Введение
Глава 1.Анализ категорий «интеллект» и «мышление» животных
1.1.Подходы к исследованию проблемы интеллекта у животных…………….6
1.2. Интеллект как интегратор когнитивной сферы животного……………...11
1.3.Мышление как интегратор интеллекта животного……………………….13
Глава 2.Структура интеллекта животных…………………………………..…19
Заключение ………………………………………………………………………23
Список литературы………………………………………………………………25
Читать дальше
Итак, в рамках настоящей работы мы сформулировали подход к интеллекту животных как к системе, интегрирующей в себе все их когнитивные структуры – врожденный и приобретенный в ходе онтогенеза опыт.
Данный подход базируется на целостной концепции психических процессов Л.М.Веккера, более поздних концепциях М.А.Холодной и С.Д.Пьянковой, развивающих идеи Веккера, а также дифференционно-интеграционном подходе к развитию (Н.И.Чуприкова).
Подобная трактовка интеллекта позволила нам сформулировать радикальный для классической зоопсихологии тезис о наличии системы интеллекта у всех без исключения живых существ, обладающих психикой.
Мышление, рассматриваемое в качестве интегратора интеллекта животного, согласно развиваемой здесь точке зрения также наличествует у любых живых систем, способных к психическому отражению, но на ранних стадиях филогенеза психики (сенсорной и перцептивной по периодизации Г.Г.Филипповой) оно образует гомогенное единство с другими когнитивными процессами.
Предлагаемый подход позволяет сместить акцент исследований с изучения конкретных познавательных способностей животных – функций интеллекта: способности улавливания принципа, лежащего в основе задачи, с правильным ответом в первой пробе; способности реорганизовывать ранее усвоенные независимые навыки; способности выявлять общий алгоритм; способности к обобщению и абстрагированию и т.д. – на изучение когнитивных структур и специфики их связей, лежащих в основе вышеуказанных способностей.
Следовательно, это поможет глубже понять качественную специфику когнитивной организации различных животных и других живых систем, обладающих психикой.
Читать дальше
1.Богатых Б.А. Фрактальная природа живого: Системное исследование биологической эволюции и природы сознания. М.: Либроком, 2012.
2.Зорина З.А., Обозова Т.А. Новое о мозге и когнитивных способностях птиц. Зоологический журнал, 2011, 90(7), 784–802.
3.Крушинский Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности: Эволюционный и физиолого-генетический аспекты поведения. 3-е изд. М.: Либроком, 2009.
4.Олескин А.В. Биосоциальность одноклеточных (на материале исследований прокариот). Журнал общей биологии, 2009, 70(3), 225–238.
5.Панов Е.Н. Знаки, символы, языки: Коммуникация в царстве животных и мире людей. Изд. 6-е, испр. и доп. М.: ЛКИ, 2011.
6.Пьянкова С.Д. Интеллект как самоорганизующаяся система. В кн.: Дифференционно-интеграционная теория развития. М.: Языки славянских культур, 2011. С. 316–329.
7.Резникова Ж.И. Когнитивное поведение животных и его развитие в онтогенезе. В кн.: Дифференционно-интеграционная теория развития. М.: Языки славянских культур, 2011. С. 349–385.
8.Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология: учеб. пособие для студентов вузов. 6-е изд., перераб. М.: Академия, 2012.
9.Хватов И.А. Главные направления эволюции психики в контексте онтологического и дифференционно-интеграционного подходов. Часть 1. Психологические исследования, 2012a, No. 1(21), 1. http://psystudy.ru
10.Хватов И.А. Главные направления эволюции психики в контексте онтологического и дифференционно-интеграционного подходов. Часть 2. Психологические исследования, 2012b, No. 2(22), 12. http://psystudy.ru
11.Хватов И.А. Концепция происхождения психики А.Н.Леонтьева на современном этапе развития науки. Психологические исследования. 2011, N 1(15).
12.Холодная М.А. Структурно-интегративная методология в исследовании интеллекта. В кн.: Дифференционно-интеграционная теория развития. М.: Языки славянских культур, 2011. С. 469–477.
Читать дальше