Введение…………………………………………………………………...3 Основная часть Ход раннего психогенеза…………………………………………………5 Линия речевого развития…………………………………………………7 Характеристика последовательных этапов речевого развития в детском возрасте…………………………………...9 Практическая часть Исследование речи ребенка посредством наблюдения………………...14 Заключение………………………………………………………………..16 Список используемых источников………………………………………18

онтогенез детской речи

курсовая работа
Психология
15 страниц
89% уникальность
2014 год
135 просмотров
Романов В.
Эксперт по предмету «Психолингвистика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение…………………………………………………………………...3 Основная часть Ход раннего психогенеза…………………………………………………5 Линия речевого развития…………………………………………………7 Характеристика последовательных этапов речевого развития в детском возрасте…………………………………...9 Практическая часть Исследование речи ребенка посредством наблюдения………………...14 Заключение………………………………………………………………..16 Список используемых источников………………………………………18
Читать дальше
Изучением такой особенности человека, как умение говорить и воспринимать речь, на протяжении многих веков занимается множество наук. Это психология, лингвистика, психолингвистика и психолингвистическая философия. Однако и сегодня остается загадкой, как мысль превращается в слова и, наоборот, как слова осознаются и превращаются в действия. Как известно, именно это и является психофизиологической проблемой, до сих пор не нашедшей решения. В разное время способность человека говорить объясняли по-разному. Так, в теологии считалось, что речь – это божественный дар. Платон и Декарт считали, что данная способность является врожденной, Дж. Локк же считал, что речевые формы общения человека имеют характер условленности. Современная психолингвистика особенное внимание уделяет исследованиям онтогенеза речи человека, возлагая на них большие надежды. В ходе изучения данной темы сформировались два подхода к объяснению возможности человека говорить.


Онлайн-калькулятор поможет рассчитать стоимость выполнения чертежей в Челябинске для вашей студенческой работы.


. Один из них опирается на теорию о том, что овладение детей речью происходит путем усвоения речи окружающих. Однако множественные исследования показали не состоятельность данной теории. Другой же, относительно молодой, подход рассматривает данную возможность человека, как врожденную психофизиологическую способность – речь ребенка является результатом психофизиологического развития. В данном контексте ребенок уже рождается с некими задатками и универсалиями речи, а общество является лишь тотализатором правильного формирования речи ребенка. Первые серьезные исследования, посвященные данной тебе, в России были проведены в 1920-1950 годах. Одно из них было проведено и использовано на практике известным лингвистом и детским писателем К. И. Чуковским. Другое довольно серьезное, но не воспринятое всерьез в России исследование принадлежит лингвисту А. Н. Гвоздеву, который за объект своего исследования взял собственного сына. Он тщательно записывал в дневник все изменения в речи своего сына в процессе психофизиологического развития. Не смотря на то, что на родине данное исследование никого не заинтересовало, в США оно произвело настоящий фурор и стало толчком к появлению онтолингвистической науки. Поэтому А. Н. Гвоздева можно по праву назвать ее основателем. Изучением онтогенеза детской речи занимаются не только психология и психолингвистика, но и педагогика. Она изучает не только сам факт онтогенеза детской речи, но и мыслительные процессы ребенка, происходящие в этот момент. Полученные данные широко используются на практике, например в процессе образования. Целью моей работы являет изучение онтогенеза детской речи, ее развитие на разных этапах жизни ребенка. Для ее достижения мною будет рассмотрено значение детской речи, как она связана с развитием мышления у ребенка. В практической части я опишу исследование 3 воспитанников детского сада, где будут приведены особенности речевых форм каждого из них, а так же причины их возникновения.

Читать дальше
В данной работе мной было раскрыто понятие онтогенеза детской речи, были рассмотрены этапы формирования речи детей, их основные характеристики и некоторые аспекты, так или иначе влияющие освоение речи ребенком. Так же мной было проведено небольшое исследование речи детей, которое помогло мне еще лучше рассмотреть ее особенности. Так, мною были приведены примеры словотворчества детей, которое является проявлением этапа так называемого «промежуточного языка». Так же в работе был сделан небольшой исторический экскурс по данной теме. Подводя итоги, нужно сказать, что речевое развитие ребенка это длительный, многообразный и очень не простой процесс. В связи с различными психофизическими особенностями и многими другими условиями, освоение речевых форм происходит не сразу. Более простые формы осваиваются быстрее, чем более сложные. Однако это очень индивидуально и зависит от условий жизни ребенка, его генетической предрасположенности к быстрому обучению, а так же от интенсивности занятий с ним. В целом онтогенез языковой способности представляет собой сложнейшее взаимодействие, с одной стороны, процесса общения взрослых и ребенка, с другой – процесса развития предметной и познавательной деятельности. Стоит заострить внимание на том, что речевое развитие ребенка является лишь частью общего психофизиологического развития. Следовательно, любое нарушение речевого развития может говорить о нарушении развития всего организма ребенка и наоборот, оно может стать следствием какого-либо другого нарушения. Поэтому на всех этапах формирования речевых навыков родители и педагоги (воспитатели) должны очень внимательно следить за состоянием и поведением ребенка, потому как любые нарушения всегда сказываются на его общем эмоциональном и психофизическом состоянии. Однако при этом нельзя забывать и то факт, что каждый ребенок индивидуален и имеет свои особенности. Так, задержавшись на каком-то этапе развития, в будущем он может быстро наверстать упущенное, сократив по времени следующий этап. Важно помнить, что нельзя оценивать успешность развития речи ребенка по количеству слов в его лексиконе, оценкой может являться то, насколько хорошо он понимает слова, обращенные к нему, и как на них реагирует. Однако помимо индивидуальных особенностей детей, следует учитывать и так называемые гендерные различия. Так, как уже говорилось раньше, девочки развиваются немного быстрее мальчиков, но мальчики впоследствии догоняют девочек в физическом и психическом развитии.
Читать дальше
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие. – М: Академия, 1997. – 400с. 2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика- Синтез, 1999. – 272с. 3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – м: Просвещение, 1985. – 176 с. 4. Бородич А.М. Методика развития речи.-.М., 1981.-93-100 с. 5. Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О.С.Ушаковой. – М: Просвещение, 1993. – 271 с. 6. Основы теории речевой деятельности. Отв. ред. Леонтьев А.А. М. "Наука", 1974-58-59 с. 7. Скажи по-другому / Речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии / Под ред. О.С.Ушаковой.. – Самара, 1994. – 145 с. 8. Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф., Шахнарович А.М. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. М. "Наука", 1979 9. Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок. Лингвистика детской речи. М.: Владос, 2000.- 240 с. 10. Уфимцева Н.В. Языковое сознание: динамика и вариативность. – М.: Институт языкознания РАН, 2011.- 392с. 11. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дощкольного возраста в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 56 с. 12. Фрумкина Р. М. «Психолингвистика». М., 2001. – 96с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ книги Бердяева "истоки и смысл русского коммунизма"
Количество страниц:
11
Оригинальность:
98%
Год сдачи:
2017
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Гиляровский и Суворин о трагедии на Ходынском поле
Количество страниц:
10
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image