Таким образом, на основе ознакомления с некоторой учебной и иной литературой по данной теме можно сделать определенные выводы.
В гитлеровское время Германия стала "judenfrei" ("свободной", "очищенной" нацистами от евреев) – это слово ныне знают многие, даже не говорящие по-немецки. Откуда же взялось немецкое еврейство послевоенного времени? И что здесь значит "русский компонент" – эмигранты из СССР горбачевской поры?
К 1989 году еврейские общины насчитывают где-то порядка 28-29 тысяч членов, и не исключено, что к сегодняшнему дню, если бы не было большой перестроечной «волны» из бывшего Советского Союза, еврейство бы в Германии перестало существовать – чисто демографический фактор... Количество евреев, оказавшихся в Германии после войны, фактически совпадало с количеством людей, приехавших из бывшего Советского Союза на сегодня. То есть, было порядка 220-250 тысяч человек, в основном бывшие "displaced persons" – люди, которые были в лагерях для перемещенных лиц в Германии после войны, пережившие чудом Холокост, и абсолютное большинство этих людей и их семей покинули Германию, потому что они смотрели на нее только как на возможность пересидеть какое-то время, чтобы потом отбыть в Израиль, в Америку и в другие страны.
Но некоторые остались по разным причинам. И эти некоторые, их было мало, с одной стороны, с другой стороны, сам факт их присутствия был очень важным парадоксом. Потому что еврейство в Германии с точки зрения всего мира, не только еврейского мира, а просто мира быть не могло, и не должно было после войны. Но эти люди остались.
Проблема была в том, что идентифицировать себя со страной не мог фактически никто из них. И есть Центральный совет евреев в Германии, не немецких евреев, а евреев в Германии – так называется до сих пор. Это очень важный элемент понимания того, что еврейство в Германии было очень промежуточным элементом.
Но откуда же взялись евреи в послевоенной Германии? Довоенные либо погибли в ходе "окончательного решения еврейского вопроса" в лагерях, либо эмигрировали. Конечно, еврейство в Германии, послевоенное, это абсолютно не было гомогенным процессом, и польские "displaced persons" (перемещенные лица) не составляли только это еврейство. Потому что были волны еще после будапештских событий, после пражских событий, после волны антисемитизма в Польше и так далее. То есть до конца 60-х годов было еще две-три небольших миграции в Германию. Вот это все дорусское, так сказать, время.
Потом – доперестроечная волна. Где-то с 1972 по 1988 год порядка 3,5 тысяч евреев бывшего Советского Союза приехали в Германию, в основном это был Западный Берлин, и приехали они через Вену. Известный многим вашим слушателям процесс, когда люди по израильским визам выезжали и потом с помощью ХИАС (тоже известное слово - Hebrew Immigrant Aid Societ) они оказывались в Берлине. В Западном Берлине была специальная договоренность, в соответствии с которой сенат города принимал этих людей.
В целом результаты эмиграции советских евреев в Германию для самой Германии позитивно, но существуют проблемы, возникшие вследствие неверных исходных представлений как со стороны самих эмигрантов о Германии, так и у принимающей стороны о тех, кому был разрешен въезд.
Многие немолодые эмигранты сидят на пособии. Правительство Германии, разрешая эмиграцию, исходило из того, что впускает верующих евреев и возрождает таким образом еврейскую жизнь, и поддерживает еврейские общины. Все остальное никто не продумывал.
Сами же эмигранты, средний возраст которых был в районе 40 лет, представляли, насколько трудно им будет найти себе применение на весьма закрытом немецком рынке труда. В результате большой процент людей с высоким образовательным цензом, просто научные работники, профессора, инженеры и так далее оказалась перед непреодолимыми трудностями, так как германская сторона не имела программ, которые помогли бы именно этим людям найти свое место в немецких структурах.
Совсем иная картина у тех, кто приехал в школьном и студенческом возрасте – здесь все идет замечательно. Дети еврейской эмиграции из СССР, как правило, лучшие ученики в гимназиях, лучшие студенты, они заканчивают вузы, быстро находят работу и делают карьеры.
Что до еврейской жизни как таковой, то там потребовалось организовать процесс приобщения эмигрантов к еврейским религиозным ценностям, и в разных общинах этот процесс проходит по-разному. Поэтому, подытоживая, можно сказать, что правительство Германии в целом не продумало до конца, что за группу людей, которыми она намеревалась усилить еврейские общины, что за группу Германия принимает, и что для нее является необходимым. Именно это и стало причиной многих проблем эмигрантов.
Дети эмигрантов уже заметны в немецкой жизни. Многие из них, например, стали юристами, адвокатами, прокурорами, судьями. Среди выходцев из этой эмиграции есть уже и популярные немецкие писатели, как, например, Владимир Каминер и Лена Горелик. Но и в поколении более старшем есть свои достижения. Два полученных в СССР образования – медицинское и музыкальное – оказались более чем конкурентоспособными. Фактически все приехавшие врачи, независимо от возраста, в Германии работают. Большой процент успешных карьер и у музыкантов.