Введение Глава 1. Теоретические аспекты исследования синдрома эмоционального выгорания. 1. 1. Социальная и психологическая специфика профессии социального работника. 1. 2. Теоретические аспекты исследования синдрома эмоционального выгорания в отечественной и зарубежной литературе. 1.3. Условия развития синдрома эмоционального выгорания. 1.4. Особенности личностного потенциала социальных работников. Вывод по 1 главе: Глава 2. Изучение взаимосвязи синдрома эмоционального выгорания и защитных механизмов личности у социальных работников. 2.1. Организация и методы исследования 2.2. Анализ и обобщение результатов исследования взаимосвязи синдрома эмоционального выгорания и защитных механизмов личности у социальных работников. 2.3. Программа профилактики синдрома эмоционального выгорания у социальных работников. Вывод по главе 2. Заключение Список использованной литературы Приложение 1 Приложение 2 Ключи к опроснику РО0г1У Приложение 4 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8

Взаимосвязь защитных механизмов личности и эмоционального выгорания социальных работников

дипломная работа
Психология
60 страниц
80% уникальность
2014 год
106 просмотров
Махиня А.
Эксперт по предмету «Общая психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение Глава 1. Теоретические аспекты исследования синдрома эмоционального выгорания. 1. 1. Социальная и психологическая специфика профессии социального работника. 1. 2. Теоретические аспекты исследования синдрома эмоционального выгорания в отечественной и зарубежной литературе. 1.3. Условия развития синдрома эмоционального выгорания. 1.4. Особенности личностного потенциала социальных работников. Вывод по 1 главе: Глава 2. Изучение взаимосвязи синдрома эмоционального выгорания и защитных механизмов личности у социальных работников. 2.1. Организация и методы исследования 2.2. Анализ и обобщение результатов исследования взаимосвязи синдрома эмоционального выгорания и защитных механизмов личности у социальных работников. 2.3. Программа профилактики синдрома эмоционального выгорания у социальных работников. Вывод по главе 2. Заключение Список использованной литературы Приложение 1 Приложение 2 Ключи к опроснику РО0г1У Приложение 4 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8
Читать дальше
Актуальность исследования. В современных условиях ужесточения конкуренции на национальном и международном уровнях требования к личности профессионала со стороны общества и организационной среды все более возрастают. Деятельность социального работка характеризуется высокой эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью, необходимостью быстрого реагирования на изменения[16; 28; 41]. Таким образом, она протекает в условиях постоянной нервно-психической напряженности, стресса и требует максимальной мобилизации адаптационного потенциала личности. Одним из негативных последствий столкновения личности со столь сложными условиями современной жизни становится возникновение эмоционального выгорания - дезадаптационного феномена, характеризующегося потерей индивидом творческого настроя в отношении своей деятельности, дестабилизацией межличностных отношений, как в профессиональной сфере, так и за ее пределами, и ведущего к невротическим реакциям и психосоматическим расстройствам [23; 24]. В психологической литературе отмечается, что данный феномен, являющийся ярким отражением современной жизнедеятельности человека, широко распространен среди социальных работников.


Наши специалисты знают, где можно заказать курсовую . Заходи на сайт.


. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема выявления факторов, влияющих на эмоциональное выгорание социальных работников, так как четкое представление о них позволит разрабатывать программы профилактики и ранней диагностики этого дезадаптационного явления. Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется, с одной стороны, недостаточной теоретической разработанностью проблемы влияния личностных факторов на эмоциональное выгорание, с другой стороны, необходимостью создания научно-обоснованных, личностно-ориентированных стратегий профилактики эмоционального выгорания и коррекции его дезадаптивных последствий у рассматриваемой категории профессионалов. Цель исследования - изучение и обоснование роли личностных факторов в возникновении феномена эмоционального выгорания. Объект исследования: особенности личности социальных работников. Предмет исследования: взаимосвязь типологических личностных характеристик социальных работников, особенностей его самосознания и мотивационно-ценностной сферы с уровнем и отдельными признаками эмоционального выгорания. Гипотеза исследования: существует ряд личностных факторов, которые оказывают влияние на эмоциональное выгорание социальных работников. К ним могут быть отнесены типологические особенности личности социальных работников, нарушения его самооценки, конфликтные образования мотивационно-ценностной сферы и определенные механизмы психологической защиты. Приведенные гипотезы определили ряд задач, на решение которых было направлено данное исследование: 1. На основе теоретического анализа уточнить сущность понятия эмоционального выгорания и определить основные факторы и механизмы его возникновения. 2. Провести психологический анализ личности и деятельности социальных работников, на его основе выявить и систематизировать факторы, влияющие на эмоциональное выгорание. 3. Раскрыть взаимосвязь типов личности с отдельными признаками и общим уровнем эмоционального выгорания социальных работников. В работе использованы следующие методы исследования: метод теоретического анализа; эмпирические методы: методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко; методика диагностики личности PDQ-IV (Personality Diagnostic Questionnaire); опросник «Индекс жизненного стиля» (Life Style Index) Плучека - Келлермана - Конте; метод беседы. Этапы исследования: I этап - теоретико-аналитический - изучение научно- методической литературы по проблеме исследования, определение его концептуального аппарата, формулирование рабочей гипотезы. II этап - эмпирический - психологическая диагностика особенностей личности социальных работников, уровня и отдельных признаков их эмоционального выгорания, математическая обработка диагностических данных. III этап - интерпретационный - теоретическое осмысление данных эмпирического исследования, их анализ, обсуждение и обобщение. Общая численность выборки составила 136 человек, из них 60 человек (44, 1 %) - представители мужского пола, 76 (55,9 %)- женского пола. Возраст испытуемых от 24 до 47 лет. Высшее образование имеют 123 человека (90,4 %), неоконченное высшее - 13 человек (9,6 %). Стаж работы участников исследования на занимаемой должности - от двух до девяти лет. Достоверность результатов исследования обеспечивалась комплексом теоретических и эмпирических методов адекватных его цели и задачам, соотнесением результатов различных методик, использованием методов математической статистики, согласованием результатов количественного и качественного анализа, подтверждением эмпирической частью теоретических положений в работе. Научная новизна исследования состоит в том, теоретически обоснован подход к эмоциональному выгоранию как профессиональному феномену, находящемуся на границе «нормы» и «патологии» и представляющему собой крайний вариант нормы. Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы социальными работниками в целях улучшения психологического здоровья и повышения эффективности их профессиональной деятельности. На основе полученных эмпирических данных, может быть сформирована система превентивной психодиагностики, позволяющая оценивать личностную предрасположенность к эмоциональному выгоранию и тем самым предупреждать его возникновение. Структура и объем работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.

Читать дальше
Настоящее исследование было посвящено изучению личностных факторов, влияющих на эмоциональное выгорание социальных работников. Эмоциональное выгорание рассматривается нами как проявление дезадаптации личности в сложных условиях профессиональной деятельности. Анализ имеющейся на сегодняшний день весьма обширной литературы по проблеме выгорания, позволяет констатировать, что это явление широко распространено в современном мире и выходит далеко за пределы профессий «помогающего» типа, у представителей которых его признаки были обнаружены первоначально [23; 24; 25; 3]. Результаты исследования позволили также констатировать, что источниками возникновения данного дезадаптационного феномена могут служить нарушения их самооценки, конфликтные образования мотивационно-ценностной сферы, а также определенные механизмы психологической защиты - «проекция» и «реактивное образование». Данные, полученные в ходе настоящего эмпирического исследования, позволили наметить направления профилактической, консультативной и психокоррекционной работы и предложить научно-обоснованные рекомендации по психологической помощи, подверженным риску эмоционального выгорания. Результаты исследования могут использоваться в практической деятельности социальных служб в целях улучшения психологического здоровья и повышения эффективности их профессиональной деятельности. Осуществленный нами анализ личностных факторов, влияющих на эмоциональное выгорание, может стать основой для новых исследований в этом направлении. Каждая разновидность обозначенных в нашей работе личностных предпосылок выгорания вполне заслуживает того, чтобы стать предметом специального анализа в дальнейшем. Необходимость подобных исследований обусловлена большой практической значимостью проблемы для психологической практики, диагностической, консультативной и психокоррекционной деятельности, равно как и актуальной потребностью в расширении и обосновании теоретических представлений о феномене эмоционального выгорания, факторах и механизмах его возникновения. Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы: 1. Эмоциональное выгорание представляет собой дезадаптационное явление, которое характеризуется потерей личностью интереса к предмету и продукту своей деятельности, чувством внутренней опустошенности, нарушениями межличностного взаимодействия в широком контексте социальных ситуаций. Данное явление возникает в тех случаях, когда профессионал не может в пределах своих личностных ресурсов справиться с многочисленными организационными стрессорами. 2. Эмоциональное выгорание предполагает риск развития у профессионала невротических реакций и психосоматических расстройств, что позволяет рассматривать его как феномен, находящийся на границе «психической нормы» и «психической патологии» и представляющий собой крайний вариант нормы. 3. Психологический анализ профессиональной деятельности показал, характеризуется высокой интенсивностью, насыщенностью действий, многоплановостью задач, требующих компетентного решения, необходимостью поддержки широкой сети контактов разного уровня. Указанные особенности выступают в качестве организационных факторов эмоционального выгорания 4. Результаты эмпирического исследования показали, что существует ряд индивидуально-типологических особенностей, присутствие которых в структуре личности влияет на эмоциональное выгорание. К ним относятся черты «педантического», «настороженного», «нестабильного», «пассивно-агрессивного»», «тревожного», «пессимистического» и «зависимого» типов личности. В качестве факторов, влияющих на эмоциональное выгорание могут также выступать черты «самоуверенного» и «эксцентрического» типов личности. Эмоциональное выгорание не зависит от личностных особенностей, относимых к «демонстративному», «авантюрному» и «отстраненному» типам личности. 5. Риск возникновения эмоционального выгорания сопряжен с наличием конфликтных, разнонаправленных тенденций в мотивационно-ценностной сфере. Напротив, интегрированная, непротиворечивая мотивационная структура может предохранять от возникновения симптоматики эмоционального выгорания. 6. Общий уровень и отдельные признаки эмоционального выгорания соотносимы с напряженностью функционирующих у них механизмов психологической защиты - механизмом проекции и механизмом реактивного образования.
Читать дальше
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. - 339 с. 2. Антоненко И.В. Личностный аспект деятельности предпринимателя: Автореф. дисс.... канд. психол. наук. -М., 1995. - 186 с. 3. Банников Г.С. Роль личностных особенностей в формировании структуры депрессии и реакций дезадаптации: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. - М., 1998.-22 с. 4. Бернс Р. Что такое Я-концепция // Психология самосознания. Хрестоматия / Под редакцией Д.Я. Райгородского - Самара, 2003. - С. 333 - 392. 5. Бойко B.B. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. - СПб., 1999. - 105 с. 6. Бойко В.В. Энергия эмоций. - СПб., 2004. - 480 с. 7. Большакова Т.В. Личностные детерминанты и организационные факторы возникновения психического выгорания у медицинских работников // Ярославский психологический вестник. - Вып.11,2004. - С.96-99. 8. Борисова Е.М., Логинова Г.П., Мдивани М.О. Диагностика управленческих способностей // Вопросы психологии. - 1997. - № 2. - С. 112-121. 9. Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Самооценка в возрасте второй зрелости // Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология. - 1997. - № 1. - С. 27 - 42. 10. Василюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. - М., 1984. - 200 с. 11. Гаранин С. А. Самооценка профессионального мастерства как отражение уровня развития профессионального самосознания учителя физической культуры. Дис.... канд. пед. наук. - СПб., 1993 - 217 с. 12. Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б. Замысловатый танец современной пары // Семейная психология и семейная терапия. - 2000. - № 2. - С. 3-11. 13. Годунов A.A. Социально-экономические проблемы управления социалистическим производством. - М., 1975. -133 с. 14. Гулина М.А. Терапевтическая и консультативная психология. - Спб., 2001.-352 с. 15. Гурьева Л.С, Заргаров В.А., Скобеев K.M. Профессионал и специалист: Руководитель в современных организационных условиях. - Томск, 1989. - 131 с. 16. Емельянов E.H., Поварницына СЕ. Психология бизнеса. - М., 1998.-511 с. 17. 3еер Э.Ф. Психология профессий,- Екатеринбург, 1997.- 275с. 18. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. - М., 1990. - 336 с. 19. 3ильбер А.П. Синдром выгорания (надлома, привыкания) у специалистов МКС / Этика и закон в медицине критических состояний. - Петрозаводск, 1998,- С. 275-281. 20. Кадыров И.М. Взаимодействие когнитивных и аффективных компонентов в структуре самосознания: на модели невротических расстройств: Автореф. дис.... канд. психол. наук. - М., 1990. - 24 с. 21. Карлофф Б., Седерберг С. Вызов лидеров / Пер. со швед. - М., 1996. - 237 с. 22. Кернберг О.Ф. Отношения любви: норма и патология / Пер. с англ. - М., 2000. - 256 с. 23. Климов Е.А. О феномене профессиональной относительности образа мира // Вестник МГУ, 1995.- Серия 14.- Психология.- №1.- С. 3-11. 24. Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. - М., 1978. - 270 с. 25. Когнитивная психотерапия расстройств личности / Под ред. А. Бека, А. Фримана. - СПб., 2002. - 544 с. 26. Козина Н.В. Исследование эмпатии и ее влияния на формирование «синдрома эмоционального сгорания» у медицинских работников: Автореф. дис.... канд. психол. наук. - СПб., 1998. - 30 с. 27. Крапивина О.В. Эмоциональное выгорание как форма профессиональной деформации у пенитенциарных служащих: Дис. ... канд. психол. наук. - Тамбов, 2004. - 200 с. 28. Ладанов И.Д. Психология управления рыночными структурами. Преобразующее лидерство. - М., 1997. - 288 с. 29. Ларенцова Л.И. Изучение синдрома эмоционального выгорания у врачей- стоматологов // Клиническая стоматология. - 2003. - №4. - С.82-86. 30. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М., 1984.- 199 с. 31. Леонова А.Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции // Психологический журнал. - 2004. - Том 25. - № 2. - С. 75 - 85. 32. Ломов Б.Ф., Журавлев А.Л. Психология управления. - М., 1978. - 64 с. 33. Мангутов И.С., Уманский Л.И. Организатор и организаторская деятельность. Л., 1975. - 312 с. 34. МакМаллин Р. Практикум по когнитивной терапии / Пер. с англ. - СПб, 2001.-560 с. 35. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются // Вопросы психологии. -1978. - №4. - с. 45-87. 36. Маслоу А. Мотивация и личность / Пер. с англ. - СПб., 2006. - 352 с. 37. Мелия М. И. Бизнес - это психология: Психологические координаты жизни современного делового человека. - М., 2005. - 352 с. 38. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальностям "Психология. - М., 2001 - 494 с. 39. Нальчаджан A.A. Социально-психологическая адаптация личности (формы, методы, стратегии). - Ереван, 1988. - 263 с. 40. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. - СПб., 2006. - 392 с. 41. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. - СПб., 2000. - 464 с. 42. Олдхэм Дж., Моррис Л.Б. Автопортрет вашей личности. - М., 1996. - 544 с. 43. Орёл В.Е., Рукавишников A.A. Исследование влияния факторов рабочей среды на феномен психического выгорания в профессиях социальной сферы // Социальная психология XXI век. Ярославль, 1999. Т.2. - С. 164-167. 44. Орел В.Е., Большакова Т.В. Личностные детерминанты возникновения синдрома психического выгорания у медицинских работников // Экология человека. - 2005. - № 3. - С. 40 -44. 45. Постылякова Ю.В. Ресурсы совладания со стрессом в разных видах профессиональной деятельности // Психологический журнал. - 2005. - Том 26.-№6.-С. 35-43. 46. Практическая психодиагностика: методики и тесты / Под редакцией Д.Я. Райгородского - Самара, 1999. - 672 с. 47. Пригожий А.И. Современная социология организаций. - М., 1995. - 296 с. 48. Розанова В.А. Психология управления: Учеб. пособие. - М., 2000. - 416 с. 49. Рощин С.К. Психология успешного предпринимательства в США // Психологический журнал. - Том 14. - 1993. - № 5. - С. 98 - 109. 50. Рукавишников A.A. Личностные детерминанты и организационные факторы генезиза психического выгорания у педагогов: Дис. ... канд. психол. наук. - Ярославль, 2000.- 169 с. 51. Свенцицкий А.Л. Социальная психология. - М., 2003. - 336 с. 52. Селье Г. Стресс без дистресса. - М., 1979. - 98 с. 53. Сечко A.B. Предупреждение профессионального выгорания у летного состава ВВС // Материалы всероссийской научно-практической конференции «Социальное партнерство психологии, культуры, бизнеса и духовное возрождение России» - М., 2006. - С. 161-162. 54. Синдром сгорания / Первичная профилактика психических, неврологических и психосоциальных расстройств.- М., 2002,- С. 104-124. 55. Ситников А.П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психотехнологии. - М., 1996. - 428 с. 56. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания: личностные особенности у работников сферы психического здоровья // Белорусский медицинский журнал. - 2002. - №2. - С. 14-19. 57. Столин В.В. Самосознание личности. - M., 1983 - 388 с. 58. Умняшкина C.B. Синдром эмоционального выгорания как проблема самоактуализации личности (в сфере помогающих профессий): Дис. ... канд. психол. наук. - Томск, 2001. - 162 с. 59. Фанталова Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. - Самара, 2001.- 128 с. 60. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» учителя // Вопросы психологии. - 1994. - № 6. - С.54-67. 61. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990. - 368 с. 62. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. - М., 1993. - 144 с. 63. Фрейд 3. Печаль и меланхолия // Психология эмоций. - М, 1984. - С. 203 -211. 64. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост. М.Г. Ярошевский. - М., 1990. - 448 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Гиляровский и Суворин о трагедии на Ходынском поле
Количество страниц:
10
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image