Введение 3
Глава 1. Диагностика управленческих навыков библиотечных менеджеров5
Глава 2. Образы руководителей библиотек 13
Глава 3. Парадигма личности руководителя библиотеки 16
3.1.Менеджер библиотеки как профессиональный руководитель в России
3.2.Библиотечно-информационная профессия за рубежом: современное состояние, проблемы, перспективы 18
Заключение 27
Список литературы 29
Читать дальше
Управление современной библиотекой - трудная задача, решение которой требует объединения всего накопленного опыта (как отечественного, так и зарубежного) с новыми подходами к практике.
Значимость нового подхода к управлению состоит в приближении к пониманию менеджера как творческого человека со множеством специфичных и профессионально характерных особенностей деятельности, которые равно далеки от работы и диспетчера, и мелкого начальника. Не останавливаясь на хорошо изученных методах прикладного администрирования, обратимся к идее профессиональной активности менеджера. Содержание этой идеи состоит в том, что менеджер по природе своего труда более популяризатор и промоутер, нежели инициатор, и более вдохновитель, чем исполнитель. Последнее отнюдь не означает, что менеджер только командует, напротив, именно он является экспертом в вопросах своей подведомственной рабочей группы и обеспечивает удовлетворение ее побочных потребностей (трудового быта, графика деятельности, социальных нужд, связей с вышестоящими, нижестоящими организациями, общественностью).
Российский библиотекарь наших дней унаследовал от мира, которым воспитан, все лучшее, что характерно для других народов. Исследования показывают, что потенциал таланта (явления, несомненно, индивидуального) у россиянина не ниже, чем у американца, а способности к коллективной деятельности нам не занимать у японцев. Возможно, что именно владение стилем управления, способствующим стимулированию личного таланта каждого человека внутри коллектива создаст настоящего менеджера российской библиотеки, а такого эффекта можно достигнуть расширенной практикой работы в библиотечном коллективе.
Важнейшим аспектом труда менеджера является бесконфликтная политика взаимоотношений с людьми. Как уже было отмечено, библиотечный коллектив преимущественно интровертен с психологической точки зрения, характерно наличие в нем неформальных лидеров, поэтому будущий менеджер заранее должен быть готов стать настоящим другом своего коллектива, взяв на себя истинное новое лидерство.
Менеджер, который объединит в себе энергию американца, вежливость и трудолюбие японца, русский характер и любовь к своему труду - сможет все.
Читать дальше
1. Авраева, Ю. Кто в доме хозяин? [Текст] / Ю. Авраева // Библиополе. — 2009. — N 9. — С. 10-13.
2. Авраева, Ю. Б. Слагаемые управленческого успеха [Текст] / Ю. Б. Авраева // Научные и технические библиотеки. — 2005. — N 8. — С. 60-65 .
3. Арзуханов, А. С. Талант лидера — ключ к успеху коллектива [Текст] / А. С. Арзуханов // Библиотека. — 2002. — N 8. — С. 48-52.
4. Багрова, И. Ю. Библиотечно-информационная профессия за рубежом: современное состояние, проблемы, перспективы [Текст] : аналит. обзор отеч. и зарубеж. англоязыч. л-ры 2006-2008 гг / Багрова И. Ю. // Библиотечное дело мира: сб. аналит. и справ. материалов / РГБ ; [сост. В. В. Качалина]. — М., 2010. — С. 124-153 ;
5. Валиуллина, Н. Р. Библиотека: найм персонала [Текст] : науч.-практ. пособие/ Н. Р. Валиуллина. — М. : Либерея-Бибинформ, 2010. — 128 с.
6. Деревянко, Е. Каким должен быть директор библиотеки [Текст] / Е. Деревянко // Библиотековедение. — 1999. — N 4/6. — С. 142-143.
7. Захарова, С. П. Менеджер информационных ресурсов — библиотечный специалист нового уровня [Текст] / C. П. Захарова // Динамика систем, механизмов и машин / Омский госудирственный технический университет [и др.]. — Омск, 2007. — Кн. 4 : материалы VI Междунар. науч.-техн. конф., посвящ. 65-летию ОмГТУ,13-15 нояб. 2007 г. — С. 359-362
8. Инночкин, В. Знакомьтесь : библиоменеджер [Текст] / Вячеслав Инночкин // Библиотека. — 2006. — N 9. — С. 44-45.
9. Качанова, Е. Ю. Руководитель библиотеки и библиотечный менеджер: изменение слов или представлений [Текст] / Е. Ю. Качанова // Непрерывное библиотечное образование / ред.: Жадько Н. В. и др. — М., 2001. — N 3/4. — С. 35-48.
10. Козлова, А. А. Методы и принципы управления сферой культуры [Текст] / А. А. Козлова // Культура: управление, экономика, право. — 2004. — N 2. — С. 8-11.
11. Кротова, Н. Психологическая структура личности молодого менеджера социально-культурной сферы: диагностика профессиональной и психологической пригодности: [Текст] / Н. В. Кротова // Культура: управление, экономика, право. — 2003. — N 2. — С. 20-28.
12. Кузоро, К. А. Менеджмент и маркетинг библиотечно-информационной деятельности : опыт исследования в отечественном библиотековедении [Текст] / К. А. Кузоро // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. — 2011. — N 2. — С. 70-80 ;
13. Маркова, В. Н. Диагностика управленческих навыков библиотечных менеджеров [Текст] / Маркова В. Н., Чернышева Е. А. // Научные и технические библиотеки. — 2005. — N 8. — С. 66-72 ;
14. Профиль библиотечного менеджера: тесты компетентности [Текст] : учеб.-метод. пособие / Самар. гос. акад. культуры и искусств ; Л. Н. Голенок [и др.]. — Самара : [б. и.], 2008. — 111 с.
15. Рыщанова, У. Имидж и культура руководителя [Текст] : современный взгляд / У. Рыщанова // Библиотека. — 2008. — N 11. — С. 52-54.
16. Сукиасян, Э. Р. Кому и где готовить руководителей? [Текст] : коммент. к ст. И. М. Сусловой / Э. Р. Сукиасян // Научные и технические библиотеки. — 2003. — N 12. — С. 93-96
17. Сукиасян, Э. Р. Паспорт профессии библиотекаря в США [Текст] / Э. Р. Сукиасян // Библиотековедение. — 2004. — N 5. — С. 90-100.
Читать дальше