Введение…………………………………………………………………….3 Глава 1 . Анализ взаимосвязи самооценки и развития волевых качеств у детей среднего, старшего и подготовительного к школе возраста в психологических исследованиях 1.1 Самосознание, его структура…………………………………………5 1.2. Особенности развития самосознания и самооценки в дошкольном возрасте……………………………………………………………………...11 1.3 Понятие воли……………………………………………………………20 1.4 Волевое развитие ребенка дошкольного возраста……………………31 Глава 2. Изучение взаимосвязи самооценки и развития волевых качеств у детей среднего, старшего и подготовительного к школе возраста 2.1 Организация исследования…………………………………………..42 2.2. Анализ результатов исследования……………………………..45 2.3 Психолого-педагогические рекомендации по развитию воли в зависимости от самооценки…………………………………………50 Заключение…………………………………………………………………55 Список литературы……………………………………………………..58

Взаимосвязь самооценки и волевого развития у детей дошкольного возраста

дипломная работа
Психология
60 страниц
81% уникальность
2014 год
106 просмотров
Шабунина О.
Эксперт по предмету «Возрастная психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение…………………………………………………………………….3 Глава 1 . Анализ взаимосвязи самооценки и развития волевых качеств у детей среднего, старшего и подготовительного к школе возраста в психологических исследованиях 1.1 Самосознание, его структура…………………………………………5 1.2. Особенности развития самосознания и самооценки в дошкольном возрасте……………………………………………………………………...11 1.3 Понятие воли……………………………………………………………20 1.4 Волевое развитие ребенка дошкольного возраста……………………31 Глава 2. Изучение взаимосвязи самооценки и развития волевых качеств у детей среднего, старшего и подготовительного к школе возраста 2.1 Организация исследования…………………………………………..42 2.2. Анализ результатов исследования……………………………..45 2.3 Психолого-педагогические рекомендации по развитию воли в зависимости от самооценки…………………………………………50 Заключение…………………………………………………………………55 Список литературы……………………………………………………..58
Читать дальше
Актуальность темы обусловлена тем, что современное дошкольное образовательное учреждение должно обеспечить целостное и сбалансированное развитие ребёнка посредством освоения им основных сфер жизнедеятельности, формирования элементарных форм его жизненной компетентности и базовых личностных качеств. Эти качества (самокритичность, честность, трудолюбие, человечность, доброжелательность, ответственность, самостоятельность, умение мобилизоваться на преодоление трудностей и др.) должны развиваться и формироваться во время разных форм активности, в том числе, во время активной двигательной деятельности. Одним из ведущих факторов, влияющих на воспитания нравственно-волевых качеств личности, является среда. Однако в философии, психологии и педагогике среда определяется не только как фактор, но и как условие развития личности (Л. Божович, Л. Буева, Л. Выготский, Ю.


Если вам необходимо заказать написание курсовой работы по информатике. Обращайтесь в нашу компанию. Work5 уже более 15 лет помогаем студентам с написанием курсовых работ!


. Волков, Н. Гусева, Г. Костюк, О. Кононко, А. Петровский и др.). Среда влияет на развитие индивида через его деятельность. Следовательно, специфика развития личности в среде определяется особенностями деятельности в нём. Исходя из этого, Е. Кононко рассматривает социальное развитие не только как процесс вхождения личности в новую социальную среду, но и как интегрирование с ней. Взаимодействуя со средой, ребёнок изменяет её и в то же время развивается сам. Вывод учёного актуализирует целесообразность и необходимость изучения среды, прежде всего, относительно формирования личности ребёнка. На сегодняшний день в психологической науке в этом русле довольно обстоятельно изучены различные возрастные периоды: от младшего дошкольного до старшего юношеского возраста. Реализация проблем данного направления представлена в работах С. Акура, А.Ф. Иорданова, Нгуен Кхак Кхана, А.Л. Коблевой, И.А. Ширяевой, Ю.Ю. Лазакович, Л.И Лоскутовой и др. Тем не менее, старший дошкольный возраст рассмотрен не так детально и по-прежнему остаются вопросы, требующие научного освещения. В частности, это касается изучения особенностей развития самооценки старших дошкольников в зависимости от уровня волевой активности и самооценки. В представленной нами курсовой работе предпринята попытка выяснить: оказывает ли уровень волевой активности значительное влияние на формирование самооценки. Объект исследования - дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет) в количестве 10 человек. Предмет исследования - проявление воли у старших дошкольников, зависимость воли от самооценки дошкольников. Цель исследования - изучение волевых качеств и самооценки детей старшего дошкольного возраста. Для достижения выше поставленной цели, необходимо решение следующих задач: - раскрыть понятие и особенности развития самооценки ребёнка старшего дошкольного возраста; - ознакомиться с особенностями волевых качеств дошкольников; - описать методики исследования; - представить результаты исследования самооценки и волевых качеств детей старшего дошкольного возраста Гипотезы исследования – - корреляция между самооценкой и волевыми качествами не достигает уровня статистической значимости. – существует корреляционная зависимость между самооценкой и волевыми качествами не достигает уровня статистической значимости.

Читать дальше
Старшие дошкольники, в основном, верно осознают свои достоинства и недостатки, учитывая отношение к ним со стороны окружающих. Это имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам. Вместе с тем ребёнок начинает намеренно пользоваться отношением окружающих к тем или другим его качествам и поступкам. В этом возрасте дети, как правило, прекрасно осознают, что упрямство есть нарушение норм поведения, но, тем не менее, и сознательно проявляют его, но только по отношению к тем взрослым, которые идут на уступки. Ребёнок может подчеркивать свои детские черты, вызывающие любовь и умиление взрослых, и добиваться, таким образом, удовлетворения своих собственных желаний. Дети-дошкольники всё чаще начинают обращаться к взрослым за оценкой результатов своей деятельности и личных достижений. Это происходит в связи с реализацией потребности на признание. Потребность в признании в этом возрасте выражается в стремлении ребёнка утвердиться в своих моральных качествах. Ребёнок пытается предвидеть реакцию других людей на свой поступок, при этом он хочет, чтобы люди были ему благодарны, признавали его хорошие поступки. Важнейший компонент целостного самосознания личности, каким является самооценка, выступает необходимым условием гармонических отношении человека, как с самим собой, так и с другими людьми, с которыми он вступает в общение и взаимодействие. К концу дошкольного возраста ребёнок не только становится субъектом деятельности, но и осознаёт себя как субъекта. Формируется его самосознание, способность к самооценке своих действий, поступков, переживаний. Элементы самовоспитания и самокоррекции в дошкольном возрасте только начинают складываться в пространстве «Я». Дошкольный возраст – возраст возникновения воли как способности сознательно управлять своим поведением, своими внешними и внутренними действиями. У ребенка в процессе воспитания и обучения под влиянием требований взрослых и сверстников формируется умение подчинять свои действия той или другой задаче, добиваться достижения цели, преодолевая возникающие трудности. Развитие воли ребенка тесно связано с происходящим в дошкольном возрасте изменением мотивов поведения, формированием соподчинения мотивов. Именно появление определенной направленности, выдвижение на первый план группы мотивов, которые становятся для ребенка наиболее важными, ведет к тому, что он сознательно добивается поставленной цели, не поддаваясь отвлекающему влиянию побуждений, связанных с другими, менее значимыми мотивами. Экспериментальное исследование проводилось в период с База исследования - ДОУ Выборку составили 10 дошкольников в возрасте 5 и 6 лет, из которых 5 девочек и 5мальчиков. Выявление уровня развития волевой активности происходило с использованием методики З.В. Мануйленко «Влияние мотива на вызов волевого действия у дошкольников» и шкалы самооценки компетентности и социального принятия дошкольника С. Хартер и Р. Пайка (PSPCSA), разработанной американскими исследователями и адаптированной нами к отечественной выборке. Корреляция между самооценкой и волевыми качествами не достигла уровня статистической значимости. Таким образом, статистической значимости между самооценкой и волевыми качествами дошкольников не обнаружено. Гипотетически можно предположить, что чем выше самооценка, тем больше должна быть развита самооценка, но, исходя из результатов исследования, данной зависимости не обнаружено, что может быть обусловлено тем, что волевые качества свойственны не только детям с высокой самооценкой, но и детям со средней и низкой, возможно, как компенсация, например, отсутствия материнского принятия.
Читать дальше
1. Александровская, Э.М. Психологическое сопровождение школьников: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Э. М. Александровская, Н. И. Кокуркина, Н. В. Куренкова. - М. : Академия, 2002. - 206 с. 2. Альшанина Е.И. Психологическое сопровождение воспитательного процесса//Классный руководитель.-2004.-№2.-С.107-115. 3. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе /М.Р. Битянова. – М.: Совершенство, 1998 4. «Все мы разные»: урок толерантности. http://olehcka.ucoz.ru/publ/klassnye_chasy/ 5. Голерова, О., Гурова, Е. На кризисном перекрестке/ О. Голерова, Е.Гурова// Школьный психолог.- 2007.-№2.-с. 4-9. 6. Гуткин, М.С. и др. Система работы общеобразовательной школы по профессиональной ориентации учащихся/ М.С. Гуткин. – Гродно: ГрГУ, 2002 7. Карманова Л.С. Поговорим о деньгах Сценарий тематического классного часа // vechernyaa-school.narod.ru›skch.doc 8. Косарецкий С.Г. Методологические основы системы психолого- педагогического сопровождения//(http://humanities.edu.ru). 9. Косарецкий С.Г. Предмет и задачи психолого-педагогического сопровождения//(http://humanities.edu.ru. 10.Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования//Вестник образования.-2003.-№18.-С.53-66. 11.Митина, Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности/ Л.М. Митина. – М.: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. 12.Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М.: Сфера, 2000. 13.Полянский М.С. Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения обучаемых //Инновации в образовании.-2001.-№3.-С.103-114. 14.Профессиональная ориентация учащихся. – Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт», 2004 15.Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 класс)/ Н.С.Пряжников. – М.:ВАКО, 2005 Психологическое обеспечение допрофильной подготовки и профильного обучения. Авторская группа «Референт» // Минская школа сегодня.- 2007.-№ 3.-с. 18-21. 17.Психологическое сопровождение выбора профессии// под ред. Л.М.Митиной. – М.: Московский психолого-социальный институт Флинта, 2003. 18.Психологическое сопровождение выбора профессии: Науч.-метод. пособие / Под ред. Л.М.Митиной. - М. : Моск. психол.-соц. ин-т: Флинта, 1998. - 179,[2] с. - (Библиотека школьного психолога). 19.Резапкина Г. Парсонс и теперь живее всех живых: заметки профконсультанта/ Г.Резапкина //Школьный психолог.- 2007.-№2.- с. 34-35. 20.Скурко М.В. Классный час «На что потратить жизнь?» http://festival.1september.ru/articles/500802/ 21.Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги: монография / Е. В. Федосенко. - СПб. : Речь, 2006. - 191,[1] с. - (Психологический практикум). 22.Филимонова О.Г. Как научиться выбирать профессию?: программа занятий для развития проф. самоопределения учащихся 9-х кл. / О. Г. Филимонова. - М. : Чистые пруды, 2008. - 29 с. - (Библиотечка «Первого сентября». Серия «Школьный психолог» ; вып. 20). 23.Чуменко Е.В. Психолог школы и профильное обучение/ Е.В.Чуменко // Кіраванне ў адукацыі.-2006.-№ 6.- с. 32-37. 24.Чухрий В.В «Можно ли быть свободным без ответственности?» Классный час – дискуссия koipkro.kostroma.ru›buy…doclib54…дискуссия.doc 25.Яничева Т. Психологическое сопровождение деятельности школы. Подход. Опыт. Находки// Журнал практического психолога.-1999.-№3.- С.101-119.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Гиляровский и Суворин о трагедии на Ходынском поле
Количество страниц:
10
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image