного субъекта. В дошкольном образовании в РФ признано брать "за основные приоритеты жизненную компетентность и морально-духовное развитие дошкольника". В нем акцентируется внимание "на необходимости согласованности таких основных жизненных сил ребенка, как стремление к самовыражению, саморазвитию и самосохранения" [4]. Согласно его положениям, приоритеты меняются. "Если традиционной целью занятий было научить, передать знания и умения по тому или иному предмету, то теперь цель становится глобальной - помочь дошкольнику овладеть сложной наукой жизни, приобрести компетентности в различных его сферах" [4]. Так, в упомянутом документе определены и логико-математическую компетентность, которая предполагает наличие у детей таких умений: использование начальных логических приемов; доказательства правильности своего рассуждения; осуществления измерения, вычисления; обнаружены интереса к логико-математической деятельности и тому подобное. Поэтому, в соответствии с положениями базового компонента дошкольного образования необходимо формировать у наших дошкольников умение рассуждать, ориентироваться во всем, что их окружает. Должным образом оценивать жизненные ситуации, принимать самостоятельные решения, аргументировать свои мысли, замечать и раскрывать причинно-следственные связи в окружающей среде. Все названные умения являются составляющими способностей логико-математического развития дошкольников. Поскольку ребенок-дошкольник только начинает овладевать элементарными знаниями, по нашему мнению, уместно характеризовать ее математическую компетентность как элементарную, но при этом рассматривать ее как сложную, комплексную характеристику умственного развития детей, включая мотивационный, содержательный, действенный компоненты. Логико-математическая компетентность включает также познавательную активность ребенка, его личностные достижения. В дошкольном возрасте много внимания уделяется развитию познавательной активности: развивается восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления. Росту познавательных возможностей способствует становление смысловой памяти, произвольного внимания. Растет роль языка как в познании ребенком окружающего мира, так и в развитии общения и различных видов деятельности. Дошкольники начинают выполнять действия по словесной инструкции; происходит усвоение знаний на основе объяснений, но только при опоре на четкие наглядные образцы. Основой познания в этом возрасте становится личное познание - восприятие и наглядное мышление. От того, как сформирован у ребенка-дошкольника восприятие, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, зависят его познавательные возможности, дальнейшее развитие деятельности, речи и высших логических форм мышления. В связи с проблемой формирования и развития способностей следует указать, что целый ряд исследований психологов направлен на изучение структуры способностей дошкольников к различным видам деятельности. При этом под способностями понимается комплекс индивидуально-психологических особенностей человека, отвечающих требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного выполнения. Таким образом, способности - сложная интегральная особенность, своеобразный синтез свойств или компонентов. Общий закон развития способностей заключается в том, что они формируются в процессе овладения и выполнения тех видов деятельности, для которых они необходимы. Способности не есть нечто раз и навсегда предопределено, они формируются и развиваются в процессе обучения, упражнения, овладения соответствующей деятельностью, поэтому нужно формировать, развивать, воспитывать, совершенствовать способности детей и нельзя заранее точно предсказать, как будет проходить это развитие. Рассматривая математические способности как особенность умственной деятельности, следует, прежде всего, указать на несколько распространенных среди педагогов ошибок. Во-первых, многие считают, что математические способности заключаются, прежде всего, в способности к быстрому и точному вычислению (в частности про себя). На самом деле вычислительные способности далеко не всегда связаны с формированием подлинно творческих математических способностей. Во-вторых, многие думают, что способные к математике дети отличаются хорошей памятью на формулы, цифры, числа. Однако, как указывает академик А. Н. Колмогоров, успех в математике меньше основан на способности быстро и четко запомнить большое количество фактов, цифр, формул. Наконец, считают, что одним из показателей математических способностей является быстрота мыслительных процессов. Особенно быстрый темп работы сам по себе не имеет отношения с математическими способностями. Ребенок может работать медленно и неторопливо, но в то же время вдумчиво, творчески, успешно продвигаясь в усвоенные элементов математики. Многие родители считают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, читать, складывать и вычитать (в дальнейшем это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако при обучении математике по учебникам современных разработчиков развивающих систем Эти умения очень недолго выручают ребенка. Запас заученных знаний заканчивается очень быстро, нет умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом уровне) очень быстро приводит к появлению "проблем с математикой". В то же время ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешной в математике, даже если она не была заранее обученная научным элементам математической программы. Не случайно в последние годы во многих школах, работающих по развивающим программам, проводится собеседование с детьми, поступающих в первый класс, основным содержанием которого является вопросы и задания логического, а не только арифметического характера. Закономерен такой подход к отбору детей для обучения? Так, закономерный, поскольку учебники математики построены таким образом, что уже на первых уроках ребенок должен использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности. Однако не следует думать, что развитое логическое мышление - это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество подтверждающих исследований, доказывающих необходимость занятий по развитию логического мышления. Поэтому проанализировав программу воспитания, используемые в русских дошкольных учреждениях, мы отмечаем, что она определяет содержание элементарных математических представлений, которыми ребенок шестого года жизни должен овладеть. Содержание программы включает следующие разделы: количество и счет, величина, форма, пространство, время. Следовательно, их содержание в значительной степени сводится именно к формированию элементарных математических знаний и умений. И это, на наш взгляд, не удовлетворяет тем требованиям, которые ставятся сейчас к формированию математического развития у детей старшего дошкольного возраста. Сегодня в России разрабатывается личностно-ориентированная модель обучения. Главной особенностью содержательного компонента является его направленность не только на то, чтобы, используя математический материал курса, создать условия для целенаправленного развития и совершенствования всех познавательных процессов у детей, но и на постепенное смещение акцента на развитие мышления, что обусловлено спецификой учебного предмета математики. Надо помнить, что математика - один из самых тяжелых учебных предметов, но включение дидактических игр и упражнений позволяет чаще менять виды деятельности на занятии, и это создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность. Логические игры математического содержания способствуют развитию у детей познавательного интереса, способности к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемы всегда вызывает интерес у детей. Интересные задания способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая интересная задачка содержит в себе некую "подвох" и для ее решения необходимо понять, в чем кроется хитрость. Активность дошкольников активизируется при решении задач-шуток, головоломок, логических упражнений. В ходе игр и упражнений с интересным математическим материалом дети овладевают умение вести поиск решения самостоятельно. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда интересная задача доступна ребенку, складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует умственную активность, самостоятельность мысли, творческий подход к учебной задачи, инициативу. Работу по развитию у детей элементарных логико-математических представлений организуют и на занятиях, и вне занятий. В основе методики обучения математическим знаниям лежат общие дидактические принципы: систематичность, последовательность, постепенность, индивидуальный подход. Предложенные детям задание последовательно, от занятия к занятию, усложняются, что обеспечивает доступность обучения. На занятиях по формированию логико-математических умений воспитатели используют различные методы и приемы. Но следует помнить, что при выборе методов учитывается цель, задачи, содержание знаний, формируется на данном этапе, возрастные и индивидуальные особенности детей, необходимые дидактические средства, а также личное отношение воспитателя к тем или иным методам и конкретных условий, в которых происходит процесс обучения. Правильно организованная деятельность детей и воспитателя в процессе обучения обеспечивает достаточный уровень математического развития дошкольников. Главной задачей в работе с дошкольниками является формирование и развитие у приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, абстрагирования, аналогии, обобщения в процессе усвоения математического содержания. Эти приемы можно рассматривать как: - Способы организации деятельности дошкольников; - Способы познания, которые становятся достоянием ребенка, характеризуют его интеллектуальный потенциал и познавательные способности; - Способы включения в процесс познания различных психических функций: эмоции, воля, внимание; в результате интеллектуальная деятельность ребенка входит в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с ее направленностью, мотивацией, интересами, уровнем притязаний, т.е. характеризуется возрастающей активностью личности в различных сферах ее деятельности. Это обеспечивается тем, что с одной стороны, опыт ребенка и его психическое развитие, с другой - позволяет ребенку сопоставлять и соотносить понятия изучаемых в самых разных отношениях и аспектах, обобщать и дифференцировать их, включать в различные цепочки причинно - следственных 'связей, устанавливать, как можно больше связей между новыми и изученными понятиями. Итак, понятие "развитие логико-математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений пространства, формы, величины, времени, количества. Их свойств и отношений, которые необходимы для формирования у ребенка "жизненных" и "научных" понятий. Логико-математическим развитием дошкольников понимают качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Логико-математическое развитие - значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка. Поэтому, одним из наиболее важных задач воспитателей и родителей - развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Вовлечение в процесс математической деятельности в игровой занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу. Таким образом, важнейшим итогом логико-математической подготовки ребенка является не только и не столько накопление определенного запаса знаний и умений, сколько умственное развитие ребенка, формирование у него необходимых специфических познавательных и умственных умений, которые являются базовыми для успешного усвоения в дальнейшем математического и любого другого обобщенного содержания. Поэтому ребенок, овладевший способами логического мышления и математических умениями способна осознанно применять их в процессе своей жизнедеятельности в различных сферах не только в период дошкольного возраста, но и на протяжении всей жизни. Объект - учебно-воспитательный процесс в дошкольных учреждениях. Предмет - формирование представлений о величине предметов и измерении величин у старших дошкольников. Цель - исследовать особенности формирования представлений о величине предметов и измерении величин у детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования состояла в предположении: в процессе специально организованного обучения можно сформировать у дошкольников отношение к величине для того чтобы измерения величин, что необходимо дальнейшего обучения в школе. Задачи: - Изучить теоретические аспекты математического развития у старших дошкольников величину предметов и измерения величин. - Выявить особенности формирования представлений о величине предметов и измерения величин в старшем дошкольном возрасте. - Опираясь на результаты исследования разработать рекомендации по обучению старших дошкольников измерения величин. Методы исследования: анализ литературы; анализ результатов детской деятельности; констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты. Практическая значимость состоит в том, что были разработаны занятия по развитию взглядов по измерению размеров предметов и изучению величин детьми старшего дошкольного возраста.

Читать дальше
У дошкольников закладывается основа знаний, умений и практических навыков, необходимых для дальнейшего обучения, поэтому роль детского сада в успешном овладении математическими представлениями решающая. Самым эффективным способом преодоления трудностей в развитии математических представлений детей является использование дидактической игры и дидактического материала. При умелом использовании игра становится неизменным помощником педагога. Поскольку в игре дети проверяют свою силу, ловкость, у них возникает желание фантазировать. Игра дарит поминутную радость, удовлетворяет потребности, а еще направлена в будущее, потому что во время игры у детей формируются умения, способности, необходимые им для выполнения социальных, профессиональных функций в будущем. Везде, где есть игра, царит радостное детское жизни. Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения, видит в них возможности эффективного взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими их элементами соревнования, неподдельной любопытства. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, самостоятельно думать, развивать внимание. Увлекшись игрой, дети не замечают, что учатся, к активной деятельности привлекаются даже самые пассивные. Использование в детском саду дидактических игр и дидактического материала делает процесс обучения интересным, создает у детей бодрое настроение, облегчает усвоение учебного материала. Разнообразные игровые действия, с помощью которых решается тот или иной умственная задача, поддерживают и усиливают интерес к учебному предмету. Математические дидактические игры - средство обучения. Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением. Включение в урок игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. В отличие от игр вообще, дидактическая игра обладает существенным признаком – наличие четкой цели обучения и соответствующего ей педагогического результата. Дидактическая игра имеет следующую структуру: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры. Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Правилами определяется порядок действий и поведения учащихся в процессе игры, создается рабочая обстановка на уроке. Поэтому их разработка ведется с учетом цели урока и возможностей учащихся. Регламентированные правилами игровые действия способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности. Учитель, руководя игрой, направляет ее в нужное дидактическое русло, при необходимости активизирует ее ход, поддерживает интерес к ней. Важным условием эффективности деловых игр является профессиональная направленность решаемых задач, а также рациональное сочетание коллективных и индивидуальных действий участников игры. Специфика ролевой игры в отличие от деловой игры характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов, основу которых составляют целенаправленные действия учащихся в моделируемой жизненной ситуации в соответствии с сюжетом игры и распределенными ролями. Формы проведения ролевых игр могут быть самыми разными: это и воображаемые путешествия, и дискуссии на основе распределения ролей, и пресс-конференции, и уроки – суды. Методика разработки и проведения ролевых игр включает следующие этапы: подготовительный, игровой, заключительный и анализ результатов игры. Таким образом, можно сказать, что дидактическая игра отличается от обыкновенной игры, тем, что участие в ней обязательно для всех учащихся. Ее правила, содержание и методика проведения разработаны так, что для некоторых учащихся, не испытывающих интерес к математике, дидактические игры могут быть отправной точкой в возникновении этого интереса. поэтому использование дидактических игр дает наибольший эффект в тех гриппах, где преобладают дошкольники с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету, для которых математика кажется скучным и сухим предметом, словом, дидактические игры заслуживают право дополнить традиционные формы обучения и воспитания дошкольников.
Читать дальше
1. Guilford J. P. The nature of human intelligence / J. P. Guilford. – N. Y.: McGraw-Hill, 1967. – 286 р 2. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: «Академия», 1999 г. 3. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: «Академия», 1999 г. 4. Акимов М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. М.: «Просвещение», 1992 г. 5. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет, форма, количество. М.: «Просвещение», 1984 г. 6. Амонашвили Ш.А. В школу с шести лет. М.: «Просвещение», 1986 г. 7. Анкитон Р. Человеческая память и процесс обучения. – М.: «Просвещение», 1980 г. 8. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. М.: «Просвещение», 1991 г. 9. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская. – М.: Академия, 2002. – 320 с. 10 Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания. Педагогика, 1999 г., №4. 11. Возрастные возможности усвоения знаний/ Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. М.: «Просвещение», 1966 г. 12. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления дошкольников. М.: «Просвещение», 1989 г. 13. Вопросы психологии учебной деятельности дошкольников. Под ред. Эльконина Д.Б., Давыдова В.В.М.: «Просвещение», 1992 г. 14. Вопросы психологии учебной деятельности дошкольников/ Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. М.: «Просвещение», 1962 г. 15. Вульфсон Б.Л., Малькова З.А. Сравнительная педагогика. М.: «Просвещение», 1996 г. 16. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: «Просвещение», 1991 г. 17. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – Т. 2. Восприятие и его развитие в детском возрасте. – М.: «Просвещение», 1982 г. 18. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2 Восприятие и его развитие в детском возрасте. М.: «Просвещение», 1982 г. 19. Гончаров В.С. Типы мышления и учебная деятельность: Пособие по спецкурсу. Свердловск, 1988 г. 20. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретических и экспериментальных психологических исследований – М.: «Просвещение», 1986 г. 21. Житомирский В.Г. Шеврин Л.Н. Математическая азбука. М. «Просвещение», 1984 г. 22. Зак А.З. Развитие теоретического мышления у дошкольников. М.: «Просвещение», 1984 г. 23. Каптерев П.Ф. История русской педагогики. М.: «Педагогика», 1993 г. 24. Корнеева Г.А. Мусейнбаева Т.А. Методические указания курса «Формирование элементарных представлений у детей дошкольного возраста. М.: «Просвещение», 1980 г. 25. Кузнецов В.И. Контроль и самоконтроль – важные условия формирования учебных навыков // Начальная школа, №2, 1986 г. 26. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1974. 27. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях. Сост. В.В. Данилова. М.: «Просвещение», 1987 г. 28. Менчинская Н.А. Психология обучения арифметике. – М.: «Просвещение», 1995. 29. Метлина Л.С. Занятие по математике в детском саду. М.: «Просвещение», 1985 г. 30. Метлина Л.С. Математика в детском саду. – М.: «Просвещение», 1997. 31. Метлина Л.С. Математика в детском саду. М.: «Просвещение», 1984 г. 32. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М.: «Просвещение», 1985 г. 33. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – 2-е издание. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995 г. 34. Онищук В.А. Урок в современной школе. – М., 1999 г. 35. Практическая психология образования / Под редакцией И.В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», 1999 г. 36. Программа воспитания и обучения в детском саду. М.: «Просвещение», 1987. 37. Прохоров А.О. Взаимодействие психических состояний учителя и школьника в процессе урока // Вопросы психологии, 1999 г., №6. 38. Туник Е. Е. Диагностика находчивости / Е. Е. Туник. – СПб. 1998. – 187 с. 39. Удальцова Е.И. Дидактические игры для детей дошкольного возраста. М.: «Просвещение», 1982. 40. Фидлер М. Математика уже в саду. М.: «Просвещение», 1981. 41. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования / М. А. Холодная. – СПб. Питер, 2002. – 272 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Гиляровский и Суворин о трагедии на Ходынском поле
Количество страниц:
10
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image