ВВЕДЕНИЕ 4
1 ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ 5
1.1 Динамика 5
1.2 Темп 7
1.3 Фермата 10
1.4 Звуковедение 11
2 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ ДИРИЖИРОВАНИя 13
3 РАБОТА НАД ХОРОВОЙ ПАРТИТУРОЙ 15
ЗАКЛЮчЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23
Читать дальше
Таким образом, на основе ознакомления с некоторой учебной и иной
литературой по данной теме можно сделать определенные выводы.
Музыкальные средства выразительности — это те средства
выразительности, благодаря которым исполнитель может передавать свои
чувства и образы через звук, через игру на инструменте.
Если у исполнителя недостаточно знаний, умений и навыков музыкальных
средств выразительности, то, как бы он ни старался сыграть произведение
выразительно, у него ничего не получится — все будет звучать не так, как
он чувствует, не так, как хочет и может сыграть. Его исполнение не будет
отражать его чувства, образы и переживания.
Итак, к основным музыкальным средствам выразительности относятся:
динамика, темп, фермата, звуковедение.
Курс «Чтение хоровых партитур» является одним из главных предметов
специального цикла на дирижерско-хоровых отделениях музыкальных Ссузов и
Вузов.
Методика организации занятий по чтению хоровых партитур, их
содержание, особенности структуры, многообразие видов деятельности.
Принципы составления индивидуальных планов с учетом степени владения
учеником навыками игры на фортепиано. Воспроизведение звучания хоровой
партитуры в фортепианном изложении ставит перед учащимся следующие задачи:
1) Умение отразить в фортепианном изложении все компоненты хорового
сочинения в смысле освоения мелодико-ритмического, гармонического и
полифонического содержания в предусмотренном темпе с соблюдением
нюансировки;
2) Умение выразить в своем исполнении художественное содержание и
характер тематики хорового сочинения.
Важное значение при исполнении хоровых партитур на фортепиано имеет
педализация (особенно при игре произведений без сопровождения). Хоровую
партитуру надо исполнять на фортепиано «по-хоровому», т.е. соблюдая
необходимые для певцов цезуры, возобновляя в положенных местах дыхание;
звучание басового голоса должно преобладать. Особенно важна вокальная
связность звука. Непрерывность должна осуществляться в пальцевом легато при
минимуме педализации, путем быстрого «перехватывания» аккордов и
задерживания на клавиатуре хотя бы одного пальца предыдущего созвучия.
Отрывать всю руку от клавиатуры рекомендуется при наступлении цезур.
Большого умения, терпения, чуткости требует поиск правильного тембрального
оттенка при игре на фортепиано произведений (как народных, так и
авторских).
Читать дальше
1) Амирова Л. Т. Дирижирование и чтение хоровых партитур [Текст]: практическое пособие / Л. Т. Амирова. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2010. – 60 с.
2) Красотина Е. А. Хрестоматия по дирижированию хором: вып. 4 / сост. Е. А. Красотина, К. Р. Рюмина, Ю. Е. Левит. – М., 2004. – 120 с.: ноты.
3) Пушечникова С. Я. Хрестоматия по хоровому дирижированию: вып. 2: 2-е изд., испр. и доп. / сост. С. Я. Пушечникова, Ю. М. Игнатьев – М., 2005. – 90 с.: ноты.
4) Семеновский, Д. Д. Хрестоматия по чтению хоровых партитур: вып. 2: Произведения для хора без сопровождения / сост. Д. Д. Семеновский, О. И. Романова. – М., 2007. – 80 с.: ноты.
Читать дальше