Введение 2
Глава 1. Речевое общение как вид коммуникации у глухих и слабослышащих 4
1.1 Общение с социальной и психологической точки зрения 4
1.2. Речь как ведущая форма общения 11
1.3. Особенности речевого развития детей с нарушениями слуха 15
Вывод по главе 1. 21
Глава 2. Практические методы развития речи у детей с нарушениями слуха. 22
2.1. Практические методы развития речи у детей с нарушениями слуха. 22
2.2. План-конспект урока по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи в девятом классе специализированной школы для слабослышащих детей. 29
Заключение 37
Список источников 39
Читать дальше
Итак, феномен человеческого общения – сложный и многогранный феномен, представляющий собой и форму взаимодействия между людьми, и способ обмениваться информацией, и выражение отношения одного человека к другому.
Важнейшим средством общения является человеческая речь.
Дети, страдающие нарушениями слуха, испытывают трудности в речевом общении. В зависимости от степени поражения слуха, они могут быть вообще лишены возможности спонтанного, самостоятельного формирования речи.
Развитие устной речи глухих и слабослышащих детей не только способствует их социализации и реабилитации в обществе, но и является важнейшим условием их общего развития.
Один из способов развития речи у глухих и слабослышащих детей – диалогические упражнения, которые развивают не только речевые, но и коммуникативные функции.
Далее представлен обзор выполнения задач в работе.
1. Рассмотрение феномена общенияс социальной и психологической точки зрения.
Выполнено в п. 1.1.
2. Рассмотрение речи как ведущей формы общения.
Выполнено в п. 1.2.
3. Изучение особенностей речевого развития детей с нарушениями слуха.
Выполнено в п. 1.3.
4. Изучение практическихметодов развития речи у детей с нарушениями слуха.
Выполнено в п. 2.1.
5. Составление плана-конспекта урока по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи в девятом классе специализированной школы для слабослышащих детей.
Выполнено в п. 2.2.
Цель работы достигнута, задачи выполнены.
Читать дальше
Список источников
Андреева Г.М. Психология социального познания. М. : Аспект-Пресс, 2004
Блумер Г. Социальные проблемы как коллективное поведение. Под ред. С.А. Ерофеева. Казань: Издательство КГУ, 2011.
Богданова Т.Г. Психология лиц с нарушениями слуха (сурдопсихология). Основы специальной психологии. М.: Издательский центр «Академия», 2002.
БодалевА.А. Психология личности. — М.: Знание, 1988
БоскисР. М. Учителю о детях с нарушениями слуха: Книга для учителя М.: Просвещение, 1988
Воспитание младшего школьника: Пособие для студентов средних и высших учебных заведений, учителей начальных классов и родителей / Сост. Л.В.Ковинько. – 4-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2000
Выготский Л.С. Мышление и речь / Собрание сочинений - М.: Просвещение, 1982
Выготский Л.С. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000
Гуревич П.С. Основы философии: учеб. пособие для студентов СПО - М.: Гардарики, 2007
Зыков С.А. Проблемы сурдопедагогики. М.: Загрей, 1997
Кузьмичева Е.П., Яхнина Е.З., Шевцова О.В. Развитие устной речи у глухих школьников: Методическое пособие: В 2 ч. М.: НЦ ЭНАС, 2008
ЛадыженскаяТА. Связная речь. М.: Знание, 1980
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — 2-е изд. М.: Политиздат, 1977
Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. М.: ВЛАДОС, 2001
Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М., Знание, 1994
Психология личности. Хрестоматия по психологии/ Под редакцией. Гиппенрейтер Ю. Б, Пузырея А. А., Архангельской В. В.: АСТ, Астрель, 2009 г.
РayФ.Ф. Формирование устной речи глухих детей. М.: Педагогика, 1981
Рay Ф.Ф., СлезинаН.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981
Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития: Книга для учителя. Мн.: Народная асвета, 1989
Сурдопедагогика. Под ред. Е.Г. Речицкой. М.: ВЛАДОС, 2004
Швалб Ю.М., Данчева О.В. Одиночество: социально-психологические проблемы. М.: Попурри, 2011.
Читать дальше