Введение
Глава 1 История
1.1. Биография Всеволода Эмильевича Мейерхольда
Глава 2. Портреты В.Э.Мейерхольда
2.1. Портрет В.Э.Мейерхольда Кончаловский П. П.
2.2 .Портрет В.Э.Мейерхольда Б. Д. Григорьев (1916г.)
2.3 .Портрет В.Э.Мейерхольда Анненкова
2.4. Портрет В.Э.Мейерхольда П.В. Вильямс
Заключение
Список использованной литературы
Читать дальше
Со времени этой эпохи прошло уже более ста лет, по всем канонам, принятым на антикварном рынке, картины можно считать старинной живописью. Но герой портретов совсем не кажется таким уж отдаленным от нас, скорее, они очень близок и интересн нашим современникам.
Хронологически написанные портреты относятся к Серебряному веку - к первым десятилетиям ХХ века, к грани XIX и XX веков. Если учесть, что мы живем тоже в начале нового века, а эпохи грани веков оказывают определенное влияние на людей, живущих в эти периоды, то, возможно, это и вызывает острый интерес к искусству. Но, скорее всего, причина в новаторских методах живописи, всплеске художественного мастерства, глубоком творческом мышлении мастеров искусств начала XX века.
Мастера живописи изобретали свой новый художественный язык, тогда же возникали стили абстракционизма, лучизма, супрематизма, кубофутуризма, а в Европе и России царил стиль модерн. Но в портретной живописи особенно интересны поиски в области художественного языка символизма и импрессионизма. Произведения художников могут служить украшением коллекции любого музея.
В работе Григорьева духовная сущность выражена не только характерной позой, но и системой двойников: театральной маской, сросшейся с рукой режиссера, пламенеющей фигурой устремленного к цели стрелка (персонаж одного из спектаклей).
Подчеркнут профессиональный жест рисовальщика, сжимающего в руке блокнот.
В портрете Мейерхольда полнота существования героев в картинной ипостаси обеспечивается особой трактовкой пространственного окружения, как бы сконструированного собственной творческой волей моделей.
Читать дальше
1. Сомов К.А. Письма. Дневники. Суждения современников // Сост., вступ. статья и примеч. Ю.Н.Подкопаевой и А.Н.Свешниковой. – М.: Искусство, 1979. С. 334.
2. Зайцева И.А. «И я и Вы – достоянием стали вечности». (Б.Григорьев и М.Горький // Григорьевскуие чтения. Сб. ст. Вып. 4. М.: Памятники исторической мысли, 2009. С. 179.
3. Фомин Д.В. . Тема искусства в письмах Б.Д.Григорьева // Григорьевскуие чтения. Сб. ст. Вып. 4. М.: Памятники исторической мысли, 2009.
4. Клингсёр-Лерой К. Сюрреализм. Taschen / АРТ-РОДНИК. VG Bild-Kunst, Бонн, 2004. С. 44.
5. Статьи, письма, речи, беседы. Ч. 1. 1891–1917. М.: «Искусство», 1968. С. 225–229).
6. Галеева Т.А. Борис Дмитриевич Григорьев. – СПб.: ООО «Издательство “Золотой век”», ООО «Издательство “Художник России”», 2007. С. 40, 61–62;
7. Антипова Р.Н.. Очерк жизни и творчества // Григорьевскуие чтения. Сб. ст. Вып. 4. М.: Памятники исторической мысли, 2009. С. 24, 30. Более точно, как представляется, сравнение с живописью К.Ван Донгена (Галеева Т.А. Указ. соч. С. 40).
8. Соловьева Б.А., см. ее статью: «О двух неопубликованных рисунках Бориса Григорьева к изданиям А.Е.Бурцева // Григорьевские чтения. Сб. ст. Вып. 4. М.: Памятники исторической мысли, 2009
9. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. Репринтное воспроизведение издания YMKA-PRESS, 1955 г. – М.: Наука, 1990. С. 68.
10. Мейерхольд В. Э. Переписка. 1896—1939. М., 1976. С. 158.
11. Алперс Борис Владимирович (1894—1976) — историк театра, критик, театральный педагог. В юности посещал студию Мейерхольда, с которым познакомился в Териоках летом 1912.
12. Студия была создана Мейерхольдом совместно с Соловьевым и Гнесиным.
13. Добычина Надежда Евсеевна (1884—1949) — известная галерейщица 1910-х годов. Ее Художественное бюро располагалось на углу Марсова поля и Мойки в здании, выстроенном в XVIII веке архитектором Адамини.
14. 2. Мейерхольд В. Э. Переписка. 1896—1939. С. 158.
15. Фейгин Григорий Герасимович (? -1917) — участник Студии. Секретарь редакции. Погиб во время Первой мировой войны в одной из ударных атак «батальонов смерти».
16. Веригина В. П. Студия на Троицкой // Веригина В. П. Воспоминания. Л., 1974. С. 200—201.
17. 9. Зноско-Боровский Е. А. «Русский театр начала XX века» (Прага, 1924).
18. Брянский А. М. «Русские театральные воспоминания и записки». В журнале опубликована его статья «Русский Арлекин» об известном русском комике Ожогине (1914, № 6—7). Театровед.
19. 14. Мейерхольд В. Э. Переписка. С. 163.
20. Рыков А. В. Мои встречи с Мейерхольдом // Художник и зрелище. М., 1990. С. 309—310.
21. Г. Г. Фейгина от 23 мая 1915 г. ЦГАЛИ, ф. 998.
22. Мейерхольд В. Э. Переписка. C. 178.
Читать дальше