Введение Глава 1. Теоретические аспекты социальной политики как элемента системы социальной защиты населения 1.1 Социальная политика, ее сущность и основные направления 1.2 Модели социальной политики Глава 2. Анализ общего и отличительного в социальной политики стран Скандинавии 2.1 Сходства социальной политики Швеции, Норвегии, Финляндии, Дании 2.2 Различия социальной политики стран Скандинавии 2.3 Подходы к решению проблем Заключение Список литературы

Социальная политика в странах Скандинавии

дипломная работа
Культура
65 страниц
97% уникальность
2014 год
205 просмотров
Сергеева С.
Эксперт по предмету «Религиоведение»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение Глава 1. Теоретические аспекты социальной политики как элемента системы социальной защиты населения 1.1 Социальная политика, ее сущность и основные направления 1.2 Модели социальной политики Глава 2. Анализ общего и отличительного в социальной политики стран Скандинавии 2.1 Сходства социальной политики Швеции, Норвегии, Финляндии, Дании 2.2 Различия социальной политики стран Скандинавии 2.3 Подходы к решению проблем Заключение Список литературы
Читать дальше
В наше время в разных странах мира имеются различные модели социальной политики. В нынешней России надо ещё многое сделать, чтобы стать социальным государством не на словах, а на деле, как это записано в Конституции РФ. Самой первой системой социальной защиты населения считают созданную в 19 веке немецким канцлером Отто фон Бисмарком политику социального страхования, которая предполагала введение специальных программ для разных социальных групп. Подобная система считалась корпоративно-консервативной, так как она была ориентирована на социальные различия. Права граждан зависели от их социального статуса. В нынешних европейских странах существуют три модели социальной политики, которые можно назвать консервативной, американо-британской и социал-демократической.


Заказывайте написание контрольной работы по праву. Рассчет стоимости работы бесплатно!


. В первой модели государство отвечает только лишь за выдачу социальных пособий. Такой модели придерживаются в Германии, Франции, Австрии, Бельгии. В Западной Германии в 1946 году было введено так называемое “социальное рыночное хозяйство”, идея которого была в том, чтобы создать условия для самореализации граждан в экономике. Фонды социального страхования финансируется работодателем и наёмным работником и разделяются по видам деятельности. В такой модели социальной политики принцип страхования означал право на получение услуг тем, кто делал взносы в фонды. Другая модель, которую называют британской или американо-британской, - это система, которая позволяет правительству давать гражданам только прожиточный минимум. Пособия выплачиваются всем, кто находится у черты прожиточного минимума. Это адресная социальная помощь наиболее бедным слоям населения. Такой модели социальной политики государства придерживаются в Англии, Соединённых Штатах Америки, Австралии. И, наконец, ещё одна модель была реализована в Королевстве Швеция. Эту социал-демократическую модель ещё называют скандинавской, так как она функционирует в нескольких странах Скандинавии - Норвегии, Финляндии и Дании. В скандинавской модели степень перераспределения доходов и расходов существенно выше по сравнению с предыдущими двумя моделями. Представители различных социальных групп имеют одинаковые права относительно социального обеспечения. В Королевстве Швеция социал-демократы создали систему, которая была основана на обеспечении общего для всех прожиточного минимума. В этой модели социальной политики существенную долю расходов берет на себя государство, главным образом отвечающее за социальную поддержку населения своей страны. Значительная роль в социальной политике (культура, здравоохранение, образование) отдана муниципалитетам. Главными целями социальной политики разработчики «шведского социализма» называют 100%-ную занятость и выравнивание доходов. Достижение этих целей проводится через перераспределение доходов, через налоговую политику, Для России, наверное, был бы наиболее интересен скандинавский вариант, так как у нас в стране опыт социального партнерства относительно невелик, а профсоюзы пока ещё довольно слабы. Социал-демократический вариант социального государства позволил бы добиться компромисса между государством, трудом и капиталом. Скорейшее введение в систему налогообложения прогрессивной шкалы, как в скандинавской модели, поспособствовало бы реализации большей социальной справедливости в России. Такая патерналистская модель социальной политики была бы интересна большинству россиян. Однако, прийти к политике социальной ответственности в России вряд ли будет возможно, пока неолиберальные установки не будут направлены в сторону социальной солидарности и общественного партнерства. В связи с тем, что эти государства являются образцом в сфере социальной политики вплоть до настоящего момента времени, это обуславливает актуальность выбранной темы. М.Л. Исаев, в своей книге подробно описывают механизм регулирования социальной политики. М.Л. Исаев, подчеркивает значимость социальной политики для стран Скандинавии и непосредственную зависимость граждан от правительства. Н.Ф. Наумова, в статье «Социальная политика в условиях запаздывающей модернизации» , описывает проблемы стоящие в кризис перед социальной политикой, а также рассматривает пути их решения в контексте страны. И.В. Яковлев, в работе «Стратегия социального развития в трансформационный период российской экономики» приводим примеры социальной политики стран Скандинавии для России и выделяет положительный опыт стран. Т.Ю. Сидорина, выделяет следующие характеристики общественности, определяющие ее роль в обществе: большая потенциальная общественная энергия; способность видеть и остро воспринимать все негативные черты общества на каждом этапе его развития; потребность в переменах и уверенность в своих возможностях произвести их; максимализм и несклонность к компромиссам; отсутствие жизненного опыта; потребность в сильном лидере; неумение адекватно и объективно оценивать себя и других. Е. Ярской-Смирновой описывается относительно самостоятельная социально-демографическая группа, которая имеет свою специфику, требующую пристального анализа, разработки специальных концепций и теорий среднего уровня. Учитывая относительность самостоятельности как социально-демографической группы, необходимо, во-первых, не отрывать эту группу от общества, частью которого она является, а во-вторых, акцентировать внимание на том, что характер возрастных, социально-психологических и физиологических особенностей, специфических интересов и потребностей социально обусловлен, и они могут быть конкретно интерпретированы лишь в более широком общественном контексте. Г.А. Ракитский, описывает специфически молодежные социальные проблемы: определение сущности молодежи как общественной группы, ее роли и места в воспроизводстве общества; установление критериев ее возрастных границ; изучение запросов, потребностей, интересов и способов деятельности молодого поколения; исследование специфики процесса социализации молодых людей, их социально-профессиональной ориентации и адаптации в коллективе, анализ социальных аспектов деятельности неформальных объединений и движений молодежи. Л.В. Церкасевич, проблемы, которые являются общесоциологическими и в то же время либо преимущественно касаются молодежи (проблемы образования, семьи, брака), либо находят специфическое проявление в молодежной среде (особенности воспитания молодежи, эффективность его различных форм, средств и методов, развитие социальной и политической активности молодежи, ее роль и место в структурах власти и т.д.). Зарубежные авторы, такие, как Alban A., пишут, что наиболее значимые социальные проблемы связаны с «жизненным стартом» – с получением образования, началом трудовой жизни, формированием семьи, профессиональным ростом и продвижением. В современном обществе обозначенные проблемы обострились из-за ускорения темпов развития, несовпадения зрелости физиологической, которая наступает раньше (акселерация), и социальной, которая, напротив, затягивается, главным образом в связи с ростом продолжительности учебы. К таким проблемам можно отнести проблему равных образовательных возможностей, проблему занятости и трудоустройства, проблему организации досуга, проблему социализации и социальной идентификации и т.д. E.S.Einhorn, очень широкая, многофункциональная политика, включающая большой перечень мер, которые затрагивают прямо или косвенно молодое поколение с момента рождения и до 29 лет (детские сады, поддержка семьи, образование, социальное обеспечение, занятость, жилье, свободное время, обязательная воинская служба и т.д.). По данной теме зарубежные авторы, например, В. Роик, «Социальная модель государства: опыт западноевропейских стран и выбор России» , в своей монографии сравнивает опыт социальной политики стран Скандинавии и России, подчеркивает плюсы и минусы каждой страны и выделяет особенности регулирования социального обеспечения граждан. Объектом в данной дипломной работе является система социального государства скандинавских стран: Швеции, Норвегии, Дании, Финляндии. Предметом социальная политика скандинавских стран: Швеции, Норвегии, Дании, Финляндии. Целью данной дипломной работы является сравнение социальной политики в странах северо-западной Европы и выявление их особенностей.. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: - рассмотреть социальную политику, ее сущность и основные направления в Швеции, Норвегии, Дании, Финляндии; - определить модели социальной политики в Швеции, Норвегии, Дании, Финляндии. - проанализировать сходства социальной политики Швеции, Норвегии, Финляндии, Дании; - выявить различия социальной политики стран Скандинавии; - предложить подходы к решению существующих проблем. Хронологические рамки: с середины XX века, и до современного состояния. Данный период выбран для того, чтобы понять, в чем заключались проблемы регулирования социального обеспечения граждан в прошлом веке и какие существуют сегодня. Выявить пути решения проблем. Социальная политика в странах Скандинавии изучается на сегодняшний день многими российскими учеными, например, Дорохина О.В. в своей статье «Семейная политика государства как объект исследования» , описывает проблемы социального обеспечения граждан, подчеркивая, что каждый второй политик обеспечил себя и свою семью на много лет вперед, при том, что каждый второй гражданин Скандинавии может себе позволить один раз в год съездить за границу на отдых.

Читать дальше
В работе рассмотрены: социальная политика, ее сущность и основные направления в Швеции, Норвегии, Дании, Финляндии; определены модели социальной политики в Швеции, Норвегии, Дании, Финляндии; проанализированы сходства социальной политики Швеции, Норвегии, Финляндии, Дании; выявлены различия социальной политики стран Скандинавии; предложены подходы к решению существующих проблем. Не секрет, что скандинавские страны - очень преуспевающий регион. Скандинавские страны воплощают демократию в своих обществах в истинном значении этого определения. Основная забота правительственных, социальных организаций – обустройство жизни человека по максимуму, научное и социальное развитие. Нет, безусловно, в странах скандинавского региона существуют свои проблемы. Например, некоторые преступления, весьма высокие цены на коммунальные услуги, как ни странно высокий показатель самоубийств. Притом, что в скандинавских странах налоги - самые высокие в мире налоги, самые щедрые пособия по социальному обеспечению дают именно Швеция, Финляндия и Дания. Норвегия, благодаря своей нефти, стоит в другом ряду, и демонстрирует низкую безработицу и самые конкурентоспособные экономические системы в мире. Компании, работающие в скандинавских странах, технологически и научно развиты. Здравоохранительной системой и образовательной системой не устают восхищаться даже в благополучной Европе. Многие правительства европейских государств обращаются к Скандинавским странам как модели. В скандинавские страны постоянно направляются делегации из других стран для изучения систем образования, правительственной организации, социальных методов и принципов экономической политики. Самую большую страну в скандинавском регионе, Швецию, британская газета "Гардиан" назвала как самое благополучное общество, которое когда-либо знал мир. Хотя нет единой экономической модели скандинавского характера, и на это не влияет членство в ЕС или принятие евро, как основной валюты. Швеция находится в ЕС, но не считает необходимым иметь единую с европейскими странами валюту. Финляндия и состоит в ЕС и рассчитывается евро. Норвегия же как не принимает евро, так и не состоит в ЕС. У каждой страны индивидуальный подход к решению социальных проблем, поскольку и в скандинавских странах существуют свои стереотипы, обстоятельства также неодинаковы и зависят от культурных традиций, климатических условий. Есть специалисты, которые предлагают собирательный рецепт "скандинавской модели" для своих стран, то есть взять самое мудрое, что есть в этих странах. Образование Финляндии, рынок труда Дании, предпринимательство Исландии, шведское управление крупными компаниями и нефтью Норвегии, Швеция к тому же названа одной из лучших стран по переработке отходов производства. Стокгольм имеет вторую по величине гидротермальную систему охлаждения в мире, а это означает колоссальное энергосбережение. Третьей страной в мире по уровню грамотности взрослого населения названа Дания. Открытый доступ к научной деятельности способствует увеличению научных открытий. Дания, как и Швеция, ведущая страна по переработке отходов производства. Дания принимает беженцев со всех стран больше, чем какая ещё страна (74 %). Второй страной по уровню грамотности населения названа Норвегия, после Швеции. Норвегия жертвует самый высокий процент своего Национального дохода в рамках иностранной помощи бедным странам. Самой дорогой страной среди скандинавских стран, и в Европе тоже, считается Финляндия. Небольшая страна, примерно 5 миллионов человек населения, в значительной степени этнически однородное. Небольшой размер и похожий состав населения предполагает, что страна сталкивается с меньшим количеством проблем, чем другие развитые страны.
Читать дальше
1. Березинцева О. Беспорядки мигрируют по Швеции [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravda.ru/world/europe/european/15-10-2005/52252-norvegia-0 (дата обращения: 20.02.14). 2. Большаков Г.A. Сравнительный анализ политики интеграции и мультикультурализма в Скандинавии // Теория и практика общественного развития [Электронный ресурс]. 2013. № 5. URL: http://teoria-practica.ru/-5-2013/politics/bolshakov.pdf (дата обращения: 15.02.14). 3. Дорохина О.В. Семейная политика государства как объект исследования // Вестник. Моск. ун-та. Сер.18, Социол. И политология. - 2012. - №2. - С.118-137. 4. Джанян С. Мигрантов перестанут притеснять [Электронный ресурс]. URL:http://www.mn.ru/world/20110916/304951896.html (дата обращения: 20.02.14). 5. Исаев М.Л., Чеканский Л.Н., Шишкин В.Н. Политические системы стран Скандинавии и Финляндии. – М.: Статус, 2010. – С.130. 6. Кангас О. Пенсии и пенсионные фонды в создании национального государства и национальной экономики (на примере Финляндии), журнал SPERO | №8 Весна—Лето 2012. 7. Кеттутен P. Благосостояние в Финляндии // Скандинавский журнал истории. 2013. Изд. 26. № 3. С. 12-22. 8. Краткое содержание системы социальной защиты Финляндии. Режим доступа: www.safework.ru/international_collaboration/Country/Finl/Ministry_social.htm 9. Краснова О.В. Законодательство и социальное обслуживание пожилых людей в Финляндии: достижения и ограничения. М., 2012. 10. Кристи Н., Бруун К. Удобный враг. Политика борьбы с наркотиками в Скандинавии. Режим доступа: www.prison.org/lib/christy6_2.shtml 11. Корнюшина Р.В. Зарубежный опыт социальной работы. Издательство Дальневосточного университета, 2006. 12. Лисовский В.Т. Ключевые принципы социальной защиты молодежи/ В.Т. Лисовский // Социальная работа, 2013. 13. Лайкам К. Модели социальной политики // Общество и экономика. 2013. №8. С. 19-26. 14. Наумова Н. Ф. Социальная политика в условиях запаздывающей модернизации / Н Ф. Наумова // Социологический журнал. 2011. № 1. С. 7-8. 15. Лебедев О. Т., Язвенко С. А. Социальная защита населения. СПб., 2012. С. 91–92. 16. Правда.Ру. Норвегия поворачивает от США к «старой» Европе [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravda.ru/world/europe/european/15-10-2005/52252-norvegia-0 (дата обращения: 20.02.14). 17. Роик В. Социальная модель государства: опыт западноевропейских стран и выбор России // Человек и труд. 2012. №1. С. 18. 18. Русский архипелаг. Организационное устройство иммиграционной политики в ряде стран Запада [Электронный ресурс]. URL: http://www.archipelag.ru/agenda/povestka/povestkaimmigration/org_ustroistvo/org_main (дата обращения: 20.02.14). 19. Сидорина Т.Ю. Два века социальной политики. М.: РГГУ, 2010. 442 с. 20. Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России / под ред. Е. Ярской-Смирновой, П. Романова. - М.: ИНИОН РАН, 2012. С.13-14. 21. Социальная политика. Толковый словарь. отв. ред. д.э.н., проф. Г.А. Ракитский. М.: Изд-во РАГС, 2012. с. 33-36 22. Церкасевич Л. В. Современные тенденции социальной политики в странах Европейского союза. СПб., 2012. С. 27. 23. Яковлев И.В. Стратегия социального развития в трансформационный период российской экономики. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. С.9. 24. Alban A., Christensen T. (eds.). The Nordic Lights. Odense: Odense University Press, 2005. 25. Ashford D. E. The Emergence of the Welfare States. Oxford: Basil Blackwell, 2012. 26. Brazelton T. B. Touchpoints: Your Child’s Emotional and Behavioral Development. Reading, MA: Addison-Wesley, 2012. 27. Einhorn E. S., Logue J. Modern Welfare States: Politics and Policies in Social Democratic Scandinavia. N.Y.: Praeger, 2009. 28. Esping-Andersen G. The Three Worlds of Welfare Capitalism. Cambridge: Cambridge University Press, 2000. 29. Esping-Andersen G., Korpi W. From Poor Relief to Institutional Welfare States: The Development of Scandinavian Social Policy // Erikson R., Hansen E. J., Ringen S., Uusitalo H. (eds.). The Scandinavian Model: Welfare States and Welfare Research. N.Y.: M. E. Sharpe, 2007. P. 39–74. 30. Hansen H. Elements of Social Security in 6 European Countries. Copenhagen: The Danish National Institute of Social Research, 2008. 31. Hansen H. Elements of Social Security. A Comparison Covering: Denmark, Sweden, Finland, Germany, Great Britain, Canada. Copenhagen: The Danish National Institute of Social Research, 2008. 32. Howes C. Children’s Experiences in Center-based Child Care as a Function of Teacher Background and Adult: Child Ration // Merrill-Palmer Quarterly. 2007. Vol. 43. No. 3. P. 404–425. 33. Huber E., Ragin C., Stephens J. D. Social Democracy, Christian Democracy, Constitutional Structure, and the Welfare State // American Journal of Sociology. 2013. Vol. 99. No. 3. P. 711–749. 34. Kautto M., Heikkil? M., Hvinden B., Marklund S., Ploug N. (eds.). Nordic Social Policy. Changing Welfare States. L.: Routledge, 2009. 35. Klausen K. K., Selle P. (eds.) Frivillig organisering i Norden. Copenhagen: Jurist- og ?konomforbundets forlag. 36. Kohlberg J. E. (ed.). The Welfare State as Employer. N.Y.: M. E. Sharpe, 2011. 37. Kvist J. Documentation: Welfare Reform in the Nordic Countries in the 1990s / Mimeo. Copenhagen: The Danish National Institute of Social Research, 2009. 38. Leira A. Welfare States and Working Mothers. Cambridge: Cambridge University Press, 2002. 39. Markund S. Paradise Lost? The Nordic Welfare States and the Recession 1975–1985. Lund: Arkiv, 2008. 40. NOSOSCO. Social Security in the Nordic Countries. Oslo: NOSOSCO, 2002. 41. NOSOSCO. Social Security in the Nordic Countries. Helsinki: NOSOSCO, 2005. 42. NOSOSCO. Social Security in the Nordic Countries. Copenhagen: NOSOSCO, 2006. 43. NOSOSCO. Social tryghed i de nordiske lande. Copenhagen: NOSOSCO, 2007. 44. NOSOSCO. Social tryghed i de nordiske lande. Copenhagen: NOSOSCO, 2008. 45. ?verbuy E. How do «Organizational Designs» Influence Welfare Politics? A Study of the Nordic Pension Systems // Scandinavian Political Studies. 2011. Vol. 19. No. 3. P. 227–255. 46. Palmer E. The Swedish Pension Reform / Mimeo. Stockholm: National Insurance Board, 2012. 47. Peisner-Feinberg E. S., Burchinal M. R. Relations between Preschool Children’s Child-care Experiences and Concurrent Development: The Cost, Quality, and Outcomes Study // Merrill-Palmer Quarterly.2011. Vol. 43. No. 3. P. 451–477. 48. Pierson P. The New Politics of the Welfare State // World Politics. 2010. Vol. 48. No. 2. P.143–179. 49. Ragin C. Constructing Social Research. Thousand Oaks: Pine Forge Press, 2012. 50. Ragin C. Fuzzy-set Social Science. Chicago, IL: University of Chicago Press, forthcoming (опубликована в 2001 г.). 51. Spili? J. (ed.). Social Care Services: The Key to the Scandinavian Welfare Model. Aldershot: Avebury, 2011. 52. Wadensj? E., Bj?klund A., Erikson T. (eds.). The Nordic Labour Markets in the 1990s. Amsterdam: North-Holland, 2012. 53. Weber M. The Methodology of the Social Sciences. Glencoe, IL: The Free Press, 2009. 54. Wilensky H. L. The Welfare State and Equality. Berkeley: University of California Press, 2005.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Гиляровский и Суворин о трагедии на Ходынском поле
Количество страниц:
10
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image