Общественный подъем, наполнивший страну после Войны 1812 года и заграничных походов 1812 – 1814 гг, привел к формировании первых секретных политических организаций. Думающая часть населения стала задаваться вопросом: как было возможно такое, чтобы народ, принесший освобождение всей Европе, сам продолжал оставаться зависимым внутри собственной страны.
Много вопросов терзало умы будущих заговорщиков. Какие реформы, социальные и политические, были необходимы России? Следует действовать открыто или тайно? Кто сможет создать новое государство?
У будущих декабристов были разные мнения, они являлись приверженцами разных путей, методов и способов для достижения поставленной цели, но сама цель у всех была едина. Россия не могла далее оставаться самодержавной монархией с неограниченной властью императора, как и не должно было в развитой и прогрессирующей стране сохраняться устаревшие традиции крепостничество.
Открыто обсуждать будущее страны не разрешалось правительством, отсюда появилась необходимость в тайных организациях, где могли собираться единомышленниками, обмениваться мнениями, спорить и искать истину.
К числу первых преддекабристских сообществ относятся офицерские артели, кружок Владимира Раевского и «Общество русских рыцарей». Однако постепенно заговорщики поняли, что необходимо создавать более организованные сообщества, и в результате сформировались сначала Союз спасения, а чуть позже Союз благоденствия. Отсюда берет начало тайная деятельность декабристов.
Главные цели декабристского движения, а именно устранение самодержавного правления, крепостного права, сословного неравенства, в основе своей являлись текущими насущными проблемы современного общества, которые нашли свое отражение в двух важнейших с исторической точки зрения документах - «Русской Правде» П.И.Пестеля и «Конституции» Н.Муравьева.
Огромное воздействие на создание политико-правовых концепций Пестеля и Муравьёва оказали идеи либерализма Западной Европы – Англии, Франции, Германии. Кроме того, большая часть революционеров принадлежала к масонским ложам, популярным в то время, отсюда можем делать вывод об огромном влиянии идей и идеалов масонства на взгляды декабристов.
«Русская Правда» у Пестеля получилась очень решительным, радикальным документом, самым радикальным из всех, созданных в тот период. Его целью была успешная революция, и дальнейшее будущее России он видел в жестоком правлении, но исполненном благородных целей. Как показала дальнейшая история, отрицая возможность федеративного правления, Пестель показал себя дальновидным политиком, но то, что он предлагал сам, а именно создание православной русской республики, больше походило на утопическое решение, чем на реально осуществимый план действий.
«Конституция» Муравьева, если бы ее в итоге приняли, имела все возможности расшатать основы существовавшей системы, будучи более приземленной и более осуществимой в сравнении с идеями «Русской правды» Пестеля.
Обе созданные программы были многоплановыми, рассматривали разные стороны жизни, содержали много новых мыслей и предложений. Они обе внесли значительный вклад в направление развития российской идеи в сфере политики и права.
Важно заметить, что конституционный проект Никиты Муравьева в отличие от «Русской Правды» Пестеля не был вынесен на обсуждение всеми членами Общества, за него не голосовали, и официально он так и не стал главным программным документом, несмотря на то, что многие были знакомы с его текстом и многие его поддерживали.
Также следует обратить внимание на то, что оба автора были объединены минимум по трем пунктам:
1. Оба стремились раз и навсегда ликвидировать в стране самодержавие и крепостничество путем революции.
2. Оба имели довольно реалистичные идеи перевода страны на путь развития капитализма.
3. Оба искали лучшие формы, методы и возможности внести преобразования в государство, учитывая российскую действительность с одной стороны, и опыт реформ зарубежных стран, с другой.
Что касается способов воплощения в жизнь планируемых реформ и преобразований в сфере государственного и общественного строя страны, Пестель находил возможным использование только военного заговора, который во время его реализации должны были поддержать широкие круги общества.
Муравьев в свою очередь рассчитывал на мирное разрешение вопроса, но в крайнем случае (в случае неудачи с мирной попыткой) не исключал возможность решительных и насильственных действий.
В заключение важно сказать, что выступление декабристов против монархии получило широкий отклик и резонанс в западноевропейских странах.
Россия всегда воспринималась как примерная страна абсолютистского порядка, и события 1825 года имели большое международное значение. Если бы события развернулись по-другому, и планы декабристов были бы осуществлены, можно предположить, что победа демократических сил Европы была бы не за горами.