Курсовая работа по математике на заказ - это то, что нужно для уставшего студента. Если не хотите писать работу самостоятельно, оставляйте заказ у нас на сайте и мы обязательно вам поможем!
. Модернизация учебной программы «Математика» в контексте задач на современном этапе ориентирована, прежде всего, на обеспечение развития познавательных способностей ребенка (мышление, память, представление, язык), алгоритмической культуры, умений устанавливать причинно следственные связи между фактами, обосновывать утверждение, реальной ситуации. И поэтому, поскольку дошкольное образование является первым звеном в непрерывной системе образования, от того, какой старт будет дан малышу, в значительной степени будут зависеть качество и динамика личностного развития, жизненные установки и миропонимания взрослого человека. Поэтому необходимо создать благоприятные условия для личностного становления и творческой самореализации каждого ребенка, формирования его жизненной компетентности. Это предполагает постепенный переход от учебно-дисциплинарной модели к личностно-ориентированной, направленной на организацию полноценной жизнедеятельности самого ребенка как ее активного субъекта. В дошкольном образовании в РФ признано брать "за основные приоритеты жизненную компетентность и морально-духовное развитие дошкольника". В нем акцентируется внимание "на необходимости согласованности таких основных жизненных сил ребенка, как стремление к самовыражению, саморазвитию и самосохранения" [4]. Согласно его положениям, приоритеты меняются. "Если традиционной целью занятий было научить, передать знания и умения по тому или иному предмету, то теперь цель становится глобальной - помочь дошкольнику овладеть сложной наукой жизни, приобрести компетентности в различных его сферах" [4]. Так, в упомянутом документе определены и логико-математическую компетентность, которая предполагает наличие у детей таких умений: использование начальных логических приемов; доказательства правильности своего рассуждения; осуществления измерения, вычисления; обнаружены интереса к логико-математической деятельности и тому подобное. Поэтому, в соответствии с положениями базового компонента дошкольного образования необходимо формировать у наших дошкольников умение рассуждать, ориентироваться во всем, что их окружает. Должным образом оценивать жизненные ситуации, принимать самостоятельные решения, аргументировать свои мысли, замечать и раскрывать причинно-следственные связи в окружающей среде. Все названные умения являются составляющими способностей логико-математического развития дошкольников. Поскольку ребенок-дошкольник только начинает овладевать элементарными знаниями, по нашему мнению, уместно характеризовать ее математическую компетентность как элементарную, но при этом рассматривать ее как сложную, комплексную характеристику умственного развития детей, включая мотивационный, содержательный, действенный компоненты. Логико-математическая компетентность включает также познавательную активность ребенка, его личностные достижения. В дошкольном возрасте много внимания уделяется развитию познавательной активности: развивается восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления. Росту познавательных возможностей способствует становление смысловой памяти, произвольного внимания. Растет роль языка как в познании ребенком окружающего мира, так и в развитии общения и различных видов деятельности. Дошкольники начинают выполнять действия по словесной инструкции; происходит усвоение знаний на основе объяснений, но только при опоре на четкие наглядные образцы. Основой познания в этом возрасте становится личное познание - восприятие и наглядное мышление. От того, как сформирован у ребенка-дошкольника восприятие, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, зависят его познавательные возможности, дальнейшее развитие деятельности, речи и высших логических форм мышления. В связи с проблемой формирования и развития способностей следует указать, что целый ряд исследований психологов направлен на изучение структуры способностей дошкольников к различным видам деятельности. При этом под способностями понимается комплекс индивидуально-психологических особенностей человека, отвечающих требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного выполнения. Таким образом, способности - сложная интегральная особенность, своеобразный синтез свойств или компонентов. Общий закон развития способностей заключается в том, что они формируются в процессе овладения и выполнения тех видов деятельности, для которых они необходимы. Способности не есть нечто раз и навсегда предопределено, они формируются и развиваются в процессе обучения, упражнения, овладения соответствующей деятельностью, поэтому нужно формировать, развивать, воспитывать, совершенствовать способности детей и нельзя заранее точно предсказать, как будет проходить это развитие. Рассматривая математические способности как особенность умственной деятельности, следует, прежде всего, указать на несколько распространенных среди педагогов ошибок. Во-первых, многие считают, что математические способности заключаются, прежде всего, в способности к быстрому и точному вычислению (в частности про себя). На самом деле вычислительные способности далеко не всегда связаны с формированием подлинно творческих математических способностей. Во-вторых, многие думают, что способные к математике дети отличаются хорошей памятью на формулы, цифры, числа. Однако, как указывает академик А. Н. Колмогоров, успех в математике меньше основан на способности быстро и четко запомнить большое количество фактов, цифр, формул. Наконец, считают, что одним из показателей математических способностей является быстрота мыслительных процессов. Особенно быстрый темп работы сам по себе не имеет отношения с математическими способностями. Ребенок может работать медленно и неторопливо, но в то же время вдумчиво, творчески, успешно продвигаясь в усвоенные элементов математики. Многие родители считают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, читать, складывать и вычитать (в дальнейшем это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако при обучении математике по учебникам современных разработчиков развивающих систем Эти умения очень недолго выручают ребенка. Запас заученных знаний заканчивается очень быстро, нет умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом уровне) очень быстро приводит к появлению "проблем с математикой". В то же время ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешной в математике, даже если она не была заранее обученная научным элементам математической программы. Не случайно в последние годы во многих школах, работающих по развивающим программам, проводится собеседование с детьми, поступающих в первый класс, основным содержанием которого является вопросы и задания логического, а не только арифметического характера. Закономерен такой подход к отбору детей для обучения? Так, закономерный, поскольку учебники математики построены таким образом, что уже на первых уроках ребенок должен использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности. Однако не следует думать, что развитое логическое мышление - это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество подтверждающих исследований, доказывающих необходимость занятий по развитию логического мышления. Поэтому проанализировав программу воспитания, используемые в русских дошкольных учреждениях, мы отмечаем, что она определяет содержание элементарных математических представлений, которыми ребенок шестого года жизни должен овладеть. Содержание программы включает следующие разделы: количество и счет, величина, форма, пространство, время. Следовательно, их содержание в значительной степени сводится именно к формированию элементарных математических знаний и умений. И это, на наш взгляд, не удовлетворяет тем требованиям, которые ставятся сейчас к формированию математического развития у детей старшего дошкольного возраста. Сегодня в России разрабатывается личностно-ориентированная модель обучения. Главной особенностью содержательного компонента является его направленность не только на то, чтобы, используя математический материал курса, создать условия для целенаправленного развития и совершенствования всех познавательных процессов у детей, но и на постепенное смещение акцента на развитие мышления, что обусловлено спецификой учебного предмета математики. Надо помнить, что математика - один из самых тяжелых учебных предметов, но включение дидактических игр и упражнений позволяет чаще менять виды деятельности на занятии, и это создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность. Логические игры математического содержания способствуют развитию у детей познавательного интереса, способности к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемы всегда вызывает интерес у детей. Интересные задания способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая интересная задачка содержит в себе некую "подвох" и для ее решения необходимо понять, в чем кроется хитрость. Активность дошкольников активизируется при решении задач-шуток, головоломок, логических упражнений. В ходе игр и упражнений с интересным математическим материалом дети овладевают умение вести поиск решения самостоятельно. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда интересная задача доступна ребенку, складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует умственную активность, самостоятельность мысли, творческий подход к учебной задачи, инициативу. Работу по развитию у детей элементарных логико-математических представлений организуют и на занятиях, и вне занятий. В основе методики обучения математическим знаниям лежат общие дидактические принципы: систематичность, последовательность, постепенность, индивидуальный подход. Предложенные детям задание последовательно, от занятия к занятию, усложняются, что обеспечивает доступность обучения. На занятиях по формированию логико-математических умений воспитатели используют различные методы и приемы. Но следует помнить, что при выборе методов учитывается цель, задачи, содержание знаний, формируется на данном этапе, возрастные и индивидуальные особенности детей, необходимые дидактические средства, а также личное отношение воспитателя к тем или иным методам и конкретных условий, в которых происходит процесс обучения. Правильно организованная деятельность детей и воспитателя в процессе обучения обеспечивает достаточный уровень математического развития дошкольников. Главной задачей в работе с дошкольниками является формирование и развитие у приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, абстрагирования, аналогии, обобщения в процессе усвоения математического содержания. Эти приемы можно рассматривать как: - Способы организации деятельности дошкольников; - Способы познания, которые становятся достоянием ребенка, характеризуют его интеллектуальный потенциал и познавательные способности; - Способы включения в процесс познания различных психических функций: эмоции, воля, внимание; в результате интеллектуальная деятельность ребенка входит в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с ее направленностью, мотивацией, интересами, уровнем притязаний, т.е. характеризуется возрастающей активностью личности в различных сферах ее деятельности. Это обеспечивается тем, что с одной стороны, опыт ребенка и его психическое развитие, с другой - позволяет ребенку сопоставлять и соотносить понятия изучаемых в самых разных отношениях и аспектах, обобщать и дифференцировать их, включать в различные цепочки причинно - следственных 'связей, устанавливать, как можно больше связей между новыми и изученными понятиями. Итак, понятие "развитие логико-математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений пространства, формы, величины, времени, количества. Их свойств и отношений, которые необходимы для формирования у ребенка "жизненных" и "научных" понятий. Логико-математическим развитием дошкольников понимают качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Логико-математическое развитие - значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка. Поэтому, одним из наиболее важных задач воспитателей и родителей - развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Вовлечение в процесс математической деятельности в игровой занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу. Таким образом, важнейшим итогом логико-математической подготовки ребенка является не только и не столько накопление определенного запаса знаний и умений, сколько умственное развитие ребенка, формирование у него необходимых специфических познавательных и умственных умений, которые являются базовыми для успешного усвоения в дальнейшем математического и любого другого обобщенного содержания. Поэтому ребенок, овладевший способами логического мышления и математических умениями способна осознанно применять их в процессе своей жизнедеятельности в различных сферах не только в период дошкольного возраста, но и на протяжении всей жизни. Объект - учебно-воспитательный процесс в дошкольных учреждениях. Предмет - формирование представлений о величине предметов и измерении величин у старших дошкольников. Цель - исследовать особенности формирования представлений о величине предметов и измерении величин у детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования состояла в предположении: в процессе специально организованного обучения можно сформировать у дошкольников отношение к величине для того чтобы измерения величин, что необходимо дальнейшего обучения в школе. Задачи: - Изучить теоретические аспекты математического развития у старших дошкольников величину предметов и измерения величин. - Выявить особенности формирования представлений о величине предметов и измерения величин в старшем дошкольном возрасте. - Опираясь на результаты исследования разработать рекомендации по обучению старших дошкольников измерения величин. Методы исследования: анализ литературы; анализ результатов детской деятельности; констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты. Практическая значимость состоит в том, что были разработаны занятия по развитию взглядов по измерению размеров предметов и изучению величин детьми старшего дошкольного возраста.