Введение 3 Глава 1. Исследования способности животных к обучению до Э. Торндайка 7 Глава 2. . Исследования способности животных к обучению Э. Торндайка 10 Глава 3. Подходы к изучению интеллекта животных. 14 Глава 4. Интеллект у животных 17 Заключение 27 Список литературы 32

Э. Торндайк «Интеллект животных»

курсовая работа
Психология
30 страниц
92% уникальность
2014 год
187 просмотров
Смоленцева Н.
Эксперт по предмету «Психофизиология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Исследования способности животных к обучению до Э. Торндайка 7 Глава 2. . Исследования способности животных к обучению Э. Торндайка 10 Глава 3. Подходы к изучению интеллекта животных. 14 Глава 4. Интеллект у животных 17 Заключение 27 Список литературы 32
Читать дальше
Эдвард Ли Торндайк американский психолог и педагог, профессор, президент Американской психологической ассоциации в 1912 году. Эдвард Торндайк родился 31 августа 1874 года в Вильямсбурге США в семье священника. С ранних лет в детях его семьи воспитывалась привычка к труду, возможно, поэтому все три сына в свое время поступили в университет и добились неплохих результатов в науке. Эдвард поступил в университет города Уэсли. Будучи студентом, увлекся психологией, прочитав книгу У. Джемса «Основы психологии». Первый психологический эксперимент Торндайк провел с детьми, но администрация университета запретила опыты и работа осталась неоконченной.


Понадобилась контрольная работа срочно на заказ в Хабаровске ? Обратитесь в Work5.


. В дальнейшем в своих опытах он использовал животных это были цыплята, кошки, собаки и даже обезьяны. Все опыты характеризовались тремя аспектами: исключительно обращение к разуму; исследовалась способность животного к научению; использовалось подкрепление в качестве поощрения. Суть опытов поведения животных заключалась в следующем: животных помещали в специальный аппарат (проблемный ящик), снаружи раскладывалась подкормка. Выйти и получить желаемый кусок животное могло, если заработает определенное устройство (механизм). Получив еду, животное возвращали в аппарат и эксперимент продолжался. Результаты исследований наносились на графики так называемые кривые научения. Целью исследований было изучение двигательных реакций животных. Торндайк сделал вывод, что животное действует методом проб и ошибок, что привело его к теории коннективизма. Опыты показали, что попадая в неволю, животное стремится освободиться. Количество действий, не приводящих к свободе, постепенно уменьшалось, а действия по высвобождению становились более точными, и животное со временем высвобождалось скорее. Результаты экспериментов были подробно изложены в докторской диссертации Интеллект животных. Ученый делает вывод, что всякое действие является реакцией на ситуацию и поведение живого существа определяется тремя факторами: • Ситуацией, включающей в себя внешние и внутренние процессы; • Реакцией, происходящей в результате этого воздействия; • Тонкой связью между ситуацией и реакцией. В этих опытах ученый показал, что интеллект и его активность могут изучаться и без разума. Акцент по установлению внутренних связей переносился на установление связей между внешней ситуацией и движениями. На основе этих исследований ученый вывел несколько законов учения: • Закон упражнения; • Закон готовности; • Закон ассоциативного сдвига; • Закон эффекта. [1] Последний закон вызвал споры, поскольку включал в себя фактор мотивации. Любое действие, вызывающее удовольствие, ассоциируется с ситуацией. Неудовольствие (или дискомфорт) при действии приводит к снижению вероятности совершения этого акта в похожей ситуации В 1899 году Торндайк становится преподавателем психологии в педагогическом колледже Колумбийского университета. Здесь он и дальше проводит психологические исследования проблемы обучения, а также увлекается тестированием интеллекта. В 1912 году Торндайка избирают президентом Американской психологической ассоциации. Он опубликовал более 500 научных работ, часть из которых была популярна и принесла немалый доход автору. В 1939 году Эдвард Торндайк ушел в отставку, но научную деятельность продолжал до самой смерти. Умер Эдвард Торндайк 10 августа 1949 года в Нью-Йорке в возрасте 75 лет. Его научные исследования и работы по теории научения вызвали огромный интерес в американской науке, а благодаря объективности и точности стали классическими. Такое понятие как “интеллект” сложно объяснить, а еще сложней его понять. Человеческий мозг обладает уникальной способностью приобретать новые знания, делать выводы, использовать эти знания в разрешении проблем, думать абстрактно и выражать свои мысли словами. Интеллект присущ также животным – только не на столь высоком уровне, как у человека. И хоть человек – это единственная животная порода, которая умеет добывать огонь, общаться письменно, применять карту для навигации и решать математические уравнения, наш мозг не так уж и отличается от мозга обезьяны или другого млекопитающего. Два самых больших отличия между человеческим мозгом и мозгом животного то, что в коре нашего мозга намного больше нервных клеток, чем у животных, а также у нас намного толще изолированный слой, что помогает нервным сигналам перемещаться быстрее. Многие ученые думают, что человеческий интеллект, хоть и выше, но принципиально не отличается от интеллекта животных – мы просто его развили до более высокого уровня. [8] Многие животные демонстрируют признаки интеллекта, используя орудие труда, общаясь и сотрудничая между собой, заботясь о своих братьях по крови, а человек это делает в большей степени. Однако интеллект животного тяжело измерить, в отличии от человеческого, так как животные не могут изложить свои мысли с помощью слов. Интеллектуальное развитие шимпанзе подобно интеллектуальному развитию трехлетнего ребенка, так как способно выражать себя звуками, жестами и мимикой, способно манипулировать другими шимпанзе, чтобы добиться того, что нужно, а также демонстрирует понимание о последовательности и размере цифр. Дельфины, например, могут освоить сложные движения (трюки), синхронизировать их с другими дельфинами и даже научить других дельфинов тем же движениям. Также они могут научиться простым неискусственным языкам и с их помощью выразить себя. Индийские слоны понимают простые математические действия, а проще говоря умеют считать. Например, если в две корзины, в которые слон не смотрит, положить относительно три и пять яблок, а потом в каждую добавить еще по два яблока, слон привержено направится к корзине с семью яблоками. Что же касается птиц, то, например, вороны из Новой Каледонии в поисках пищи применяют интересные приемы: бросают орехи на автодорогу, чтобы машина переехала и раздавила твердую скорлупу. Все вышеизложенные факты и определили актуальность выбранной темы для курсовой работы. Объектом данной курсовой работы является психофизиология. Предметом данной курсовой работы служит интеллект животных. Целью данной курсовой работы является анализ книги «Интеллект животных» Э.Торндайк. Для реализации данной цели были сформулированы следующие задачи: 1. Рассмотреть исследования способности животных к обучению. 2.Проанализировать подходы к изучению интеллекта животных. Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Читать дальше
Эдвард Ли Торндайк (1874-1949) один из самых выдающихся ученых всех времен, занимавшихся теорией научения. Он был новатором не только в области теории научения, но также и в разработке образовательных методик, изучении вербального поведения, сравнительной психологии, исследовании умственной деятельности. Он интересовался вопросами соотношения в человеке врожденных и приобретенных качеств, переноса научения и применения метода количественных измерений к социопсихологическим вопросам. Его исследовательская работа началась с изучения психической телепатии у маленьких детей (которую он объяснил как бессознательную регистрацию ребенком незначительных движений экспериментатора). К его последующим экспериментам были привлечены птенцы, кошки, крысы, собаки, рыбы, обезьяны и, наконец, взрослые люди. Он также хотел использовать в экспериментах приматов, но не мог позволить себе их покупку и содержание. Одним из важных и вместе с тем очевидных атрибутов интеллектуальной или разумной деятельности является решение задач или проблем, возникающих в ходе выполнения той или иной деятельности. Поэтому первое, что нужно было сделать для проведения сравнительного исследования, — это инициировать деятельность животного и создать для него затрудняющие условия для успешного выполнения этой деятельности. Другими словами, нужно было создать проблемную ситуацию. Среди множества изобретенных проблемных ситуаций наиболее часто используемые — проблемный ящик и лабиринт. Проблемный ящик был сконструирован в 1898г. Эдвардом Торндайком (1874-1949) для изучения поведения кошек, собак и других небольших животных. Лабиринт применяется главным образом для исследования процесса научения у крыс; его придумал в 1900г. У.Смолл, работавший в университете Кларка (США). Начиная с работ Э.Торндайка, эксперименты с животными приобретают более строгие научные очертания. Варьируемые переменные: • сложность проблемной ситуации; • режим подкрепления или наказания; • состояние животного. В случае с лабиринтом сложность проблемной ситуации определялась по общей длине маршрута, количеству поворотов, количеству тупиков. В случае с проблемным ящиком она зависела от состава тех действий, которые животное должно было произвести для достижения успеха. Регистрируемые параметры: • - общее время разрешения проблемы; • - количество ошибок; • - характер активности животного. Наблюдая за поведением кошек в проблемном ящике, Торндайк пришел к ряду заключений: 1. Научение протекает дискретно. Оно совершается небольшими порциями, а не все сразу. После каждого удачного выхода из ящика следующая удачная попытка наступала быстрее. 2. Научение протекает автоматически, оно не опосредуется мышлением. Оказавшись в проблемной ситуации, животное не "размышляет", а беспорядочно действует, перемещаясь внутри ящика, ощупывая его стенки, издавая крики и временами застывая без движения. 3. Ко всем млекопитающим применимы одни и те же принципы научения. Другими словами, человек научается подобно тому, как это имеет место у животных. Если первое положение (о дискретности научения) еще можно признать наблюдаемым фактом , то, конечно, остальные два относятся к разряду теоретических допущений. Тем не менее, Торндайк впервые создал развернутую теорию научения. В ее основе лежал все тот же механизм ассоциаций, дополненный принципом гедонизма — врожденного стремления к удовольствию (в данном случае — удовольствию от получения пищи и избегания проблемного ящика). Но в отличие от традиционного понимания ассоциации как связывания идей, Торндайк рассматривал ее как связь поведенческих реакций животного с ситуацией, в которой протекало это поведение. Заметьте, что и то (поведение), и другое (ситуация) — объективные, внешне наблюдаемые явления, а не субъективные феномены идеального плана. Чтобы выделить это различие в своем подходе, Торндайк назвал его коннекционизмом (connection - связь, синоним ассоциации). "Научение — это коннекция, соединение. Разум — это система коннекций." (Thorndike, 1931, p.122). По своему духу понятие коннекции очень близко павлоскому понятию условного рефлекса . Такую же близость можно отметить между сформулированным Торндайком законом эффекта и павловским принципом подкрепления условных реакций. Интересно, что, придерживаясь принципа объективности исследования, Торндайк при описании своих экспериментов часто пользовался и теми терминами, которые скорее относились к субъективно-психологическим. Вот, например, как он говорит о законе эффекта (я выделил те слова, которые иллюстрируют мою мысль): "Любое действие, вызывающее в данной ситуации удовлетворение, связывается с данной ситуацией, так что когда она возникает вновь, появление этого действия становится более вероятным, чем прежде. Напротив, любое действие, вызывающее дискомфорт , отделяется от данной ситуации, так что когда она возникает вновь, появление этого действия становится менее вероятным". (Цит. в моей редакции по Шульцы, "История...", с.259). Подобных примеров можно приводить много. Поэтому и принято считать, что Торндайк заложил основы бихевиоризма, но сам еще не порвал окончательно по крайней мере с привычкой общаться на языке субъективных феноменов. При этом, многие современные ученые разделяют убеждение Торндайка в том, что здесь мы имеем дело с одинаковыми законами. Повидимому, установление сходства или общности, особенно на теоретическом уровне, — более легкое и доступное занятие, чем обнаружение различия. Последнее, как правило, выявляется позже и в результате усердной работы критического разума... Хотя Торндайк наиболее известен своими работами по научению у животных, на самом деле он занимался ими недолго. Получив в свои 24 года докторскую степень, он через год стал преподавателем психологии в Педагогическом колледже Колумбийского университета. Между тем, научение (learning) и обучение (education) — разные вещи не только сами по себе, но и в том, как они протекают у человека и животных. Под научением понимают приобретение опыта путем проб и ошибок, причем для них характерна случайность следования друг за другом. Поэтому Торндайк предпочитал называть свой метод научения методом проб и случайного успеха. Обучение (приобретение опыта в специально организованной познавательной деятельности) также может осуществляться путем проб и ошибок, но это далеко не единственный и отнюдь не самый эффективный его способ (подробнее об этом см. работы П.Я.Гальперина). Тем не менее, принцип подкрепления положительных проб (более поздняя версия закона эффекта) одинаково хорошо действует как в научении, так и в обучении. Вполне пригодным здесь оказался и торндайковский коннекционизм. Это хорошо видно на примере его понимания природы человеческих способностей. В то время считалось, что уровень общего интеллекта человека можно поднять путем тренировки в какой-либо отдельной деятельности, вначале затруднительной для данного человека. Например, имея дело с таким трудным занятием, как изучение латинского языка, я, изучив латынь, тем самым повышу свой интеллектуальный уровень. Поэтому введение "трудных предметов" в курс школьного обучения считалось обязательным. Торндайк показал, что это заблуждение вытекает из неверной интерпретации фактического положения дел. По его мнению, то, как информация, усвоенная в одной ситуации, будет переноситься на другую, зависит от степени сходства между этими ситуациями. Чем больше сходство, тем вероятнее и полнее перенос. Это — так называемый закон переноса идентичных элементов. Работы Торндайка внесли большой вклад в современную психологию. Изучив поведение животных, Торндайк пришел к выводу, что решение проблемы достигается путем «проб и ошибок», который истолковывался как «слепой отбор» движений, произведенных наугад, пока после перебора множества вариантов находится один, который обеспечивает достижение желаемого результата. Впоследствии этот вывод был перенесен и на характеристику учения о человеке.
Читать дальше
1. Торндайк Э., Уотсон Дж. Бихевиоризм. Москва, 1998 2. Торндаик Э. Процесс учения. -Москва, 1935. 3. Торндайк Э., «Интеллект животных», - 1899 г. 4. Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. - Москва, 1969. 5. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология. Гардарики, 2007 г. 6. Словарь практического психолога. Сост. С.Ю. Головин. Минск, Харвест, 1998. 7. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - Москва, 1984. 8. Выготский Л.С. Собрание сочинений, Москва, 1982-84
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Гиляровский и Суворин о трагедии на Ходынском поле
Количество страниц:
10
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image