Очевидно, что организация закупок материальных ресурсов является одним из важных этапов коммерческой деятельности предприятия. Работа по организации и планированию закупок материальных ресурсов осуществляется с целью создания условий для бесперебойной работы предприятия в условиях полной обеспеченности материальными ресурсами.
В процессе управления материальными ресурсами, предприятием выполняются функции планирования потребности в материальных ресурсах, организация их приобретения, осуществляется регулирование всех процессов связанных с приобретением и контролем процессов управления материальными ресурсами.
Процесс планирования закупок осуществляется с целью гарантировать надежную поставку товаров высокого качества, требуемого магазину объема, в установленное время, от квалифицированных поставщи¬ков, с высоким уровнем сервиса и по выгодной цене.
В условиях рынка у предприятий возникает право выбора поставщика, а значит, и право закупки более эффективных материальных ресурсов. Это заставляет снабженческий персонал предприятия внимательно изучать качественные характеристики продукции, поставляемой различными поставщиками.
Основными критериями выбора поставщика является цена, качество продукции и сроки поставки, а так же надежность поставок. При этом обязательным условием для заключений сделки купли-продажи является наличие качественных удостоверений и деклараций о соответствии.
Так же в организации закупок материальных ресурсов важен процесс приемки товара по количеству и качеству в соответствии с установленными инструкциями П-6 и П-7.
Однако существуют и проблемы функционирования системы управления закупочной деятельности компании. К ним относятся:
- низкий уровень качества определения потребительского спроса на товар;
- установление необоснованно высокого уровня обслуживания по всем товарным группам и потребителям;
- отсутствие контроля за запасами и игнорирование известных моделей управления запасами;
- в функционале коммерческого директора, в частности, функция управления закупками и стимулирование продаж отдана коммерческому директору, цель которого - максимизация выручки.
Перечисленные проблемы приводят к экономически неэффективному уровню запасов и высоким транспортным издержкам, неспособности быстро и адекватно реагировать на потребности клиентов, оперативно осуществлять процесс закупки товаров, максимально синхронизировать входящие и исходящие потоки в компании.
Розничное торговое предприятие ИП Черкасова магазин «Визит» не имеет идеальной модели организации закупок товаров. Все функции по закупочной деятельности директор возлагает на себя, в штате магазина «Визит» нет ни одного сотрудника отдела сбыта. Тем самым существует риск, потери прибыли, по причине неточного выявления потребности и правильного прогнозирования.
В процессе исследования предприятия ИП Черкасова И.В. магазин «Визит», нами были разработаны и предложены следующие рекомендации:
1. Ввести должность специалиста по снабжению и переложить на него полномочия по поиску и изучению поставщиков, а так же все коммуникации с поставщиками в процессе организации закупочной деятельности.
2. Ввести постоянный стратегический анализ товарных запасов и вариантов закупок для наиболее точного и правильного прогнозирования.
3. Установить специализированное программное обеспечение «1С Закупка и снабжение», с целью автоматизации процессов закупки и сокращения времени на ее осуществление.
4. Исключить систему оплаты наличностью из кассы. Оплату проводить одним уполномоченным на то сотрудником, специально выделенными средствами на закупку товара, а так же вести учет по расчетам с поставщиками подтверждая квитанциями (чеками, расписками и т.д.) об оплате.
5. В процессе разработки стратегии закупочной деятельности обращаться к интернет – ресурсам, а именно:
- рассматривать предложения интернет – аукционов;
- посещать снабженческие порталы;
- посещать торговые площадки;
- работать по электронным каталогам;
- в работе с поставщиками применять интернет коммуникации;
- а так же посещать форумы торговых организаций.
6. Больше работать с компаниями производителями, на условиях долгосрочного договора, на условиях покупки годового объема продукции с поквартальной разбивкой, причем сроки поставки поквартальных партий следует установить минимум раз в месяц.
7. Изучить и расширить список поставщиков молочной продукции. А именно проанализировать предлагаемый ассортимент и условия заводов изготовителей «Вимм-Билль-Данн» и «Данон».
8. Установить специализированное, считывающее штриховые коды, оборудование и программу «1С», с целью сокращения времени на реализацию, приемку, учет и закупку товаров.
9. Ввести в свою деятельность, проведение ABC-XYZ анализа с целью рацианального управления закупками.
10. Установить «1С: Торговля» версию 8.0. для проведения аналитических отчетов: анализа оборачиваемости активов, группировке активов по методу АВС и XYZ.
Таким образом, в соответствии с поставленной целью данной работы, нами были разработаны методы по совершенствованию организации закупок материальных ресурсов на предприятии ИП Черкасова И.В. магазин «Визит».
Итак, применение этих методов на практике магазина «Визит», позволит осуществлять организацию закупок материальных ресурсов на профессиональном уровне в кратчайшие сроки, а так же используя новейшие методы обеспечения материальными ресурсами, сократит издержки.