В результате проделанной работы были сделаны следующие выводы:
• Торговый ассортимент - это номенклатура товаров, которые подлежат реализации на розничных предприятиях, и включает в себя ассортимент продукции, изготовляемой разнообразными фирмами. В свою очередь, он подразделяется на продовольственные и непродовольственные товары. Каждая из этих групп также разделяется на товарные группы. В их состав входят товары, которые объединяются между собой по некоторым признакам: однородность сырья и материалов, потребительское назначение, сложность ассортимента.
• Формирование и планирование ассортимента - это процесс выбора для продажи на предприятии торговли разных групп товаров, их видов и разновидностей, различающихся по отличительным признакам. Процесс планирования товарного ассортимента исходит из формы его специализации, а также размера магазина, и направлен на удовлетворение спроса выбранного сегмента и максимизацию прибыли.
• Объектом исследования данной работы является Торговый центр «Космос». На сегодняшний день он является ведущим предприятием розничной торговли г. Заречный. Город Заречный Пензенской области - городской округ, город областного значения и относится к закрытым административно-территориальным образованиям (ЗАТО Заречный), поэтому на его территории установлен особый режим жизнедеятельности, включающий специальные условия проживания граждан, которые регулируются Законом РФ «О закрытом территориально-административном образовании» от 14.07.92 г. №3297-1.
• В состав Торгового Центра входят девять магазинов розничной торговли, один супермаркет, а также три пункта общественного питания, что позволило организовать компании единственную, сильную и стабильно развивающуюся торговую сеть в г. Заречный. Расположение и размер торговых площадей магазинов, входящих в состав Центра, дает большое преимущество перед основными конкурентам, учитывая, что потенциал города сильно ограничен, т.к. город имеет статус закрытого административно-территориального образования с населением 65 тыс. чел. Все магазины торговой сети являлись ранее центральными, муниципальными, стратегически важными объектами торговли, с выгодным расположением.
• Исследуемые магазины находятся в различных районах ЗАТО Заречный. Предприятие владеет розничными магазинами под общим названием «Егорушка», все магазины являются практически точной копией друг друга.
• В магазинах используют традиционный метод продажи товаров, в порядке очереди продавец индивидуально обслуживает каждого покупателя и производит расчеты с покупателями. Стоит отметить, что применение в магазинах традиционного метода продажи товаров снижает уровень обслуживания населения, увеличивает затраты времени на приобретение товаров, ограничивает самостоятельность покупателей в выборе товаров. Использование этого метода эффективно лишь для товаров, требующих более содержательной консультации продавцов.
• Анализ финансовых показателей деятельности выявил, что с каждым годом доходы компании снижаются, так же, как и чистая прибыль. Это связано с приходом на продовольственный рынок города крупных сетевых магазинов, таких, как «Пятерочка» и «Перекресток». Также это можно объяснить еще и тем, что руководство компании не менялось с советских времен, и что оно не умеет подстраиваться под актуальные рыночные тенденции. Доходность (рентабельность) исследуемого предприятия очень мала. Это связано с очень большим снижением показателей доходов и расходов.
• Что касается товарооборота, то к 2013 году общая сумма товарооборота заметно снизилась, составив соответственно 10660 тыс. руб., что на 12052 тыс. руб. или на 53% меньше чем в 2012 году. Наибольший удельный вес в структуре розничного товарооборота в 2013 году занимают: мясные товары; зерномучные; алкогольные напитки; сахаристые кондитерские изделия; рыба и продукты ее переработки; молочные товары. Остальные группы товаров занимают относительно небольшие величины удельного веса в общем объеме товарооборота. Следует отметить, что по всем реализуемым товарным группам происходит негативное снижение объема товарооборота. При этом наибольшими темпами происходит снижение реализации сахара; алкогольных напитков; вкусовых товаров (чай, кофе); пищевых жиров.
• Был проведен анализ ассортимента по группе макаронных изделий. Был сделан вывод о том, что полнота и широта ассортимента стремится к единице, что удовлетворяет нормативным значениям, а показатель обновления ассортимента неудовлетворителен.
• Был проведен опрос потенциальных покупателей исследуемого предприятия, в количестве 600 человек для выявления основных проблем, мешающих развитию данной организации. Было обнаружено, что большинство опрошенных не удовлетворено ассортиментом, представленным в магазинах сети. Поэтому было предложено расширить ассортимент наиболее ходовых товаров, таких, как: молочные, хлебобулочные, мясные изделия, овощи и фрукты, а также соки, воды и алкоголь. Для реализации данного мероприятия необходимо внедрение нового оборудования, а также расширение связей с поставщиками продукции. Также для удобства покупателей рекомендовано изменить режим работы магазинов. Был также проведен подсчет затрат на внедрение нововведений.
• Был разработан конкретный план реализации указанных выше рекомендаций. Целесообразной видится следующая последовательность: постепенное переоборудование магазинов обычного формата в магазины самообслуживания с закупкой новых видов продукции в целях расширения предлагаемого ассортимента с одновременным проведением рекламной кампании, информирующей потенциальных посетителей магазинов о смене формата, расширении ассортимента и переходе на новый уровень цен. Здесь разумно воспользоваться городским каналом телевидения, городскими газетами, а также использовать рекламные листки с описанием нового ассортимента и предлагаемых цен, распространять которые можно по почтовым ящикам, а также раздавать прохожим на улицах города. После того, как потребители оценят преимущества обновленной сети ТД «Космос» необходимо анонсировать открытие новых магазинов в ранее неохваченных районах города. Также был произведен подсчет предполагаемого экономического эффекта от внедрения предложенных мероприятий, который выявил тот факт, что предложенные мероприятия приведут к приросту выручки исследуемого предприятия.