ВВЕДЕНИЕ 2 1. ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОРОЖДЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ УСТНОГО АУТЕНТИЧНОГО ТЕКСТА 6 1.1 ПОНЯТИЕ АУТЕНТИЧНОГО ДИДАКТИЧЕСКОГО ТЕКСТА И СПОСОБЫ ЕГО БЫТОВАНИЯ 6 1.2 ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИРОВАНИЯ КАК ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ 11 1.3 ТИПИЧНЫЕ ТРУДНОСТИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ АУДИРОВАНИИ 13 2. ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ НА СЛУХ ФРАНЦУЗСКОГО АУТЕНТИЧНОГО ТЕКСТА 15 2.1 ХАРАКТЕРИСТИКИ ФРАНЦУЗСКОГО ДИСКУРСА 15 2.2 ТРУДНОСТИ АУДИРОВАНИЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ФРАНЦУЗСКИХ АУТЕНТИЧНЫХ ТЕКСТОВ 18 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

Психолингвистический анализ трудностей восприятия на слух аутентичного дидактического дискурса (на материале французского языка)

курсовая работа
Языки
25 страниц
86% уникальность
2014 год
75 просмотров
Смоленцева Н.
Эксперт по предмету «Французский»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 2 1. ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОРОЖДЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ УСТНОГО АУТЕНТИЧНОГО ТЕКСТА 6 1.1 ПОНЯТИЕ АУТЕНТИЧНОГО ДИДАКТИЧЕСКОГО ТЕКСТА И СПОСОБЫ ЕГО БЫТОВАНИЯ 6 1.2 ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИРОВАНИЯ КАК ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ 11 1.3 ТИПИЧНЫЕ ТРУДНОСТИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ АУДИРОВАНИИ 13 2. ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ НА СЛУХ ФРАНЦУЗСКОГО АУТЕНТИЧНОГО ТЕКСТА 15 2.1 ХАРАКТЕРИСТИКИ ФРАНЦУЗСКОГО ДИСКУРСА 15 2.2 ТРУДНОСТИ АУДИРОВАНИЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ФРАНЦУЗСКИХ АУТЕНТИЧНЫХ ТЕКСТОВ 18 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
Читать дальше
Актуальность данной темы курсовой работы обусловлена необходимостью разработки практических учебных материалов для поэтапного формирования навыков и умений аудирования лекций по специальности «Лингвистика», а также необходимостью исследования процесса аудирования и подъязыка «Лингвистика» с точки зрения современного когнитивно-дискурсивного подхода, учитывающего психолингвистические и экстралингвистические особенности порождения и восприятия высказывания. В последнее время обучение аудированию лекций по специальности стало одной из наиболее актуальных проблем методики преподавания РКИ, поскольку иностранные граждане, заинтересованные в получении специальности в России, ставят перед собой определенную цель, а именно -получить образование высокого качества в рамках выбранной специальности и в предельно короткие сроки. В решении этого вопроса в определенной степени помогает Общеевропейское пространство высшего образования (Болонский процесс), предполагающее большую мобильность студентов, что особенно важно в условиях, когда на факультеты довузовской подготовки учащиеся поступают в течение сентября, а иногда и вплоть до конца октября. Очевидно, что аудирование учебных лекций вызывает наибольшие трудности у иностранных студентов. Преподаватели, работающие на первых курсах вузов, отмечают, что студентыиностранцы имеют хорошие теоретические знания по грамматике русского языка, имеют большой запас слов, но плохо воспринимают русскую звучащую речь и поэтому часто не понимают содержания лекций по специальным дисциплинам, которые читаются в нормальном темпе, с обычной интонацией, свойственной русской речи. Процесс аудирования лекций происходит в условиях коммуникативного отстояния, т.


Дипломная работа по механике на заказ является подходящим решением для тех, кто не хочет писать работу самостоятельно. Доверьте ваш диплом профессиональным авторам Work5!


.е. несовпадения уровня языка лектора и студентов-иностранцев, а сами навыки, умения и психологические механизмы аудирования (одного из самых сложных видов речевой деятельности) зачастую не сформированы у студентов, недавно окончивших факультет довузовской подготовки. При этом отметим, что именно учебные лекции являются основной формой обучения на основных факультетах вуза (независимо от профиля обучения) и важнейшим источником приобретения знаний по специальности. Особое значение лекционная форма обучения имеет для студентов-русистов. Специфика обучения будущих лингвистов заключается в том, что изучение русского языка для них является не просто средством овладения специальностью, но и основой будущей профессиональной деятельности, здесь сливаются две основные цели изучения иностранного языка: практическое владение иностранным языком и получение знаний об иностранном языке. Профессиональная деятельность выпускников филологических факультетов может быть различной: научная работа, преподавание русского языка, перевод и др. Очевидно, что вышеперечисленные виды профессиональной деятельности требуют высокого уровня владения русским языком, достижение которого невозможно без активного участия в учебном процессе в вузе и, в частности, без эффективного аудирования лекций по специальности. Несмотря на актуальность этой проблемы, в отечественной методике остаются нерешенными вопросы, связанные с тем, как подготовить иностранных студентов к слушанию и пониманию лекций по специальности в реальном учебном процессе, при совместном обучении иностранцев с носителями языка. Кроме того, лекции гуманитарно-филологического цикла (в частности, по лингвистике), отличаются большой сложностью и своеобразием, что требует специальной подготовки к восприятию и пониманию этих лекций. В связи с вышесказанным цель настоящего исследования состоит в том, чтобы разработать серию упражнений для поэтапного формирования навыков и умений аудирования лекций по специальности «Лингвистика» у иностранных студентов-русистов, готовящихся к обучению на первом курсе филологического факультета российского вуза. Объектом исследования мы определяем процесс поэтапного формирования умений восприятия и понимания лекций по специальности у студентов-русистов на среднем этапе обучения (или на этапе предвузовской подготовки), т.е. в период обучения во втором семестре на факультете довузовской подготовки. При этом отметим, что именно учебные лекции являются основной формой обучения на основных факультетах вуза (независимо от профиля обучения) и важнейшим источником приобретения знаний по специальности. Особое значение лекционная форма обучения имеет для студентов-русистов. Специфика обучения будущих лингвистов заключается в том, что изучение русского языка для них является не просто средством овладения специальностью, но и основой будущей профессиональной деятельности, здесь сливаются две основные цели изучения иностранного языка: практическое владение иностранным языком и получение знаний об иностранном языке. Профессиональная деятельность выпускников филологических факультетов может быть различной: научная работа, преподавание русского языка, перевод и др. Очевидно, что вышеперечисленные виды профессиональной деятельности требуют высокого уровня владения русским языком, достижение которого невозможно без активного участия в учебном процессе в вузе и, в частности, без эффективного аудирования лекций по специальности. Объектом исследования является процесс поэтапного формирования умений восприятия и понимания лекций по специальности у студентов-русистов на среднем этапе обучения (или на этапе предвузовской подготовки), т.е. в период обучения во втором семестре на факультете довузовской подготовки. Предмет исследования включает в себя: 1) «фактор говорящего» - психологические механизмы порождения устного учебно-научного дискурса, а также его лингвостилистические особенности, обусловленные условиями коммуникации; 2) «фактор слушающего» - психологические механизмы восприятия и понимания устного учебно-научного дискурса, особенности внимания и памяти реципиента; 3) «фактор текста» - текст учебной лекции по «Лингвистике» (который рассматривается нами как продукт или результат функционирования устного учебно-научного дискурса); его лексико-грамматические особенности и структурно-смысловая организация, обусловленные, с одной стороны, спецификой подъязыка «Лингвистика», а с другой - устной формой функционирования лекции.

Читать дальше
Аудирование лекций по специальности является одной из основных форм обучения в вузе. При этом уровень сформированности аудитивных навыков и умений у студентов-иностранцев, равно как и уровень знаний лексико-грамматического материала не позволяет учащимся эффективно участвовать в процессе обучения. В связи с этим очевидна целесообразность целенаправленного и поэтапного обучения аудированию учебных лекций студентов, готовящихся к поступлению на I курс основного факультета, в течение всего периода обучения на факультете довузовской подготовки. Эффективность обучения аудированию определяется тем, насколько адекватно предлагаемая методика отражает специфику конкретного языкового материала и психологические особенности данного вида РД. Таким образом, для обучения аудированию лекций по специальности необходимо учитывать: а) психологические механизмы и трудности аудирования; б) специфику устного учебно-научного дискурса; в) языковое своеобразие лекций определенной дисциплины (в нашем случае «Лингвистики»), В связи с этим на первом этапе работы были записаны, расшифрованы и проанализированы аудиозаписи реальных лекций по дисциплинам «Введение в языкознание» и «Современный русский язык», читаемых на I курсе филологического факультета. В ходе проведенного анализа выяснилось, что учебная лекция по «Лингвистике» представляет собой устный объяснительный монолог с элементами диалога и обладает рядом лексико-грамматических особенностей, которые могут как облегчать, так и затруднять восприятие и понимание сообщения. В то время как письменная научная речь характеризуется обдуманным поиском языковых средств, их строгим отбором и исключает момент случайности, в устном дискурсе в силу его спонтанности и необратимости снижается возможность сознательного отбора языковых средств, требующая времени на поиск, что неизбежно сказывается на лингвистической стороне высказывания и ее интерпретации слушающим. На языковом уровне это выражается в использовании лектором предложений с именительным темы, инверсионным порядком слов, синтаксических контаминаций, заполнителей молчания и пр. В то же время, стремясь к большей доступности изложения, лектор намеренно использует языковые средства, структурирующие высказывание, которые служат опорами для восприятия лекции. В связи с этим при формировании навыков и умений аудирования следует предполагать опору на реальные особенности устного учебно-научного дискурса и целенаправленно обучать студентов распознавать и идентифицировать релевантные и нерелевантные элементы. Адаптация письменных текстов по специальности с целью подготовки учебных материалов по обучению аудированию предполагает не только снятие лексических трудностей и изменение объема текста, но и учет специфики устного дискурса, т.е. необходимость замены морфолого-синтаксических структур и средств связи, характерных для ПНР, средствами, типичными для устной научной речи. Необходимо также включать в учебные аудиотексты маркеры дискурса (как способствующие, так и препятствующие пониманию), что позволит приблизить процесс обучения к реальным условиям аудирования лекций по специальности. Поскольку необходимый уровень понимания лекции определяется сформированностыо навыков и умений отбирать основную информацию и переформулировать ее в свернутом виде при наличии ряда условий, отражающих реальные особенности устного учебно-научного дискурса (лингвистические трудности, структурно-смысловая организация, темп речи лектора, длительность лекции, высокая информативность устного научного текста), учебные материалы разрабатывались нами с учетом принципа постепенного нарастания трудностей (как языковых, так и психологических). Выбор функционально-коммуникативного блока в качестве основной единицы обучения и включение в учебные материалы лексико-синтаксических моделей, в которых реализуются различные типы ФКБ, позволяет создавать для слушающего вербальные и смысловые ориентиры. В результате опытного обучения было установлено, что знание учащимися типичных для конкретной дисциплины типов ФКБ является фактором, повышающим эффективность процесса аудирования, способствует развитию механизма вероятностного прогнозирования и, в конечном итоге, лучшему пониманию и запоминанию содержания текста. Развитие аудитивных умений не должно быть изолированным процессом - необходимо обучать аудированию в условиях взаимосвязанного обучения с учетом положительного влияния одних видов РД на другие. При этом важно учитывать, что упражнения на аудирование должны быть в большей степени обучающего, а не контролирующего характера. Важно формировать когнитивные умения поиска важной, детальной информации с одной стороны и умений игнорирования коммуникативно-незначимой информации с другой, учить студентов четко аргументировать свои ответы, доказывая их словами из прослушанного / прочитанного текста. Последнее способствует развитию автономности и самостоятельности учащихся в обучении, что особенно важно для обучения аудированию, где обратная связь с преподавателем существенно ограничена. Проведенное опытное обучение подтвердило эффективность разработанной методики. Результаты опытного обучения показали, что к концу курса уровень владения русским языком у студентов повысился: сформировалась лексическая база по изучаемой дисциплине, в значительной степени сформировался фонематический и интонационно-ритмический слух (на уровне предложения и группы предложений), закрепилась связь между зрительным и акустическим образом слова, развилось умение осознанного и развернутого формулирования основных положений прослушанного текста по специальности.
Читать дальше
1. Вавилина Н.Д. Бедность в России как социальное явление и социальная проблема. Новосибирск: СибАГС, 2000. 2. Голомидова М.В. Образ пространства и протранственные образы в названиях старого Екатинбурга // Известия Урал. гос. ун-та. 2001. № 20. С. 19–25. 3. Дружинина Ю.В., Серебрянникова О.В., Скалабан И.А. Социальное карти-рование как ресурс развития территории и повышения качества жизни: методологический аспект // Качество жизни населения в России и ее регионах. Новосибирск: НГТУ, 2009. С. 33–53. 4. Дружинина Ю.В., Серебрянникова О.В., Скалабан И.А. Социальное карти-рование территории и территориального сообщества: концепция, алгоритм, методика: отчет о выполнении инфраструктурного проекта «Социальное картографирование» региональной программы «Территория развития». Новосибирск, 2008. [Рукопись.] 5. Евтеев О. А. Проектирование и составление социально-экономических карт. М.: МГУ, 1999. 6. Замятин Д.Н. Географические образы мирового развития // Общественные науки и современность. 2001. № 1. С. 125–137. 7. Зеленцова Е. Креативные индустрии. Зарубежный опыт прикладных исследований // URL: http://www.isiksp.ru/actions/actions_our_konf_zelencova.html. 8. Линч К. Образ города. М.: Стройиздат, 1982. 9. Нанси Ж.-Л. Corpus. М.: Ad Marginem, 1999. 10. Организация системы работы с семьей в области профилактики социального сиротства на территории муниципального образования / Л. А. Осьмук, 11. И. В. Жданова, И. В. Раратюк, И. А. Скалабан и др. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2010. 12. Попов А.В. Роль культуры в формировании имиджа территорий: к вопросу о технологии культурного картографирования и планирования // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 13. Семенова В. Картографирование городского пространства: основные подходы к визуальному анализу // Визуальная антропология: городские карты памяти. М.: ООО «Вариант»; ЦСПГИ, 2009. С. 67–81. 14. Ярская-Смирнова Е.Р., РомановП.В. «Город затейный…» Калейдоскопическое жизненное пространство // Визуальная антропология: городские карты. М.: ООО «Вариант»; ЦСПГИ, 2009. С. 7–14. 15. Addams J. Hull House Maps and Papers. N. Y.: Thomas Y. Crowell & Co., 1895. Р. 3–23. 16. Canali C., Vecchiato L. Mapping the life space of children living in multi-problem families // IJCFW. 2010. Vol. 13. № 1–2. Р. 68. 17. Charles Booth online archive. Poverty maps of London. 2002 // URL: http://booth. lse.ac.uk/static/a/4.html#v. 18. Deliberative mapping: appraising options for addressing ‘the kidney gap’. Final report, submitted under the welcome trust’s programmer for novel methods in public consultation (2000–2003) / G. Davies, J. Burgess, M. Eames, S. Mayer, 19. K. Staley, A. Stirling, S. Williamson // Deliberative mapping. 2003. October. 20. Eisnor D. What is neogeography anyway? 2006. May 27 // URL: http://platial. typepad.com/news/2006/05/what_is_neogeog.html. 21. Guijt I., Woodhill J. Managing for impact in rural development: A guide for project. M & E. Rome, Italy: International Fund for Agricultural Development, 2002. 22. Korzybski A. Science and Sanity: a introduction to non-aristotelian systems and general semantics. Lakeville, Conn.: International Non-aristotelian Library Publishing Co., 1958. 23. Mapping and situation assessment of key populations at high risk of HIV in three cities of Afghanistan. SAR AIDS Human Development Sector. South Asia Region. The World Bank. 2008. April. Report № 23. 24. McConchie A. Lowe Mapping Mashups: Participation, Collaboration and Critique on the World Wide Web. A thesis submitted in partial fulfillment of the requirements for the degree of master of science in the faculty of graduate studies (geography) the university of British Columbia (Vancouver), 2008. October. 25. Mapping national capacity to engage in health promotion: overview of issues and approaches / M. Mittelmark, M. Wise, E. Woo Nam, C. Santos-Burgoa, E. Fosse, H. Saan, H. Spencer, K. Cho Tang // Health promotion international. 2006. Vol. 21. № 1. December. P. 91–98. 26. Trochim W., Kane M. Concept mapping: an introduction to structured conceptualization in health care // International Journal for Quality in Health Care. 2005. Vol. 17, № 3. P. 187–191. 27. Vajjhala Sh. “Ground Truthing” Policy: Using Participatory Map-Making to Connect Citizens and Decision Makers. Summer, 2006 // URL: http://www.rff. org/focus_areas/features/Pages/Participatory-map-making.aspx. 28. Vajjhala Sh. Mapping Alternatives: Facilitating citizen participation in development planning and environmental decision making. THESIS Submitted in partial fulfillment of the requirements for the degree of: Doctor of Philosophy. 29. Ирина Анатольевна Скалабан канд. ист. наук, доцент кафедры социальной работы и социальной антропологии Новосибирского государственного технического университета
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Гиляровский и Суворин о трагедии на Ходынском поле
Количество страниц:
10
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image