ВВЕДЕНИЕ 4 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 6 1.1. ПОНЯТИЕ РЕЛИГИОЗНОЕ ТЕЧЕНИЕ 6 1.2. СОВРЕМЕННЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ТЕЧЕНИЯ И ИХ ИДЕОЛОГИИ 15 1.3. ИССЛЕДОВАНИЯ, ПРОВЕДЕННЫЕ РАЗЛИЧНЫМИ АВТОРАМИ НА ТЕМУ РЕЛИГИОЗНЫХ ТЕЧЕНИЙ И ИХ ВЛИЯНИЯ НА СОЦИУМ 16 ГЛАВА 2 ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ГРУПП НА МОЛОДЕЖЬ Г. МОСКВА 20 2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЛИГИОЗНЫХ ГРУПП 20 2.2. СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МОЛОДЕЖЬ РЕЛИГИОЗНЫХ ТЕЧЕНИЙ 25 2.3. РЕАБИЛИТАЦИЯ МОЛОДЕЖИ, ПОСТРАДАВШЕЙ ОТ СЕКТ 31 ГЛАВА3. ИССЛЕДОВАНИЕ 37 3.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 37 3.2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ 47 3.3. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 52 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 65 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66

Осведомленность молодежи г. Москва о существующих сектах (религиозных групп) и их идеологий.

дипломная работа
Социология
60 страниц
88% уникальность
2014 год
60 просмотров
Великий К.
Эксперт по предмету «Социология общая»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 4 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 6 1.1. ПОНЯТИЕ РЕЛИГИОЗНОЕ ТЕЧЕНИЕ 6 1.2. СОВРЕМЕННЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ТЕЧЕНИЯ И ИХ ИДЕОЛОГИИ 15 1.3. ИССЛЕДОВАНИЯ, ПРОВЕДЕННЫЕ РАЗЛИЧНЫМИ АВТОРАМИ НА ТЕМУ РЕЛИГИОЗНЫХ ТЕЧЕНИЙ И ИХ ВЛИЯНИЯ НА СОЦИУМ 16 ГЛАВА 2 ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ГРУПП НА МОЛОДЕЖЬ Г. МОСКВА 20 2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЛИГИОЗНЫХ ГРУПП 20 2.2. СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МОЛОДЕЖЬ РЕЛИГИОЗНЫХ ТЕЧЕНИЙ 25 2.3. РЕАБИЛИТАЦИЯ МОЛОДЕЖИ, ПОСТРАДАВШЕЙ ОТ СЕКТ 31 ГЛАВА3. ИССЛЕДОВАНИЕ 37 3.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 37 3.2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ 47 3.3. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 52 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 65 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66
Читать дальше
Актуальность темы. Исследование новых религиозных движений становится все более актуальным и в связи с их нацеленностью на молодежь. Молодежь в известном смысле представляет будущее страны, а потому настроения молодежи, ее поведение, ее самочувствие являются своеобразным барометром, измеряющим общий нравственный, идеологический и социально-психологический климат в обществе.


Ищете компанию где можно купить контрольную работу по литературе? Обращайтесь к нам. В Work5 за 15 лет мы научились писать студенческие работы наилучшего качества. Мы напишем контрольную работу на 5!


. Религиозные секты в России существовали всегда. История России неотделима от истории сектантства. Почему люди идут в секты, что им не хватает в религиях "легитимных", "канонических"? На этот вопрос ответы даются самые разные, но самый распространенный – это неверие православным и иным попам, погрязшим в грехе и стяжательстве. Последние скандалы в Русской Православной церкви (РПЦ) с богатством ее нынешнего Патриарха Кирилла (в миру Владимир Гундяев), только этому подтверждение. Секты и сектантская идеология являются одной из излюбленных мишеней антирелигиозной пропаганды в Советской России. Объясняется это прежде всего несомненным ростом сектантских организаций — многие из них заметно увеличились по отношению к до-октябрьскому периоду, и появлением целого ряда новых сектантских группировок. Но главная причина кампании против сектантства заключается не столько в количественном составе сект — сектанты составляют незначительный процент по отношению к православному населению — сколько в их настороженном, а часто и открыто-враждебном отношении к советской общественности. Сектантство — чрезвычайно сложный и многоликий мир. В него входят и старые русские секты — различные ответвления раскола, хлысты, скопцы, духоборы, молокане и т. д.; секты западного происхождения, появившиеся в России во второй половине 19-го века — баптисты, евангелисты, пятидесятники, меннониты и т. д. и секты новейшей формации, отколовшиеся по политическим причинам от православной церкви, или чисто местного характера. Одной из особенностей сектантства является непрерывное зарождение новых разновидностей сект: так в 1897 г. появились на территории России 9 новых сект, что по мнению известного философа Владимира Соловьева свидетельствовало о религиозной напряженности русского народа; сорок лет спустя, в 1939 г., в разгар религиозных преследований, на одной Украине образовалось 12 новых сект; то же явление наблюдается и сейчас. По имеющимся у нас сведениям, самая недавняя секта появилась в 1957 году в Крыму под названием "Основное звено Христа". Изучение различных сектантских течений, чрезвычайно осложнено отсутствием конкретных данных. Большинство статей и брошюр ограничиваются общими сведениями и становятся крайне сбивчивыми в том, что касается численности, географического распределения и вероучения сект. Единственная научная работа по современному состоянию сектантства ограничивается несколькими районами Тамбовской области, так что выводы ее имеют строго местное значение и не могут распространяться на другие области. Целый ряд сект нам известны лишь по имени, без каких либо других уточнений. Объектом нашего исследования является молодежь г. Москва. Предмет исследования – их осведомлённость о сектах. Изученность проблемы. В дореволюционной России активно исследовали феномен сектантства П. Милюков и С. А. Нилус. Заслуживают внимания и художественные произведения П. И. Мельникова (А. Печерского), в которых был исследован феномен русского религиозного сектантства. Феномен религиозного сектантства исследовался в советский период такими учеными как - В. Бонч-Бруевич, А. Катунский, Д. Фурман, К. Привалов, Ф. Особого внимания заслуживают фундаментальные труды А. И. Клибанова и Н. М. Никольского.

Читать дальше
Анализ содержания и форм деятельности нетрадиционных религиозных и светских организаций и культов на самом высоком уровне обобщения свидетельствует о том, что мировая тенденция формирования информационного общества, с одной стороны, делает коммуникационные процессы более обеспеченными информационными технологиями, тонким социально-психологическим инструментарием, легко справляющимся с покорением сознания людей, что важно, например, для более широкого распространения идей демократии, но с другой стороны, она также обеспечивает этим же высоко технологичным инструментарием антидемократические движения и сектантские течения, распространяющие нелепые вероучения и доктрины новоявленных пророков. Новые нетрадиционные религии и культы в настоящее время широко распространены в мире. В теоретическом плане их можно определить как искусственное сплетение и смешение рационального и иррационального, научного и псевдонаучного, религиозного и псевдорелигиозного, реального и мистического. На наш взгляд, - это искаженные осколки мировых религий, стремящиеся посредством внушения новых вероучений и доктрин втянуть в свои построения массу людей, используя их труд с материальной выгодой для объявивших себя новыми богами лидеров. Представляется правильным именовать нетрадиционные религиозные организации сектами, что и происходит в России и еще в нескольких странах Секта, по определению любого из словарей, это организация, замкнувшаяся в своих интересах, не совпадающих с интересами общества, безразличных и противоречащих им. Естественно, не все нетрадиционные религиозные и светские организации укладываются в эти рамки, но это вопрос для другого исследования. Мы же ставили перед собой задачу исследовать проблемы, вызываемые именно деятельностью тех нетрадиционных объединений, которые подпадают под это определение, более того - усиливают его содержание аскетическими практиками, приводящими к полному контролю лидеров над сознанием и психикой рядовых верующих, и потому названными тоталитарными. При тщательном рассмотрении деятельности тоталитарных сект обнаруживается, что они заняты преимущественно вовлечением молодежи. Об этом свидетельствует и демографический состав сект: большинство в них подростки и молодые люди (с 14 до 25 лет). Влияние сект на молодежь сказывается как на семейной жизни молодых людей, так и на их учебной (в школах, вузах и т.д.) и общественной деятельности, работе, карьере. Одной из основных причин распространения тоталитарных сект в российском обществе является слабая информированность молодежи в вопросах религии. По результатам, полученным из проведенного нами социологического опроса среди молодежи Москвы, мы пришли к выводу, что представления молодых людей о способах вовлечения в секту достаточно расплывчаты и узки. Опрос показал, что отношение молодежи Москвы к тоталитарным сектам за редким исключением отрицательное. Но, при этом, знания и информированность оставляют желать лучшего. Особенно это касается школьников. Последние, как правило, что-то слышали о тоталитарных сектах, где-то что-то читали, то есть имеют только общее представление о тоталитарных сектах и, как правило, затрудняются ответить на вопрос о том, что это такое. Большинство опрошенных нами молодых людей среди методов борьбы с влиянием и распространением сект на первое место поставили общегосударственную просветительскую программу в сфере религиозных культов (78%). Не меньшее количество считает, что СМИ должны больше и лучше пропагандировать наши традиционные религии (православие, ислам, иудаизм). Но более всего впечатляет то, что почти 60% опрошенных выступают за метод жесткого прессинга сект со стороны государства — принятием соответствующих законов и путем использования возможностей спецслужб. Общая тенденция, выявленная в результате исследования, указывает на традиционную российскую ментальность населения, уповающего во всем на 142 государственные программы. Но она не может измениться в условиях неразвитости местного самоуправления, когда низка эффективность деятельности разнообразных общественных и просветительских организаций на местах, которые могли бы очень сильно влиять на приоритет нормы, а не аномалии в самосознании молодежи В методологии и методах воздействия тоталитарных сект на молодежь и последствиях этого воздействия выделяется психологический фактор. В настоящее время арсенал психологических средств, наработанных наукой, чрезвычайно велик. Пользуясь им, секты задействуют хорошо проработанную систему «скрытого психонасилия» в культовой практике - от этапа вербовки, привлечения в свои объединения, последующей обработки до окончательного закрепления привлеченных. Отсюда вывод: система противодействия негативному влиянию сект также должна базироваться на психологическом фундаменте. В диссертации детально изложены методологические принципы и конкретные методы работы с молодежью с целью недопущения попадания ее в сети тоталитарных сект и успешной психологической реабилитации вышедших из них. Представляется важным сформулировать перечень тех вредных следствий, которые наступают от пребывания в мире тоталитарного сектанства. В диссертации они сгруппированы по нескольким уровням и линиям очень подробно. Следствия на уровне личности молодого человека: личностная и интеллектуальная деградация, слепое подчинение чужой воле, неадекватное восприятие реальности, сужение и искажение мировоззрения, потеря индивидуальности и подмена ее чужим содержанием, остановка в саморазвитии, материальные потери, ущерб здоровью и жизни молодых людей, вред от использования техник суггестологии. Следствия на уровне государства и общества, проявления религиозного фанатизма и нетерпимости, паразитизм, асоциальность, антиобщественная направленность, отсутствие патриотизма, криминальный характер некоторых сект, расизм, пропаганда анархии и разрушения, отчуждение от национальной культуры, агрессия, неспособность к социальной адаптации после пребывания в секте; Профилактика опасных для социальной жизни молодежи действий тоталитарных сект требуется разработка эффективных средств и методов социального и правового характера по нейтрализации подобных сект. Нами предложен ряд мер, при этом подчеркивается, что предварительным условием продуктивности любых мер было бы создание Информационного Центра, в котором сосредотачивается исчерпывающая информация обо всех сектантских организациях, их история, учение, практика, юридические права, отношение к семье, браку, образованию, медицинской помощи, военной службе с тем, чтобы любой желающий мог ознакомиться с ней. Центр должен периодически выпускать аналитические сборники и справочники о деятельности этих организаций. Нужны и региональные центры. Представляется очень важным вопрос о необходимости включения информации об истории и философии религии в школьную программу при соблюдении принципа нейтралитета государства. При этом столь же важно учитывать, что эта мера будет работать лишь при условии полного исполнения закона об обязательном школьном образовании и вмешательства социальных служб, ответственных за защиту детей, если закон не выполняется. Просветительская работа религиоведческого характера, включающая знания о современном религиозном сектантстве как факторе виктимизации личности, мероприятия превентивного антисектантского характера должны сочетаться со специальными программами формирования у молодежи позитивных жизненных целей, навыков адаптации к изменяющимся социальным условиям, способности поиска нормальных средств решения задач взросления и осознания как сильных, так и слабых сторон своей личности. Чтобы выработать у молодых людей приемы психологической защиты от манипулятивного влияния, обучить методам психофизиологической саморегуляции, преодоления стрессов, способности к критической оценке 144 навязываемых взглядов и предложений, необходимо на всех управленческих уровнях - муниципальном, региональном, федеральном решать проблемы создания Домов Молодежи с широким спектром форм деятельности, позволяющих наполнить молодежный досуг глубоким и разнообразным содержанием. Необходимо также способствовать созданию неправительственных организаций для помощи жертвам сект и их семьям. В западных странах считается очень важным исследование проблем, вызванных общественным явлением сектантства. Этим занимается множество институтов и лабораторий. В мире существует более 700 Центров получения информации по культам и оказания помощи по выведению из них. В России ситуация несколько иная. Явление сектантства известно в России с незапамятных времен. Оно, по словам П.Н. Милюкова, является самобытным и национальным продуктом. Но XX век - для России век атеизма, стер даже упоминание о большей части этого «продукта». Традиционные религии (христианство, ислам, иудаизм) тоже потеряли силу. Возрождение религий и сект началось в 80-х годах прошлого столетия, а полную свободу они получили в 90-х годах. Этот церковно-восстановительный период оказался не простым и для научного осмысления процессов духовных перевоплощений в стране. Если за рубежом существует множество научных центров, занимающихся нетрадиционными религиями и культами, то в России этим пока заняты отдельные лаборатории и ученые. Разумеется, необходимо глубокое изучение причин и способов распространения сектантства и методов противодействия его деструктивному сектору в современных условиях нашего общества. Нельзя сказать, что наличествующее изучение совсем уж слабое, но все же оно, во-первых, недостаточно, во-вторых, между наукой и практикой отсутствует важное посредническое звено, позволяющее практике в полной мере опираться на научные разработки. Представляется, что этим звеном как раз могли бы быть информационные центры, дома молодежи, реабилитационные службы, в которых можно получать широкие данные о сектах, в том числе от тех, кто в них побывал, а также тех, кто наблюдал процесс их вживания в 145 секту и выхода из него. В-третьих, требуется соединение научных потоков теоретического и эмпирического изучения феномена сектантства и общих проблем социальной и нравственно-психологической дезорганизации личности. Без такого синтеза трудно моделировать эффективные методы противодействия деструктивному сектантскому воздействию на молодежь. Для успешной организации практической работы государственных институтов по пресечению социально опасной деятельности религиозных, псевдорелигиозных, светских сект, необходимо создание в правоохранительных органах подразделений,- непосредственно занимающихся данной проблемой, так как бесконтрольная экспансия сектантства во все сферы общественных отношений создаёт реальную угрозу национальной (духовной, экономической, политической, военной, экологической) безопасности России. Итак, в нашей стране существует множество новых сектантских образований. Репрессивное законодательство не в состоянии решить такие проблемы, так как давление зачастую только усиливает фанатизм и экстремизм. Значение возникшей в России сектантской субкультуры нельзя преуменьшать, но следует принимать во внимание и то, что в деле преодоления влияния новых культов мощным союзником является, во-первых, специфическая особенность современного массового сознания России - неспособность к жестким дисциплинарным ограничениям без контроля и принуждения государственной власти; во-вторых наш новый мировоззренческий плюрализм порождает такое количество религиозных учений и организаций российского происхождения, что без мощной финансовой поддержки ни одна из них не в состоянии приобрести приоритет; в-третьих, иностранным сектам, пользующимся значительными материальными ресурсами, еще труднее приобрести приоритетное положение и в связи с тем, что они себя уже достаточно скомпрометировали, и в связи с тем, что мало соответствуют российскому менталитету. Но это никак не отменяет необходимости тщательного и последовательного изучения явлений сектантства на самом высоком уровне 146 общности и на уровне конкретных его проявлений с вычленением опасных тенденций и форм и разработкой методов противодействия деструктивной сектантской субкультуре.
Читать дальше
1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли, 1994. 2. Баранников В.П., Л.Ф. Матронина. Динамика религиозности в информационном обществе. Журнал "Социс", 3-е издание, 2005 3. Вебер М. Наука как призвание и профессия // М. Вебер. Избранное. М, 1990. 4. Веремчук А.Ф. Социология религии // Учебное пособие для студентов вузов – М:, 2009. – 319 с. 5. Box И. Социология религии, 1995. 6. Гараджа В.И. Религия как предмет социологического анализа, 1995 7. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни, 302 с. 8. Жеребятьев М., Феррони В. Феномен новых религиозных движений. - М: Наука, 1996 9. Иванов Р.М. Роль религии в жизни общества, 62 с. 10. Конт О. Закон трех стадий истории, 2007. 24 с . 11. Мечковская Н.Б. Язык и религия. М.: ФАИР. 1998. 12. Ромин К.А. Споры религий, 2011 13. Синелин Г. Я. "Циклы секуляризации в истории России", 2012. 14. Синелин Г. Я. Этапы изменения религиозности населения в России, 2008 15. Яблокова С.В. Социология религии // – М.: Мысль, 2010. – С. 42 16. Адорно Т. Типы и синдромы. Методологический подход // Социологические исследования. – 1993. – № 3. – С. 75 – 85. 17. Арапова Н. Культурный плюрализм в условиях глобализации культурных и информационных процессов // Российская пресса в поликультурном обществе: толерантность и мультикультурализм как ориентиры профессионального поведения (Материалы исследований и научно–практической конференции). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.tolerance.ru. 18. Асмолов А.Г. Психология обыкновенного фанатизма // Век толерантности: научно-публицистический вестник. – М.: Изд-во МГУ, 2001. – С. 24 – 32. 19. Бакиева Г.А. Социальная память и толерантность. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.freenet.kg/jornal/n4/JRNAL409. htm, свободный, 17.12.2005. 20. Басков А.Ю. Философия социальных процессов: толерантность и полисубъектность // Толерантность и полисубъектная социальность: материалы конференции. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2001. – С. 71 – 74. 21. Батыгин Г.С. «Социальные учёные» в условиях кризиса: структурные изменения в дисциплинарной организации и тематическом репертуаре социальных наук // Социальные науки в постсоветской России / под ред. Г.С.Батыгина, Л.А.Козловой, Э.М.Свидерски. – М.: Академический проект, 2005. – С. 6 – 107. 22. Безюлева Г.В. Толерантность в педагогике. – М.: Издательский центр АПО, 2002. – 92 с. 23. Бескровная Н., Герчиков В. Управление персоналом в российском малом бизнесе // ЭКО. – 2006. – № 9. – С. 140 –145. 24. Вернер З., Люгия Л. Руководить без конфликтов. – М.: Экономика, 2001. –133 с. 25. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Сочинения в 2 т. – М.: Мысль, 1991. – Т. 2. – 736 с. 26. Грачев М.В. Суперкадры: Управление персоналом в международной корпорации. – М.: Дело Лтд, 2005. – 490 с. 27. Жуплев А.В. Руководитель и коллектив. – Ставрополь: Кн. изд-во, 1006. – 238 с. 28. Strathern A., Stewart Pamela J. Violence: Conceptual Themes and the Evaluation of Actions // Polylog: Forum for Intercultural Philosophy 5 (2004), no 5, 2004. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://them.polylog.org/5/fga-en.htm. 29. Wendy, B. Regulation aversion: tolerance in the age of identity and ampire. – Princeton; Oxford: Princeton university press, 2008. – XI 30. Барышева А.В.Инновационный менеджмент (учебное пособие), - М.: ИНФРА-М, 2009. - 154 с. 31. Гохберг Л.М., Зинченко С.А., Китова Г.А., Кузнецова Т.Е. Научная политика: глобальный контекст и российская практика. М.: Высшая школа экономики, 2011. 32. Гурова Т.А., Полунин Ю.К. Инфраструктура для национального рынка. 20012, - 228 с. 33. Дерягин А.В. Наука и инновационная экономика в России // "Инновации" 2010. - 220 с. 34. Дынкин А.А. Место России в мировом технологическом пространстве. Национальная инновационная система, ВК ЗАО “Экспоцентр”, 2012. - 273 с. 35. Иванов В.В. Инновационная парадигма ХХI. М.: Наука, 2011. 36. Коваленко Н.Я. Экономика сельского хозяйства. С основами аграрных рынков. Курс лекций. – М.: Ассоциация издателей. ТАНДЕМ: Издательство ЭКМОС, 2011. - 236 с. 37. Кочетков Г.С. Научно-техническая политика новой России. 38. Ливенцев Н.Н., Костюнина Г.К. Международное движение капитала (Инвестиционная политика зарубежных стран) Учебник, (ГРИФ). - М. 2005, - 212 с. 39. Салтыков Б.Г. Актуальные задачи научно-технической политики. // Науковедение. 2010. № 1. 40. Фонотов А.Г. Механизмы внебюджетной поддержки НИОКР. В сб. «Новая экономика. Инновационный портрет России». М.: Центр стратегического партнерства, 2009.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Гиляровский и Суворин о трагедии на Ходынском поле
Количество страниц:
10
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image