Введение 3 1.Великие Четьи-Минеи 8 1.1 Святитель Макарий Митрополит Московский и всея Руси 8 1.2 Характеристика Четьих Миней митрополита Макария 9 1.3. Причины, побудившие Макария взяться за составление Четий Миней 11 2. Церковное и культурное значение Великих Миней Четий 14 2.1 Минеи как часть историографической концепции 14 2.2 Четьи Минеи как литературное направление 21 2.3 Влияние и значение Четьи-Минеи 23 Заключение 29 Использованная литература 32

Церковное и культурное значение Великих Миней Четий митр.московского Макария

курсовая работа
Культура
40 страниц
80% уникальность
2014 год
129 просмотров
Габибов Г.
Эксперт по предмету «Богословие»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 1.Великие Четьи-Минеи 8 1.1 Святитель Макарий Митрополит Московский и всея Руси 8 1.2 Характеристика Четьих Миней митрополита Макария 9 1.3. Причины, побудившие Макария взяться за составление Четий Миней 11 2. Церковное и культурное значение Великих Миней Четий 14 2.1 Минеи как часть историографической концепции 14 2.2 Четьи Минеи как литературное направление 21 2.3 Влияние и значение Четьи-Минеи 23 Заключение 29 Использованная литература 32
Читать дальше
Великий Новгород — выдающийся культурный центр Древней Руси. С его именем связаны древнейшие памятники нашей письменности: Остромирово Евангелие, богослужебные Минеи XI в. и др. Их созданию и сохранности способствовали два фактора: высокий культурный и экономический потенциал Новгорода и благоприятствовавшие исторические обстоятельства.


Если вам необходимо заказать написание курсовой работы по статистике. Вы находитесь на нужном сайте! У нас работают настоящие мастера по написанию курсовых работ.


. «Орды Батыя не дошли до Новгорода, счастливо избегнувшего общего для всех русских городов разгрома. Поэтому Новгород сохранил рукописные богатства Киевской Руси, сохранил книжную образованность и, впоследствии, в течение веков снабжал Москву древними рукописями, летописями, предметами искусства» . Академик M. H. Тихомиров подчеркивает, что «новгородцы выделялись своей относительной образованностью» . Активную роль в этом созидательном процессе играли новгородские монастыри и, прежде всего, соборный храм святой Софии, Премудрости Божией, и новгородские святители. «Помещались ли в доме Новгородского владыки, кроме... канцелярии, еще какие-нибудь учреждения, мы не знаем. Очень возможно, что именно тут, а не где-нибудь в другом месте работали ученые составители литописей и переписчики разных книг, дошедших в значительном количестве до нас и обозначенных местом их написания. Пишут здесь книги «владычные паробки» . Владыки Новгородские собирают вокруг себя много писцов и заботятся о развитии при доме своем книжного дела». Книжными начинаниями известны такие Новгородские владыки, как архиепископы Моисей, Евфимий II и др. Во второй половине XV в. в Новгороде трудился плодовитейший писатель Древней Руси — афонский иеромонах Пахомий Серб. Особое место среди владык занимает святитель Геннадий — богослов и полемист, библеист и литургист. «Старый Новгород в длинном ряду своего литературного наследства оставил один знаменитый памятник духовной или, точнее, священной письменности, который решительно выделяется, как Софийский собор среди многочисленных новгородских святынь, из всей родственной ему старой русской литературы. Это Библейский свод, то есть первое на Руси и во всем славянском мире полное собрание Библейских книг в славянском переводе, сделанное Новгородским архиепископом Геннадием в 1499 году» . Продолжателем его трудов был архиепископ Новгородский Макарий (1526— 1542), позднее — митрополит Московский и всея Руси (1542—1563). Он принимает уже усилия по собиранию всей духовной литературы в единый сборник — Великие Минеи Четьи (далее — ВМЧ). На Руси к этому времени существовала различная переводная и оригинальная литература, имелись и «четьи» сборники. Их появление у нас восходит к Киевскому периоду. Они охватывали весь годовой период и имели в своем содержании жития, но не всегда с чтением на каждый день. В последующее время идет постепенное заполнение лакун, а в конце житийного материала появляется гомилетический. К числу таких памятников следует отнести Супрасльский сборник XI в., Успенский сборник XII—XIII вв. Часть томов достались истории еще и от XV в. Систематизировал и собирал житийный материал Нил Сорский и его ученики. « 7 мая 1508 в Кирилло-Белозерском монастыре переписали созданный Нилом Сорским годовой комплект Четьих Миней после его смерти. В переписке принимало участие большое количество писцов, в том числе и ученики Нила Сорского» . Митрополит Макарий знаменит тем, что в период своего служения в русской церковной жизни был идейный предводителем и главным участником сбора «всех книг чтомыя, которые в русской земле обретаются» . Начало сбора Миней Макарий начал в Новгороде, а продолжил в Москве, так как был переведен. Эпоха Макария известна как эпоха восстановления культуры, поэтому она ознаменована собирательством, собирали старину, памятники культуры, а церковные служители проявляют интерес к жизни святых и праведников. «В XVI-м веке греческий источник стал заменяться своим, древнерусским» , верно отмечает Иванов. «Церковь знает о существовании неведомых святых, слава которых не открыта на земле. Церковь никогда не запрещала частной молитвы, то есть обращение с просьбой о молитве к усопшим праведникам, ею не прославленным» . Нои собирательство не было объективным: не берется во внимание мистика и аскетика, также игнорируется все самое ценное из Византийских преданий. Существование 12 книг Четих Миней в Церкви отмечается уже в VIII веке, а в X-XI веках существует уже их славянский перевод. При этом собирательство не заканчивается, описание святых и праведников Русской церкви множатся и пополняются. Изначально все жития написаны как историко-хронологические события - сухим языком, но после переработки Симеоном Метафрастом с XV века жития русских святых приобретают новый вид. Наглядный пример можно рассмотреть в житиях Стефана Пермского и Сергия Радонежского составленных иноком Епифанием. Новую эпоху в истории агиографии составила деятельность митр. Макария, главным делом которого были Великие Минеи-Четьи. Это была полная энциклопедия русской духовной образованности того времени. Столетием позже появились Четьи-Минеи русских святых монаха Германа Тулупова. Но, тогда как в Северной Руси существовали подобные книги, южнорусской Церкви приходилось довольствоваться западными мартирологами во многом несогласных с духом православия. Поэтому киевский митрополит Петр Могила задумал сделать новый перевод греческих житий. Великие Минеи Четьи Макария были популярны у старообрядцев. Вслед за Макарием создаются дригие Четьи Минеи, например, Андрей Денисов составил Минеи для Выговской пустыни. Взяв за основу Великие Минеи-Четьи были созданы – Минеи Четьи Чудовских (1600), Минеи Германа Тулупова (1627–1632) и Миней И.И.Милютина (1646–1654), и самыми близкими для нашей эпохи являются Четии Минеи Димитрия Ростовского, которые написаны более выразительным языком. Научное издание текстов Четий Миней осуществлялось с 1863 по 1916 года комиссией Академии наук, но до сих пор в полном виде не опубликован. Макарий был главным критиком своих работ, которые занимали важную роль в истории своего народа. Макарием двигало не только желание собрать в одно целое памятники письменной духовной культуры, но и другие ориентиры. Одним из таких ориентиров мог стать «Индекс истинных книг» — памятник, до¬статочно широко распространенный в русской письменности XV—XVI вв., отразивший то стремление к регламентации, которое было присуще всему русскому средневековью и особенно — XVI в. Если сравнивать эти два важнейших памятника культуры той эпохи, то можно увидеть, что более 2 / 3 названий книг или имен авторов присутствуют в обоих произведениях, это подробно расписано по 4 редакциям современной исследовательницей И. М. Грицевской. Несмотря на то, что литература историческая, текстам присуще церковное восприятие. Период 1840-1870-х гг. связан с разработкой житий святых как историко-литературных источников в работах С.П. Шевырева, Ф.И. Буслаева, И.С. Некрасова и др. Рубежным в периодизации выступает 1871 г. — выход работы В.О. Ключевского «Жития святых как исторический источник». Период 1871—1930-х гг. характеризуется как этап историко-критической разработки житий в трудах историков, археографов, филологов, богословов, предпринимаются попытки оформления агиологии как самостоятельной дисциплины. Вслед за усилиями отдельных историков-энтузиастов, таких как М.П.Погодин, А.Ф. Бычков, С.П. Шевырев, И.А. Шляпкин, церковных археографов Н.П. Барсукова, JI.A. Кавелина, митрополита Евгения (Болхо-витинова), функцию введения в научный оборот источников во второй половине XIX века во многом выполнила «коллективная археография», представленная деятельностью научных сообществ. Итогом стали публикации сотен книг, многотомных сборников, таких как Четьи-Минеи митрополита Макария, митрополита Димитрия Ростовского и других. Научное исследование памятников совершалось благодаря обширным изысканиям списков и редакций, с определением исторических условий, наблюдением особенностей языка и письма, выявлением происхождения произведений древней письменности. Был дан импульс к развитию церковной археографии и публицистике, популярной лубочной литературы о святых. Жития публиковались в «Словарях», многотомных сборниках, таких как «Жития святых.» А.Н. Муравьева или Филарета (Гумилевского), в редакции Д.И. Протопопова, объемные Месяцесловы Димитрия (Вершинского) и Димитрия (Самбикина). Публикация житий оказала влияние не только на научно-исследовательскую работу, но и на характер просвещения, популяризацию исторического знания в XIX веке (Л.И.Денисов, E.H. Погожев, М.Е. Едлинский). Всеми историками литературы и историческими критиками жития воспринимаются как исторические легенды, которые не только констатируют факты, но также имеют сюжетные черты, присущие времени создания легенды. А.С. Пушкин отмечал, что "Четь-Минея Святого Макария представляет собою неистощимую сокровищницу вдохновенного художника. Это книга вечно живая, бессмертная" . На основе Житий Святых Николая Салоса Псковского и Иоанна Большого Колпака поэт создает образ юродивого в трагедии "Борис Годунов". Сюжеты и мотивы из Четьих-Миней Святителя Макария проникают и в лирику А.С. Пушкина. Его неоконченная поэма "Монах", написанная в 1813 году, является "саркастическим перифразом" жития Иоанна Новгородского, который сумел победить беса крестным знамением и, оседлав его, добрался до Иерусалима и вернулся в Новгород. Этот же эпизод своеобразно отражен и в «Ночи перед Рождеством» Н.В. Гоголя, где кузнец Вакула также легко путешествует на черте до Петербурга и обратно. Совершенно иное отношение писателя к святоотеческой литературе в более поздний период его творчества, когда он жадно будет искать чтения Четьих-Миней, «Розыска о брынской вере», молитвословий и других произведений Димитрия Ростовского. «Душе моей нужней теперь, — напишет он в 1844 году, — то, что писано Святителем нашей Церкви, чем-то, что можно читать на французском языке» . В научной литературе вопрос генезиса представлений Федора Михайловича Достоевского о народе-богоносце до сих пор не ставился в контекст учения свт. Димитрия Ростовского о страстотерпчестве. Между тем обнаруживаемые параллели позволяют говорить об очевидной неслучайности совпадений. В то же время разделяющей авторов чертой является проблема мотивировки страданий. Достоевский писал: по всей земле русской… распространен дух Четьи-Минеи… потому что есть чрезвычайно много рассказчиков и рассказчиц о житиях святых. Рассказывают они из Четьи-Минеи прекрасно, точно, не вставляя ни единого лишнего слова от себя, и их заслушиваются… Я сам в детстве слышал такие рассказы… Слышал я потом эти рассказы даже в острогах у разбойников, и разбойники слушали и воздыхали… В этих рассказах заключается для русского народа… нечто покаянное и очистительное. Актуальность выбранной темы обуславливается тем, ВМЧ можно отнести к числу книг «энциклопедического вида» эпохи русского средневековья. Их состав был подобран и утвержден церковью и должен был регламентировать годовой «круг чтения» на каждый день. Целью данной работы является исследование церковного и культурного значения Великих Миней Четий митрополита московского Макария. Предмет исследования: История Русской церкви Объект исследования: Великие Минеи Четий митрополита московского Макария. Теоретической и методологической основой исследования послужили научные результаты, представленные в классических и современных трудах отечественных авторах? материалы научных конференций, симпозиумов и т.п. В качестве методологической базы работы использовались общенаучные принципы познания явлений и процессов: диалектический, системный, логический, конкретно-исторический и др., позволившие рассмотреть изучаемые явления и процессы развития, выявить закономерности и противоречия, соотнести сущностные характеристики и формы их проявления. Использовались традиционные методы исследования: анализ, синтез, дедукция и индукция, моделирование изучаемых процессов путем описания, сопоставлений, сравнения. Информационной базой работы послужили исторические очерки, результаты опубликованных социальных исследований, экспертные оценки ученых. Тема исследования диктует структуру работы, которая состоит из введения, 2 глав, заключения, использованной литературы.

Читать дальше
Литературная история ВМЧ полностью не исследована. В. А. Кучкин раскрывает сложные и неоднократные текстологические связи Софийского, Успенского и Царского списков. Многие издания перерабатывались учениками макарьевской "школы " в дваприема. Кроме основных известных списков зафиксированы сокращенные редакции ВМЧ, также известно наличие черновиков. Поэтому для воссоздания полной работы Макария необходимо дальнейшее изучение всехсписков как основных, так и черновых, а также поиск возможно еще существующих редакций. В основу ВМЧ были положены материалы миней домакарьевского состава и Пролога — Стишного и 2-й (Славянской) редакции, а также Торжественников. Кроме того, они были пополнены житиями и мучениями святых, русскими и переводными, полными текстами патериков, библейскими книгами, риторическими произведениями, праздничными и похвальными словами, поучениями, посланиями, толкованиями, сочинениями Василия Великого, Григория Богослова, целыми сборниками, а также разнообразными историческими и публицистическими произведениями, сказаниями и «хождениями», документальными материалами, Кормчей книгой и даже апокрифами. Сбор материала сопровождался копированием, исправлением, неправильным переводом, на основании этих действий делались еще новые редакции, поэтому многие произведения далеки от оригинала. Состав ВМЧ велик, разнообразен и представлен различными жанрами. Однако, безусловно, далеко не все книги, читавшиеся на Руси в первой половине XVI в., как задумывал Макарий, были включены в ВМЧ: не вошли летописи, хронографы и целый ряд историко-литературных сочинений, притом не только светских по содержанию, а произведения некоторых авторов были включены не полностью. Созданию ВМЧ предшествовала огромная составительская и редакторская работа, связанная не только с отбором материала и распределением его по томам и внутри каждого тома, но и состоявшая в сплошной и в очень существенной идейно-стилистической переработке всего пестрого состава ВМЧ и в «исправлении» «ложных» и «отреченных слов», чтобы в соответствии с замыслом Макария приспособить их к проповеди идей иосифлянской церкви, сделать «душеполезным чтением»? при этом строго прослеживалось, чтобы изложение было выдержано в едином торжественном и велеречивом стиле, который Д. С. Лихачев определяет как стиль «второго монументализма». Как правило, включение памятника в ВМЧ приводило к созданию его новой редакции. Этот процесс особенно нагляден на примере житий. Митрополиту Макарию в создании ВМЧ, по всей видимости, принадлежит их замысел, участие в окончательном редактировании и решении вопросов о составе. К созданию ВМЧ были привлечены широкие круги русских писателей, переводчиков, книжников и переписчиков, начиная от известных публицистов и агиографов, таких, например, как Зиновий Отенский, Василий Михайлович Тучков, Ермолай Еразм, дьяк Дмитрий Герасимов ( Толмач), пресвитер Илья, псковский священник-агиограф Василий-Варлаам и др.. до неопытных авторов какого-нибудь единственного сочинения, написать которое для ВМЧ им было поручено Макарием. «Во спасение души" предпринимали книгописные труды для ВМЧ и высшие церковные иерархи XVI в., такие как новгородский архиепископ Феодосии, епископ крутицкий Савва Черный, епископ вологодский и владимирский Иоасаф. Не раз после святителя Макария предпринимались попытки создать более доступные для пользования Четьи-Минеи. Одну из них предприняли на рубеже XVI и XVII вв. монахи Московского Чудова Монастыря в Кремле. Немного позже составили свои «изводы» монах Троице-Сергиевой Лавры Герман «Тулупов» и священник Иоанн Милютин. Все их труды остались рукописными и большого распространения не получили. Завершить же столь важную для Русской Церкви работу суждено было выдающемуся церковному писателю, святителю Димитрию Ростовскому. Великие Четьи Минеи явилось своеобразной энциклопедией церковной книжности XI– XVI веков, крупнейшей в череде монументальных энциклопедических произведений эпохи.
Читать дальше
1. Miller D. В.The Velikie Minei Chetii and the Stepennaia Kniga of Metropolitan Makarii // Forschungen zur osteurop?ischen Geschichte. Berlin? Wiesbaden, 1979. Bd 26. S. 262–382? 2. Гаврюшин Н. К. Первая русская энциклопедия // Памятники науки и техники . 1982–1983. М., 1984, с. 119–130. 3. Дробленкова Н. Ф. Великие Минеи Четии // ТОДРЛ, 1985, т. 39, с. 238–243? 3) Из истории жанра Четиих Миней в русской литературе // Армянская и русская средневековые литературы. Ереван , 1986, с. 139–181? 4. Дробленкова Н. Ф. Ранний вариант декабрьской Великой Минеи Четьи // Культурное наследие Древней Руси: Истоки, становление, традиции . М., 1976, с. 386–390? 5. Знаменский П. В. История Русской Церкви. / П. В. Знаменский. [Электронный ресурс]. – Электрон, текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (546 Мб). – М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, Общество любителей церковной истории, 2000.1 электрон, опт. диск (CD-ROM). 6. Иванов А. Необозримый иконостас. // Божий мир. 1999. №4. 7. Иванова К. Л. Структурно-типологична характорестика на Чети-Минеините сборници в южнословенската и рускота литература XIV—XVII вв. — В кн.: Славянска филология, т. 16. Литературознание и фольклор. София, 1978, с. 75. 8. http://www.btrudy.ru/resources/BT29/106_Makary.pdf 9. Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви / А. В. Карташев. – М., 1991. [Электронный ресурс]. - Электрон, текстовые, граф., зв. дан. И прикладная прогр. (546 Мб). М., 1998. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM). 10. Ключевский В. О. Курс русской истории // Сочинения в 9 тт. Т. 2. – М., 1988. 11. Кучкин В. А. О формировании Великих Миней Четиих митрополита Макария // Проблемы рукописной и печатной книги . М., 1976, с. 86–101? 12. Кучкин В. А. О формировании Великих Миней Четьих митрополита Макария // Книговедение и его задачи в свете актуальных проблем советского книжного дела: Тезисы докладов Второй Всесоюзной научной конференции по проблемам книговедения? Секция рукописной книги . М., 1974, с. 22–26? 13. Левшун Л. В. История восточнославянского книжного слова 11 – 17 вв. / Л. В. Левшун. – Минск: Экономпресс, 2001. 14. Макарий (Веретенников), архимандрит. Всероссийский митрополит Макарий и его время. / Макарий (Веретенников). – М., 1998. 15. Муравьев Н. Митрополит Макарий как составитель Великих Четьих Миней: (К 400-летию составления Великих Четиих Миней) // Журн. Моск. патриархии , 1953, № 5, с. 49–54? 16. Никольский Н. М. История Русской Церкви. /Н. М. Никольский. – М.: Издательство политической литературы, 1983. 17. Памятники литературы Древней Руси. / Под редакцией Д. С. Лихачева. – М., 1978 – 1988. 18. Платонов С. Ф. Полный курс лекций по русской истории. Изд. 10-е. [Электронный ресурс]. - Электрон, текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (546 Мб). – 1 электрон, опт. диск (CD-ROM). 19. Скрынников Р. Г. Третий Рим. / Р. Г. Скрынников. – С.-П.:Дмитрий Буланин,1994. 20. Федотов Г. П. Святые Древней Руси. /Г. П. Федотов. – М., 1990. 21. Флоровский Г., протоиерей. Пути русского богословия. /Г. Флоровский. – Вильнюс, 1991. [Электронный ресурс]. - Электрон, текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (546 Мб). М., 1998. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM). 22. Хоскинг Д. Россия: народ и империя (1552 – 1917). / Д. Хоскинг. –Смоленск:Русич,2000. 23. А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах. Т. 7, М.: Государственное издательство художественной литературы, 1962. 24. Ф. М. Достоевский. Собрание сочинений в 15 томах. т. 14. СПб., «Наука», 1995.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Гиляровский и Суворин о трагедии на Ходынском поле
Количество страниц:
10
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image