Позитивные социальные и экономические изменения в жизни страны, направленные на повышение уровня общественной и личностной свободы, требуют новых, в дополнение к традиционным, подходов к прокурорскому надзору. Необходима дальнейшая разработка теоретических основ процедур надзорной деятельности с перспективой их дальнейшего законодательного закрепления. В качестве направлений исследований можно предложить рассмотрение вопросов законодательной регламентации процедуры принятия решения о проведении проверки, основанного на всестороннем анализе состояния законности, привлечения к проверкам специалистов, оплаты их труда, оформления итогов проверки, применения мер прокурорского реагирования с исключением их дублирования. Заслуживают внимания также вопросы ответственности прокуроров за нарушения прав юридических и должностных лиц при осуществлении надзора.
На эффективность деятельности органов прокуратуры также отрицательно влияет ограниченность их полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, общества, государства в различных сферах. Практика свидетельствует, что в современных условиях необходимо задействовать дополнительные механизмы правовой защиты личности, что может быть достигнуто за счет расширения полномочий прокуроров по инициированию возбуждения гражданского дела. Действующий процессуальный закон (ст. 45 ГПК) предоставляет прокурору право обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан лишь по узкому кругу дел.
Возможности прокуратуры по защите прав участников уголовного судопроизводства существенно ограничиваются из-за изъятия у прокурора ряда полномочий. Прокурор лишен права возбуждать уголовные дела по выявленным нарушениям закона с признаками уголовно наказуемого деяния, проводить расследование, принимать решение об избрании и применении мер процессуального принуждения. Значительно сократился объем полномочий по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, большая часть из которых была передана руководителю следственного органа. Это нисколько не способствовало улучшению защиты прав граждан, напротив, налицо ухудшение состояния законности в досудебных стадиях уголовного судопроизводства. Количество нарушений закона в этой сфере в 2012 г. по сравнению с 2011 г. увеличилось на 21% и превысило 5 млн.
Учитывая международный и российский опыт, а также рекомендации Совета Европы, полагаем, что дальнейшее развитие правового статуса прокурора в уголовном судопроизводстве должно идти по пути оптимизации его полномочий посредством предоставления права возбуждать уголовные дела по результатам своих проверок, давать следователю обязательные для исполнения письменные указания, расследовать преступления, совершенные отдельными категориями должностных лиц, прекращать уголовные дела.
Негативно на возможности выявления нарушений законов о противодействии коррупции влияют недостаточные полномочия прокуроров по истребованию информации по счетам и вкладам физических лиц, сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним, об участии в управлении коммерческими и иными организациями, а также иных сведений в отношении государственных (муниципальных) служащих. Необходимо в Гражданском и Налоговом кодексах РФ, Федеральных законах от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности", от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" предусмотреть соответствующие полномочия прокуроров.
Важным условием повышения эффективности прокурорского надзора является соответствие структуры органов прокуратуры стоящим перед ними целям и задачам. Инициированные в течение последних лет Генеральной прокуратурой РФ организационные меры способствовали существенной интенсификации надзорной деятельности. В частности, с учетом важности задач по улучшению условий ведения бизнеса и обеспечению его гарантированной защиты изменена структура органов российской прокуратуры в части осуществления надзора за соблюдением прав и законных интересов предпринимателей. В 2012 г. в Генеральной прокуратуре РФ создано специальное управление по надзору за соблюдением прав предпринимателей. Аналогичные подразделения образованы во всех прокуратурах субъектов Федерации. Их основными задачами являются обеспечение свободы экономической деятельности, благоприятного инвестиционного климата, снижения административного давления со стороны органов власти, соблюдения законности при проведении проверок хозяйствующих субъектов, а также предупреждение рейдерских захватов собственности.
Однако во многом остаются нерешенными вопросы организации надзора за исполнением законов межрегиональными территориальными органами федеральных органов государственного контроля при несовпадении их юрисдикции с органами прокуратуры. Нередко юрисдикция территориальных органов контроля распространяется на несколько субъектов Федерации. Представляется, что проверки исполнения законов такими органами необходимо проводить силами управлений Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах с привлечением прокуроров субъектов Федерации, в которых находятся подразделения этих органов, при координирующей роли заместителя Генерального прокурора РФ в федеральном округе.
Накопленный российской прокуратурой опыт реализации правозащитной деятельности посредством надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов подтверждает прогрессивность и позитивную роль прокуратуры в решении задач обеспечения законности. Эту традицию надо поддерживать. Во многом благодаря аргументированной позиции Генеральной прокуратуры РФ в основных документах Комитета Министров Совета Европы закреплены международные принципы и стандарты правозащитной деятельности прокуратуры вне уголовно-процессуальной сферы.
Таким образом, прокурорский надзор остается важным, актуальным, динамично развивающимся видом прокурорской деятельности, позволяющим эффективно решать задачи защиты прав и свобод личности, общества, государства.