Введение 2 Глава 1. Теоретические аспекты речевой готовности детей к обучению в школе. 8 1.1. Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста. 8 1.2. Программы ДОУ по формированию речевой готовности к школьному обучению. 16 Глава 2. Программа творческого объединения «Любознайка» по формированию речевой готовности детей к обучению в школе. 23 2.1. Цели и задачи программы. 23 2.2. Проект программы. 26 2.3 Апробация программы кружка «Любознайка» в подготовительной группе МКДОУ детский сад «Берёзка» п. Гари Свердловской области. 44 Глава 3. Экспериментальное исследование детей в подготовительной группе МКДОУ д/с «Берёзка» п. Гари Свердловской области 47 3.1. Организация и методики исследования 47 3.2. Анализ результатов исследования 53 Заключение 76 Список источников 80 Выступление на защиту

Развитие речевой готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста в кружке "Любознайка"

дипломная работа
Педагогика
80 страниц
93% уникальность
2014 год
73 просмотров
.
Эксперт по предмету «Дошкольная педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 2 Глава 1. Теоретические аспекты речевой готовности детей к обучению в школе. 8 1.1. Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста. 8 1.2. Программы ДОУ по формированию речевой готовности к школьному обучению. 16 Глава 2. Программа творческого объединения «Любознайка» по формированию речевой готовности детей к обучению в школе. 23 2.1. Цели и задачи программы. 23 2.2. Проект программы. 26 2.3 Апробация программы кружка «Любознайка» в подготовительной группе МКДОУ детский сад «Берёзка» п. Гари Свердловской области. 44 Глава 3. Экспериментальное исследование детей в подготовительной группе МКДОУ д/с «Берёзка» п. Гари Свердловской области 47 3.1. Организация и методики исследования 47 3.2. Анализ результатов исследования 53 Заключение 76 Список источников 80 Выступление на защиту
Читать дальше
Уникально и неповторимо явление человеческой речи, связного и осмысленного слова. Слово в религиозном сознании считается основой и началом жизни. «Вначале было Слово» [1] - сказано в Библии. Материалистическая философия, хотя и придерживается принципиально иного взгляда на мир, но подтверждает основополагающую роль языка в существовании сознания. По словам К. Маркса, «Язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание, и, подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми» [23]. Великим русским ученым И.


За выполнение курсовых работ на заказ в Новосибирске на нашем сервисе не придётся краснеть.


.П.Павловым была открыта физиологическая основа мышления человека. Мышление, по Павлову – это продукт совместной деятельности, которую осуществляют две сигнальные системы. Первую сигнальную систему составляют условно-рефлекторные связи, формируемые в коре человеческого мозга под воздействием раздражителей, которые поступают в мозг через рецепторы из внешней среды. Важнейшее значение принадлежит второй сигнальной системе – это особая условно-рефлекторных связей, свойственная только людям. Эта система формируется в высших отделах центральной нервной системы и работает на основании деятельности первой сигнальной системы [20]. В трудах известного психолога Л.С. Выготского подчеркивается, что развитие речи ребенка зависит от средств мышления и его социально-культурного опыта. Процесс развития речи ребенка обозначает собой овладение такими средствами мышления, которые принято называть знаковыми (языковыми). Ребенок общается со взрослыми и сверстниками, познает окружающий мир и таким образом овладевает знаковыми средствами мышления [5]. В работах Ж. Пиаже содержится обоснование когнитивного (интеллектуального) базиса речевого развития. Как утверждает Пиаже, важнейшая предпосылка для возникновения речи у детей возникает тогда, когда у них в достаточной степени развивается сенсомоторный интеллект [31]. Обучить ребенка ориентировке в окружающей действительности можно только в том случае, если у него должным образом сформировано мышление. Развитие же мышления имеет неразрывную связь с речевым речи и словарным запасом ребенка. Развитие интеллекта детей невозможно без обогащения их словарного запаса [2]. Необходимо уделять самое пристальное внимание становлению интеллекта ребенка дошкольного возраста. Без этого невозможно воспитать в них основы морали и нравственности, сформировать созидательное начало, пробудить творческую активность. Дошкольный возраст - время закладывания основ. Именно в этом возрасте формируется тот фундамент, на котором впоследствии вырастет нравственность, интеллект, образование, культура и мировоззрение человека, будущего гражданина своей страны. Так как развитие детской речи является основой общего развития личности ребенка, то занятия, направленные на речевое совершенствование, будут способствовать общему личностному росту детей. Необходимо развивать и совершенствовать психические процессы и качества ребенка. Уровень развития речи, восприятия, внимания, мышления, воображения, памяти являются показателями, характеризующими психическое развитие ребенка. Оптимальными возможностями для формирования этих качеств обладают дети именно дошкольного возраста. Развитие дошкольников происходит параллельно и взаимосвязано с развитием речи. Таким образом, обогатить речь детей – значит задействовать основной фактор, влияющий на развитие осмысленного восприятия [22]. Актуальность данного исследования в том, что речевое развитие детей дошкольного возраста является непременным условием и характерным показателем общего психологического развития ребенка, его готовности к обучению в школе. Практическая ценность данного исследования состоит в том, что его результаты могут принести пользу в процессе разработки и осуществления практик по речевому развитию и подготовке к школе для детей старшего дошкольного возраста. Проблему развития речи детей дошкольного возраста при подготовке к школьному обучению исследовали различные ученые – педагоги, психологи, дефектологи, такие как Р.Е Левина, А.В. Ястребова, Е.М.Мастюкова, О.Н.Усанова, В.П.Глухов, Н.А.Никашина, Т.Б.Филичева, Ю.Ф.Гаркуша, Э.Л.Фигередо, Т.Н.Синякова, Л.И.Белякова, Ю.А.Элькин, М.А.Фотекова,В.А.Ковшикова, Г.В.Чиркина, Н.С.Жукова, В.К.Воробьева, Т.А.Ткаченко и т.д. Так, В.К.Воробьевой была разработана методика поэтапного формирования умений и навыков связной речи [4]. В работах С.А. Мироновой описана методика развития прямой речи [25]. В трудах Н.А.Никашиной раскрыты методы формирования повествовательной речи у детей [28]. В работах Т.А. Ткаченко описаны методики обучения детей старшего дошкольного и подготовительного возраста навыкам описательного рассказа [38]. В работах В.П. Глухова [6], в исследованиях, проведенных Т.А. Сидорчук [32] описываются методы обучения ребенка навыкам творческого рассказывания. А.В.Ястребовой были изложены методы коррекционно-развивающего обучения связной речи, методики формирования полноценной речевой деятельности [49]. В работах Т.Б.Филичевой выделены основные методы развития речи детей [45]. Целью данной дипломной работы является разработка программы занятий кружка «Любознайка», направленного на развитие речи детей старшего дошкольного и подготовительного возраста и подготовку к школьным занятиям. Объектом дипломной работы является развитие речи детей дошкольного возраста. Предмет курсовой работы – разработка программы занятий в кружке с целью развития речи у детей дошкольного возраста. Задачи исследования: 1. Изучение особенностей речевого развития детей старшего дошкольного возраста. 2. Обзор программ ДОУ по формированию речевой готовности к школьному обучению. 3. Цели и задачи программы творческого объединения «Любознайка» по формированию речевой готовности детей к обучению в школе. 4. Проект программы творческого объединения «Любознайка» по формированию речевой готовности детей к обучению в школе. 5. Апробация программы кружка речевого развития «Любознайка» в подготовительной группе МКДОУ детский сад «Берёзка» п. Гари Свердловской области. 6. Организация и методики экспериментального исследования детей подготовительной группы МКДОУ детский сад «Берёзка» п. Гари Свердловской области до начала и после завершения курса занятий в кружке «Любознайка». 7. Анализ результатов экспериментального исследования детей подготовительной группы. Гипотеза исследования. При активном и целенаправленном обучении детей старшего дошкольного возраста по специально разработанным методикам развития речи уровень речевой подготовки дошкольников существенно улучшается. Методологическая основа исследования - общенаучные теоретические методы исследования, в том числе изучение и анализ психолого-педагогической и методической научной литературы, а также практические методы исследования – специальные психологические тесты, определяющие уровень развития речи детей старшего дошкольного возраста. Структура исследования следующая: введение, три главы, в состав которых входят семь параграфов, заключение и библиографический список литературы. Экспериментальная база исследования – муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Березка» поселка Гари Свердловской области.

Читать дальше
В Концепции дошкольного воспитания отмечается особенная важность речевого развития в процессе воспитания дошкольника: «Реализация специфических возрастных возможностей психического развития происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности - речевом общении, игре, рисовании, конструировании, музыкальной деятельности и др. Организация этих видов деятельности, руководство ими, забота об их совершенствовании, о приобретении ими коллективного и свободного самодеятельного характера должны постоянно находиться в центре внимания педагогов»[14]. Вообще, развитие речи ребенка - есть один из важнейших показателей его психического развития [15]. В современных условиях вопросы развития речи у детей перед поступлением в школу приобрели особую актуальность – большое количество научных работ педагогов, психологов, дефектологов исследуют проблему формирования речи у детей старшего дошкольного возраста. Дети дошкольного возраста из-за недостатков развития речи могут страдать определенными недостатками и в поведении, и в общении, так как связная речь играет чрезвычайно важную роль во всестороннем развитии детей, более того – она является необходимым условием этого развития. В данной работе была разработана методика развития речи детей старшего дошкольного возраста в кружке «Любознайка». Апробация курса занятий была проведена в детском саду «Березка» п. Гари Свердловской области. Перед началом занятий в кружке путем эксперимента был определен уровень развития речи детей. По итогам занятий тестовое исследование уровня развития речи дошкольников было проведено еще раз. Сравнение результатов исследования показало, что уровень развития речи детей значительно вырос. Значительно улучшились такие показатели, как общее развитие речи ребенка, состояние связного высказывания, понимание речи взрослого, состояние развития контекстной речи, умение составлять связный рассказ по картинке. Цель данной дипломной работы достигнута - разработана программа занятий кружка «Любознайка», направленного на развитие речи детей старшего дошкольного и подготовительного возраста и подготовку к школьным занятиям. Гипотеза о том, что специальные занятии помогают повысить уровень речевой готовности детей к школе, выдвинутая в начале работы, нашла свое подтверждение. Эксперимент, проведенный на базе МКДОУ Детский сад «Березка» п. Гари Свердловской области г. Москвы, позволяет констатировать безусловную эффективность применения занятий в кружке «Любознайка» для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Кроме того, результаты эксперимента позволяют с уверенностью говорить о значительном положительном влиянии на развитие детей работы сотрудников МКДОУ Детский сад «Березка». Отдельно нужно отметить высокопрофессиональную работу и прекрасное, доброе отношение к детям учителя-логопеда и педагога-психолога. Задачи, поставленные в работе, решены. 1. Изучение особенностей речевого развития детей старшего дошкольного возраста. Выполнено в п. 1.1. 2. Обзор программ ДОУ по формированию речевой готовности к школьному обучению. Выполнено в п. 1.2. 3. Цели и задачи программы творческого объединения «Любознайка» по формированию речевой готовности детей к обучению в школе. Выполнено в п. 2.1. 4. Проект программы творческого объединения «Любознайка» по формированию речевой готовности детей к обучению в школе. Выполнено в п. 2.2. 5. Апробация программы кружка речевого развития «Любознайка» в подготовительной группе МКДОУ детский сад «Берёзка» п. Гари Свердловской области. Выполнено в п. 2.3. 6. Организация и методики экспериментального исследования детей подготовительной группы МКДОУ детский сад «Берёзка» п. Гари Свердловской области до начала и после завершения курса занятий в кружке «Любознайка». Выполнено в п. 3.1. 7. Анализ результатов экспериментального исследования детей подготовительной группы. Выполнено в п. 3.2. Задачи дипломной работы выполнены, цель достигнута, гипотеза подтверждена.
Читать дальше
1. Библия. Новый Завет. Евангелие от Иоанна. Глава 1, стих 1. 2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968. 3. Бородич А. М. , Методика развития речи детей , М. Просвещение, 1981 4. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М.: АСТ-Астрель Транзиткнига, 2006 5. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз, 1997 6. Глухов В.П. Развитие связной речи детей с общим недоразвитием речи. - М.: АСТ, 2006 7. Григорьева М.Р. Интеллектуально-развивающие занятия со старшими дошкольниками.М.: Учитель, 2009 8. Ефименкова Л.Н.Формирование речи у дошкольников. Спб.: Союз, 1995 9. Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М.: Издательство Академии педагогических наук, 1958 10. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Общее развитие дошкольников. – М., 2000 11. Жуковская, Р.И. Роль картинки в воспитании ребенка дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1982 12. Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. - СПб., 2002 13. Комплексная диагностика уровней освоения. «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой: диагностический журнал. Подготовительная группа. М.: Учитель, 2012 14. Концепция дошкольного воспитания. Одобрена решением коллегии Государственного комитета СССР по народному образованию 16 июня 1989 г. N 7/1 15. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. М.: Просвещение, 1982 16. Лалаева Р.И., Шаховская С.Н. Логопатопсихология: учебное пособие для студентов. М.: ВЛАДОС, 2011 17. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. – М., 2005 18. Левина Р.Е. Педагогические вопросы. М.: Высшая школа, 1989 19. Левина Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей //Специальная школа. 1967. №2(122). С.121-130 20. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — 2-е изд. М.: Политиздат, 1977 21. Логинова В.И. Формирование словаря. М.: Просвещение, 1984. 22. Люблинская А. А. Очерки психологического развития. М.: «Просвещение»,1965 23. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Том 1-50. М: Государственное издательство политической литературы, 1955 — 1981 24. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. М.: Просвещение, 1992 25. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М.: Просвещение, 1991 26. Мозговой В.М. Основы олигофренопедагогики. М.: Издательский центр «Академия», 2006 27. Нечаева В.Г., МарковаТ.А., Жуковская Р.И. Нравственное воспитание в детском саду. М.: Просвещение, 1984 28. Никашина Н. А. Устранение недостатков произношения и письма. Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. Под ред. Левиной Р.Е. — М.: Просвещение, 1965 29. Обухова А.Ф. Детская психология. - М., 1995. 30. Пеньевская, Л. А. Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1982 31. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М., Знание, 1994 32. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений), М.: Мир, 2004 33. Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития: Книга для учителя. Мн.: Народная асвета, 1989 34. Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. М.: Наука, 2007 35. Соловьева О. И. Методика развития речи в детском саду. М. : Просвещение, 1996 36. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. М.: Просвещение, 2002 37. Струнина Е.М., Ушакова О.С. Развитие речи и речевого общения дошкольников. М.: Просвещение, 1995. 38. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. М., Мир, 2002 39. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). М.: Педагогическая наука, 1981 40. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов пед. институтов, учащихся пед. училищ и колледжей, воспитателей детского. М.: Просвещение: Владос, 1995. 41. Успенский Л.В. Культура речи. М.: Просвещение, 1976 42. Усова А.П. Обучение дошкольников в детском саду, M.: Просвещение, 1981 43. Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. Екатеринбург.: Изд-во ЕГПУ, 1997 44. Ушакова О. С. Программа и методика развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. - М.: АПО, 1994 45. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М.: Альфа, 1993 46. Флерина Е.А. Игра и игрушка. M.: Просвещение, 1973 47. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики детей. - М.:АРКТИ, 2000. 48. Шевченко С.Г. Коррекционно - развивающее обучение. М.: Владос, 2001 49. Эльконин Д. Б. Психологическое развитие в детских возрастах. – М.: НПО Модек, 1995 50. Ястребова, А. В. Учителю о детях с недостатками речи. Библиотека практикующего логопеда. М.: Аркти, 1996
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Гиляровский и Суворин о трагедии на Ходынском поле
Количество страниц:
10
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image