Содержание2 Введение3 1. Правовое положение женщин в средние века5 2. Воспитание благородных девиц и положение женщины в средневековом обществе15 3. Культ Прекрасной дамы18

Роль женщины в средневековой культуре (на примере Алионоры Аквитанской)

курсовая работа
История
30 страниц
80% уникальность
2014 год
289 просмотров
Земцов К.
Эксперт по предмету «История Мировая»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Содержание2 Введение3 1. Правовое положение женщин в средние века5 2. Воспитание благородных девиц и положение женщины в средневековом обществе15 3. Культ Прекрасной дамы18
Читать дальше
Главенствующее положение в средневековом обществе занимал мужчина. Подчиненное положение женщины определяла в основном религиозная доктрина, обвинявшая представительниц слабого пола в первородном грехе. Христианство нашло в отношении к женщине точку соприкосновения с варварским строем, вследствие чего она оказалась в подчиненном положении и в хозяйстве, и в церкви. Между тем, роль женщины в средневековом обществе значительна и определяется новым социальным статусом, который придал представительницам слабого пола феодализм. Рост этого нового статуса шел параллельно с процессом оформления супружеской семьи, становлением нового взгляда на взаимоотношения полон. Это были отношения духовного единения, заложенные в концепции христианского брака, эмоциональной близости и партнерства и рамках брачного союза. В основе этого партнерства лежал принцип взаимодополняемости, четко фиксирующий ролевые функции мужи и жены.


На сервисе Work5 написание курсовых на заказ в Омске - это просто.


. Согласно ему, идеалом женщины являлась смиренная, но пользующаяся авторитетом хозяйка — супруга и мать. Она должна была заботиться о воспитании наследников, тем самым сохраняя традиции рода, и править делами дома, оберегая его от любой опасности. С формированием идеала женщины связано развитие представлений о сфере возможных для нее занятий. Официальное неприятие женщин в сфере политики, административном управлении, профессиональных системах, не означало, однако, что они действительно были к этим делам непричастны. Достаточно часто женщина, особенно знатного происхождения, переступала существующие общественные барьеры и становилась спутницей мужчины, как в повседневной жизни, так и в политических событиях своей эпохи. Она разделяла судьбу своего супруга, являясь для него помощницей, советчицей и самым верным союзником в борьбе с врагами. Кроме этого, положение регентши, соправительницы, опекунши, как свидетельствуют многочисленные факты, открывало женщинам доступ к решению ответственных политических вопросов, касающихся управления страны, герцогства, города. 1. Правовое положение женщин в средние века Правовое положение мужчин и женщин в Средние века определялось установленными для них особыми правилами, правами и привилегиями. Важную роль играли географическое положение, принадлежность к общественному классу и этносу, а в случае с евреями и религия. Жизнь горожан обычно регулировалась городскими статутами, которые начали создавать в XII и XIII вв. Исключением были члены религиозных орденов, для которых большее значение имели церковные законы. В начале эпохи сельские жители центральной Европы жили по традиционным этническим законам, таким как Sachsеnspiegel, который был кодифицирован в 1200 г. и имел силу на севере Германской империи, и Schwabenspiegel на юге. В большинстве средиземноморских регионов продолжало применяться римское право, а в северной Франции преобладали соutumes, система традиционных прав и привилегий, позднее кодифицированных. Возросшая в позднем Средневековье социальная подвижность породила поистине непроходимые заросли противоречивых правовых актов, которые продолжали существовать во многих местах на протяжении веков. Во Франции, например, кларификация права не завершилась до введения нового кодекса во время и после революции (1789—1795), и даже тогда была только частичной. Почти все эти законы содержали особые указания для женщин, в большинстве — ограничивавшие их права как в семейной, так и в социальной сфере. Самым поразительным является почти всеобщее отрицание правовой компетенции женщин, которые рассматривались как опекаемые мужчинами их семей. Традиционное право Германии исключает всех женщин, свободных и рабынь, из всех видов общественных дел и взаимодействий. Они не могут появиться в суде, но могут быть представлены своими «опекунами», обычно отцом или мужем. В случае сиротства или вдовства опекунство переходило к ближайшему родственнику мужского пола по мужской линии. Обладатель этого статуса имел право не только выступать от имениподопечнойв суде, но также пользоваться и распоряжаться ее собственностью, наказывать ее за преступления с санкциями вплоть до смертной казни в крайних случаях, выдать ее замуж, если видел подходящую партию, и даже продать ее. Угнетенное положение женщин, существенно ограничивавшее их экономическую независимость и доступ к политической власти в качестве феодальной владычицы и монархини (хотя иногда женщины в позднем Средневековье и исполняли такие роли), было несколько облегчено в позднем Средневековье, особенно в западной и центральной Европе. Незамужние женщины в особенности приобрели большие права; кодексы законов XIII в. гарантировали им значительно большую свободу в принятии решений и действиях, чем старая германская система. В личной сфере, например, они могли свободнее располагать своей личной собственностью, а также быть опекунами своих малолетних детей. Замужние женщины, однако, оставались под опекой своих мужей, с возможными исключениями, если они занимались ремеслом или держали свою лавку самостоятельно. Статус старой девы или жены становился все важнее для свободы действий женщины. Хотя большая семья или клан никогда не исчезали как жизненная реальность в средневековой экономике и политике, институты брака и нуклеарной семьи набрали вес в позднем Средневековье, особенно в городах, где семьи часто были меньше и ограничивались двумя поколениями. Положение женщины внутри и вне семьи определялось более, чем когда-либо, статусом супруги и отношениями с супругом.

Читать дальше
Отражают ли общую практику рассказы о брачной жизни, где с одной стороны — власть, а с другой — подчинение? Некоторый свет на этот вопрос проливают документы XIV и XV вв. парижского епископского суда, учрежденного для рассмотрения, прежде всего, семейных дел. Неудивительно, что в большинстве случаев речь шла о жалобах жен на жестокое обращение мужей. Это показывает, что даже в аристократических кругах мужья присваивали себе неограниченное право наказывать, такое же, как у феодала по отношению к слугам. Но то, что уже с XIII в. в таких случаях жены или их семьи обращались в суд с требованием раздельного проживания или даже развода, показывает, что женщины не подчинялись ярму брака так охотно, как того желали теологи и светские моралисты. Другие случаи, когда жены вызывались в суд за оскорбления и избиения мужей, подтверждают подозрение, что женщины не всегда пассивно принимали супружескую дисгармонию и были способны защищать свои интересы, если необходимо, то и действием. Целенаправленное применение силы в конфликте, тем не менее, не было типичным; чаще они находились в словесной оппозиции, игнорируя распоряжения супруга или глумясь над ними, или же не повинуясь тайно. В судебных делах нередки случаи, когда женщинам напоминали их теоретическую обязанность подчиняться, которую они не соблюдали на практике. Абсолютам власть мужей, утверждавшаяся снова и снова и церковными, и светскими властями, была скорее идеалом патриархального общества, чем реальностью — как и их взгляд на брак в целом. Тем не менее, эта идеология создавала рамки, в которых проходили и повседневная жизнь женщин, и конфликты внутри и вне семьи. Особенно ясно репрессивная для женщин природа патриархальных властных структур обнаруживается в некоторых из уголовных дел, которые слушались судами позднего Средневековья. Обвиняемым женщинам часто вменялись попытки избавиться от мужей колдовством или отравлением. Неравное разделение власти между супругами часто должно было быть невыносимо для женщин; и у них все еще не было способа сбросить «ярмо брака». Общество делало мужей первой и основной инстанцией социального контроля над женами; это утверждалось не только светскими сводами законов, составлявшимися начиная с XIII в., но и церковным правом, которое подчеркивало ответственность мужа за жену. Эта доктрина нашла яркое отражение в праве мужа воспитывать и наказывать жену, поддерживаемом и светскими и церковными властями, и в мужской привилегии прелюбодействовать безнаказанно.
Читать дальше
Антология педагогической мысли христианского Средневековья: пособие для учащ. пед. колледжей и студентов вузов, в 2 т. Т. 2. Мир преломился в книге. Воспитание в средневековом мире глазами учёных наставников и их современников / Сост., ст. к разделам и коммент. В. Г. Безрогова, О И. Варьям. – М.: Аспект Пресс, 1994. Артамонов, С. Д. Литература средних веков / С. Д. Артамонов. – М.: просвещение, 1992. Ауэрбах, Э. Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе / Э. Ауэрбах. – М.: Прогресс, 1976. Бессмертный, Ю. Л. Жизнь и смерть в Средние века. Очерки демографической истории Франции / Ю. Л. Бессмертный. – М.: Наука, 1991. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. – М.: Большая российская энциклопедия; СПб.: Норинт, 2000. Вокруг света. № 8/1975. – 1975. Горбачёва, Л. М. Костюм средневекового Запада: от нательной рубахи до королевской мантии / Л. М. Горбачёва. – М.: ГИТИС, 2000. Граветт, К. Замок / К. Граветт. – М.: Дорлинг Киндерсли Лимитед, 1996. Гуревич, А. Я. Категории средневековой культуры / А. Я. Гуревич. – М.: Искусство, 1984. Гуревич, А. Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников (Exempla XIII века) / А. Я. Гуревич. – М.: Искусство, 1989. Гуревич, А. Я. Средневековый мир. Культура безмолвствующего большинства / А. Я. Гуревич. – М.: Искусство, 1990. Даркевич, В. П. Народная культура Средневековья: светская праздничная жизнь в искусстве IX-XVI веков / В. П. Даркевич. – М.: Наука, 1988. Де Люмо, Ж. Ужасы на Западе. / Ж. де Люмо. – М.: Голос, 1994. Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль (исследования и материалы): сб. науч. тр. Вып. 1, ч. 2 / Отв. ред. К. И. Салимова, В. Г. Безрогов. – М.: АПН СССР, 1990. Из истории культуры Средних Веков и Возрождения. – М.: Наука. 1976. Ильина, Н. Изгнание норманнов / Н. Ильина. – Париж, 1995. Историки эпохи Каролингов. – М.: Российская политическая энциклопедия, 1999. Альдебер, Ж., Бендер, Й. и др. История Европы / Ж. Альдебер, Й. Бендер, И. Груша и др.; перев. М. П. Дешевицина. – М.: Просвещение, 1996. История мировой культуры: наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение: курс лекций / Под ред. С. Д. Серебряного. – М.: РГГУ, 1998. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / Под ред. З. И. Васильевой. – М.: Academa, 2001. История средних веков. В 2-х т. / Ред. Е. А. Косминский, С. Д. Сказкин. – М.: Издательство политической литературы, 1952. История западноевропейской литературы. Средневековье и Возрождение / Под общ. ред. В. М. Жирмунского. – М.: Государственное педагогическое издательство, 1947. История французской литературы с древнейших времён до революции 1789 года. – М., Л.: Издательство Академии наук СССР, 1946. Кардини, Ф. Истоки средневекового рыцарства / Ф. Кардини; пер. с ит.; вступ. ст. В. И. Уколовой; общ. ред. В. И. Уколовой, Л. А. Котельниковой. – М.: Прогресс, 1987. Классы и сословия средневекового общества / Под ред. З. В. Удальцовой. – М.: Издательство Московского университета, 1988. Кондратьев, В. В. Боевое фехтование: зареченская школа, вторая ступень / В. В. Кондратьев. – М.: Ладога-100, 2004. Корсунский, А. Р. Возникновение Феодальных отношений в Западной Европе / А. Р. Корсунский. – М.: Издательство Московского университета, 1973. Косминский, Е. А. Проблемы английского феодализма и историографии Средних веков / Е. А. Косминский. – М.: Издательство Академии наук СССР, 1963. Котельникова, Л. А. Феодализм и город в Италии в VIII-XV веках / Л. А. Котельникова. – М.: Наука, 1987. Культурология. История мировой культуры / Ред. А. Н. Маркова. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. Латышина, Д. И. История педагогики: учебное пособие / Д. И. Латышина. – М.: Гардарики, 2003. – (История образования и педагогической мысли). Левандовский, Л. П. Карл Великий. Через империю к Европе / Л. П. Левандовский. – М.: Соратник, 1995. Ле Гофф, Ж. Другое Средневековье: время, труд и культура Запада / Ж. ле Гофф; пер. с фр. С. В. Чистяковой, И. В. Шевченко; под ред. в. А. Бабинцева. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2000. Ле Гофф, Ж. Цивилизация средневекового Запада / Ж. ле Гофф; пер. с фр.; общ. ред. Ю. Л. Бессмертного; послесл. А. Я. Гуревича. – М.: Прогресс, Академия, 1992. Мелетинский, Е. М. Средневековый роман. Происхождение. Классические формы / Е. М. Мелетинский. – М.: Наука, 1983. Мельвиль, М. История ордена Тамплиеров / М. Мельвиль; пер. с фр. Г. Ф. Цыбулько; науч. ред. М. Ю. Медведев. – СПб.: Евразия, 2000. Мелори, Т. Смерть Артура. В 3-х кн. / Т. Мелори; пер. с англ. – М.: Всесоюзный молодёжный книжный центр, 1991. Михайлов, А. Д. Французский рыцарский роман и вопросы типологии жанра в средневековой литературе / А. Д. Михайлов. – М.: Наука, 1976. Мишо, Г. История крестовых походов / Г. Мишо; пер. с фр. С. Л. Клячко. – Центр творческого развития МГП ВОС, 1995. Наука и жизнь. № 9/2004. – 2004. Пискунов, А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: учебное пособие для студентов пед. институтов, 2-е изд., перераб. / Сост. и авт. вводных статей А. И. Пискунов. – М.: Просвещение, 1981.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Гиляровский и Суворин о трагедии на Ходынском поле
Количество страниц:
10
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image