Безусловно, Россия и Европейский союз является важнейшими партнерами во многих областях.
Официальное начало сотрудничеству сторон было положено в 1994 году, когда было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве. С принятием данного Соглашения была основана правовая база взаимоотношений России и ЕС.
В основу сотрудничества были положены определенные цели и задачи. Но, несмотря на такой позитивный «разгон» в отношениях, затем дальнейшее развитие сотрудничества проходило очень медленными темпами из-за присутствия многих политических разногласий между сторонами.
Однако с 2000 года отношения вновь стали активно развиваться. В 2005 году на очередном саммите Россия-ЕС были приняты «дорожные карты» по четырем общим пространствам, которые подразумевали конкретные меры и методы по реализации совместных задач.
Следующим важным этапом в развитии отношений России и ЕС стала инициатива «Партнерство для модернизации», принятая сторонами в 2010 году. Данная инициатива была нацелена на дальнейшее сближение сторон и развитие более эффективного взаимодействия во всех сферах.
Это означало, что отношения должны были выйти на абсолютно новый уровень. Кроме того, анализируя взаимоотношения России и ЕС, необходимо было рассмотреть данное сотрудничество в контексте внешнеполитических приоритетов России.
Для этого в нашей работе были проанализированы концепции внешней политики Российской Федерации. Необходимо отметить, что во всех этих концепциях европейское направление является вторым по приоритетности после региона СНГ.
И это неслучайно, ведь Россия всегда была близка Европе географически, исторически и в культурном плане. По мере анализа концепций можно проследить, что сотрудничество между Россией и ЕС постоянно развивалось, охватывая новые направления и сферы.
Однако основной акцент в нашей работе был сделан на анализе новой Концепции внешней политики РФ, принятой в феврале 2013 года. Несмотря на ее схожесть с предыдущими концепциями, можно отметить, что в данном документе еще больше подчеркнута необходимость развивать эффективное сотрудничество России с ЕС.
Россия намерена идти дальше по пути сотрудничества и решать все имеющиеся проблемы. Таким образом, содержание всех документов, отражающих внешнеполитические приоритеты России, позволяет судить о том, что Евросоюзу всегда уделялось огромное влияние, как основному экономическому партнеру.
Однако если взглянуть на современное состояние взаимоотношений, то нужно отметить, что, к сожалению, определенных сдвигов не произошло, а заявленные цели не были реализованы. Было неоднократно подчеркнуто, что данные взаимоотношения зашли в тупик.
Для того чтобы взглянуть на причину значительного ухудшения состояния отношений, в работе были рассмотрены основные проблемы, которые стоят на пути дальнейшего развития сотрудничества России и ЕС. Одной из таких проблем, безусловно, является проблема заключения нового базового соглашения взамен Соглашению о партнерстве и сотрудничестве, подписанном в 1994 году и вступившем в силу в 1997 году.
Стороны осознают необходимость пересмотра данного соглашения в связи с внутренними трансформациями России и ЕС, произошедшими за это время, а также в связи с тем, что старое соглашение более не отвечает содержанию современного сотрудничества. Однако, несмотря на то, что в 2006 году стороны наконец-то решили взаимодействовать по данному вопросу, различные препятствия помешали дальнейшему диалогу по данной проблеме.
На данном этапе Россия и ЕС не могут достичь компромисса по поводу содержания нового соглашения. Следующей важной проблемой, которую необходимо осветить, является энергетическое сотрудничество России и ЕС.
Несмотря на то, что данная сфера является ключевой в отношениях России и ЕС, и стороны заинтересованы в эффективном сотрудничестве в данной области, тем не менее, и здесь есть много противоречий. В первую очередь, они связаны с принятием в ЕС «третьего энергопакета», который идет вразрез с интересами и деятельностью «Газпрома» в Европе.
ЕС настаивает на том, что Россия должна играть по европейским правилам, однако в России данный «третий пакет» воспринимается резко негативно, и соответственно Москва не желает идти на уступки. Однако позитивным сдвигом в энергетическом сотрудничестве можно считать принятие «дорожной карты» энергетического сотрудничества России и ЕС до 2050 года в марте этого года, в которой прописаны основные принципы и направления энергодиалога сторон и подчеркнута их взаимная заинтересованность в продвижении взаимовыгодного сотрудничества.
И, наконец, еще одним камнем преткновения в отношениях России и ЕС является визовая проблематика, а именно продвижение к безвизовому режиму. Несмотря на то, что данная проблема обсуждается еще с 2002 года, официальные переговоры по этому вопросу начались лишь в 2007 году.
Стороны осознали, что значимых препятствий на пути к отмене визового режима нет, и в 2011 году был утвержден «Перечень совместных шагов по переходу к безвизовому режиму краткосрочных поездок граждан России и ЕС». Данный документ был опубликован совсем недавно в этом году, и он содержит основные пункты и принципы, по которым договорились Россия и ЕС.
Реализация данных совместных шагов приведет впоследствии к переходу к безвизовому режиму. Однако у России и ЕС есть ряд разногласий по реализации данного документа, в частности касательно служебных паспортов.
Но сравнительно недавно стало известно, что в ЕС готовы пойти на уступки по данному вопросу, что, безусловно, является позитивным сдвигом в решении визовой проблемы. Наличие ряда проблем и противоречий между Россией и ЕС говорит о том, что сторонам еще много предстоит работать над тем, чтобы построить эффективное взаимовыгодное сотрудничество.
Однако, рассматривая перспективы дальнейшего взаимодействия России и ЕС, трудно четко обозначить, как будут в дальнейшем развиваться данные отношения. Существует несколько точек зрения на этот счет.
С одной стороны, наличие крепких экономических связей с Евросоюзом, а также историческая, культурная и географическая близость России и ЕС позволяют говорить о том, что у сторон есть огромный потенциал для эффективного сотрудничества во всех областях. В будущем возможно создание зоны свободной торговли между сторонами, что в конечном итоге должно привести к созданию общего экономического пространства.
С другой стороны, существует и другая точка зрения, что в данный момент Россия и ЕС испытывают значительное охлаждение в отношениях. Прошло уже достаточное количество времени, а цели и задачи, поставленные в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве и в «дорожных картах» так и не были реализованы.
Более того, существующие противоречия и разногласия значительно уменьшают возможность развития взаимовыгодного сотрудничества в будущем. Более того, учитывая современные глобальные тенденции и изменения на мировой арене, объективное снижение роли и влияния Старого Света в мировой политике и экономике, а также смещение экономических центров в сторону Азии, многие эксперты отмечают необходимость пересмотра внешнеполитических приоритетов и роли сотрудничества с ЕС.
Все более распространено мнение, что ЕС является важным приоритетом, но совсем не единственным. Возросшая степень интеграции на постсоветском пространстве говорит о том, что Россия неизбежно будет стремиться использовать потенциал этих стран для того чтобы укрепить свои позиции на мировой арене.
И если раньше Евросоюз рассматривал сотрудничество с Россией как с «младшим партнером», то теперь Россия выступает в качестве равноправного партнера и, более того, в качестве центра интеграционного объединения, что, безусловно, должен учитывать Евросоюз. Таким образом, очевидно, что теперь отношения будут развиваться в принципиально изменившейся ситуации.