Правовой аспект охраны земель в Российской Федерации находит свое проявление следующих аспектах:
установление способов и нормативов рационального использования земель,
возложение на правообладателей земельных участков обязанностей по соблюдению природоохранного законодательства;
деятельности контрольных государственных органов в сфере земельного контроля;
привлечения к ответственности нарушителей земельного законодательства.
Использование земель оказывает в ряде случаев неблагоприятное воздействие не только непосредственно на состояние земель, но и на другие объекты природы: воды, леса, недра, животный и растительный мир, атмосферный воздух. Целями правовой охраны земель являются, поэтому не только обеспечение сохранения благоприятного состояния земель, но и сопредельных с ними природных объектов, всей окружающей среды в целом. Земля и почвы, согласно ст.4 Федерального закона "Об охране окружающей среды", отнесены к числу объектов охраны от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.
Ограничения земельных прав собственников земельных участков (как и иных категорий землепользователей) мотивируются необходимостью соблюдения прав и законных интересов иных лиц, а также обеспечения публичных (государственных, общественных) интересов, выражающихся в необходимости охраны земли как основы окружающей нас среды.
Ограничения земельных прав собственников земельных участков (земельно-правовые ограничения), а также землевладельцев действуют в трех направлениях:
1) ограничения прав собственников в сфере распоряжения (оборота) земельными участками, ограничения субъектного состава имущественных отношений, связанных с владением и распоряжением земельными участками;
2) ограничения, касающиеся использования земельных участков, как имущества и объекта природы, включая возведение жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, строений, сооружений; использование полезных ископаемых, находящихся на земельном участке; использование пресных подземных вод и закрытых водоемов, находящихся на земельном участке; проведение мелиоративных, культурно-технических и других работ на земельном участке и т. п.;
3) ограничения земельных прав в интересах соседей-собственников («соседское право»).
Первые два вида ограничений имеют непосредственное отношение к правовой охране земли как природного объекта.
Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства представляет собой систему принудительных мер, применяемых к физическим и юридическим лицам в случае их неправомерного поведения как субъектов земельного права на землю, а также к лицам, которые, не являясь правообладателями земельных участков, нарушили земельное законодательство.
Правовым основанием для привлечения к юридической ответственности является совершение земельного правонарушения. Земельное правонарушение — это конкретное действие или бездействие, которое противоречит нормам земельного законодательства.
В земельном законодательстве различаются:
дисциплинарные правонарушения — дисциплинарные проступки (например, пахота не поперек, а вдоль склона; повреждение сельхозтехники);
административные правонарушения — административные проступки (складирование тары вблизи строений с нарушением правил землепользования, экологической, пожарной и иной безопасности; потрава посевов);
уголовные преступления — уголовно наказуемые деяния (в форме действия или бездействия);
гражданские правонарушения — деликты (причинение имущественного вреда).
Санкции, налагаемые за земельные правонарушения, подразделяются на карательные (наложение штрафа, изъятие земельного участка), правовосстановительные (возврат самовольно занятого участка, отмена незаконного акта по земельному вопросу), компенсационные (возмещение вреда). Правовые санкции за земельные правонарушения содержатся в актах как земельного, так и ряда других отраслей права.