ВВЕДЕНИЕ 2 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ МУЗЫКИ 7 1.1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «КРЕАТИВНОСТЬ» 7 1.2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В РАЗВИТИИ КРЕАТИВНОСТИ 11 1.3. РЕФЛЕКСИЯ УРОКА МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 21 ВЫВОДЫ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ 28 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО СРЕДСТВАМ УРОКОВ МУЗЫКИ 29 2.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИСХОДНОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ 29 2.2 РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 35 2.3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЯ 41 ВЫВОДЫ ПО ЭМПИРИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ 47 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51

Развитие креативности у детей младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями на уроках музыки

дипломная работа
Педагогика
50 страниц
85% уникальность
2014 год
136 просмотров
Антилевская Т.
Эксперт по предмету «Коррекционная педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 2 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ МУЗЫКИ 7 1.1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «КРЕАТИВНОСТЬ» 7 1.2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В РАЗВИТИИ КРЕАТИВНОСТИ 11 1.3. РЕФЛЕКСИЯ УРОКА МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 21 ВЫВОДЫ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ 28 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО СРЕДСТВАМ УРОКОВ МУЗЫКИ 29 2.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИСХОДНОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ 29 2.2 РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 35 2.3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЯ 41 ВЫВОДЫ ПО ЭМПИРИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ 47 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
Читать дальше
Проблема человеческого неординарного мышления вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении креативностью людьми. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что креативное мышление человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу его развития - одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Целесообразно развивать их способности, начиная с самого раннего возраста. Поэтому в школьном обучении нужно уделять особое внимание развитию творческого, а не только репродуктивного стиля мышления. На данный момент существует потребность психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей. В младшем школьном возрасте наиболее действенными являются психологические механизмы подражания творческому взрослому, самооценки, принятия и освоение ролей, поскольку детям данного возраста свойственна, с одной стороны, творческая самореализация в создаваемых ими; продуктах деятельности, а с другой - из-за отсутствия опыта, невозможность самостоятельного воплощения многих своих творческих идей и замыслов.


Контрольная работа по физике на заказ поможет вам не тратить свое время. Контрольные на заказ - это недорогая услуга, с которой мы справляемся на ура.


. Отсюда, неизбежна ориентация на мнение значимого другого (стремление ему подражать), осуществление сравнения своих творческих достижений, с достижениями своих одноклассников. Иногда творческие способности считают врожденными, "данными от природы". Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а творческие способности являются результатом развития задатков. На развитие творческих способностей оказывает влияние особенности высшей нервной деятельности. Так, от скорости образования и прочности условных рефлексов зависят быстрота и прочность овладения знаниями и навыками. В соответствии с этим большинство психодиагностических тестов, исследующих творчество, ориентированы на выявление способностей к дивергентному мышлению. Дивергентное мышление - важный элемент творческой деятельности. Оно лежит в основе креативности, а факторы дивергентного мышления могут служить критериями для выявления и оценки креативности. Проведенный анализ литературы показал, что пока еще не выработана единая точка зрения на содержание и структуру креативности, не выявлена ее специфика, существует терминологическая неопределенность данного понятия, практически не исследованы психологические механизмы развития креативности личности. Креативность трактуется учёными с различных позиций как: способность личности (Э.П. Торренс, Д. Гилфорд, В.Н. Дружинин, Д.В. Чернилевский, Д.Б. Богоявленская, и др.); черта личности (К. Тейлор, А. Маслоу, К. Роджерс); проявление одаренности (A. M. Матюшкин, Дж. Рензулли); творческая деятельность (А.В. Хуторской) и т.д. Осознание недостаточной. теоретической и практической разработанности проблемы, решение которой отвечало бы потребностям современного общества, может быть рассмотрено в качестве обоснования необходимости ее исследования. Среди работ зарубежных исследователей в области креативности следует отметить труды Дж. Гилфорда, А. Маслоу, К. Тейлора, Э.П. Торренса, Э. Фромма. В отечественной науке теория креативности разрабатывалась А.В. Хуторским, А.М. Матюшкиным, Л.С. Выготским, С.С. Жумашевой, Д.В. Чернилевским, А.В. Морозовым, Т.Т. Тажибаевым, В.Н. Дружининым, Д.Б. Богоявленской, и др. Перечисленные исследователи рассматривали проблему развития креативности различных представителей учебного процесса (учителя, преподавателя, ученика, ребенка и т.д.) в разнообразных педагогических условиях. Креативность выступает мощным фактором развития личности, определяющим ее готовность изменяться, отказываться от стереотипов. Но, пожалуй, самое главное, что побуждает человека быть креативными - это изменчивость современного мира. Вследствие всего этого становится очевидной необходимость поиска средств, позволяющих развивать креативность - способность, которой, пусть и в разной степени, обладает каждый человек. Известны различные подходы к построению программ, развивающих креативность, подавляющее большинство этих программ нацелено на развитие тех или иных составляющих креативности. Наиболее традиционны подходы, в которых творческие способности пробуждаются в процессе решения сложных задач, чему, в частности, были посвящены эксперименты М. Вертгаймера по развитию продуктивного мышления у школьников. Завершенные программы развития творческого мышления были разработаны практически одновременно американскими исследователями Э.П. Торренсом и Э. Де Боно. Процесс творчества переживается как нечто новое субъективно. Если с философской точки зрения имеет смысл считать творчеством только то, тчо связано с созданием никогда ранее не бывшего нового продукта, то с психологической стороны важно именно то, что речь может идти о создании чего-либо нового для данного субъекта, о субъективной новизне. Ведь в повседневной практике усвоения учащимся новых понятий, решений задач, которые являются для него новыми, часто имеется дело именно с творчеством, которое отражает процесс создания новых для данного субъекта ценностей - в виде понятия, знания, умения, решения задачи и др. [5] В этом смысле можно говорить о творчестве человека, которое проявляется в его игровой, учебной, трудовой деятельности. Поэтому важно, чтобы в психологическом определении творчества был отражен именно этот момент субъективной значимости. Так как творчество есть деятельность, способствующая созданию, открытию чего-либо ранее для данного субъекта неизвестного. Творческая деятельность - это отражение творческого (креативного) мышления, результатом которого является получение общественно значимого нового знания, нового технического решения. Объектом исследования выступает развитие креативности у младших школьников с особыми образовательными потребностями. Предмет исследования – уроки музыки. Цель исследования – выявить пути развития креативности у младших школьников на уроках музыки. Задачи: 1. Раскрыть сущность понятия «креативность». 2. Изучить психолого-педагогические особенности младших школьников и младших школьников с особыми образовательными потребностями в развитии креативности. 3. Охарактеризовать рефлексии урока музыки в начальной школе. 4. Подобрать и провести диагностические методики по выявлению уровня развития креативности. Гипотеза. Мы предлагаем, что уроки музыки способствуют развитию креативности у младших школьников, если: - если в содержание уроков музыки систематически вводятся творческие задания. - стержнем каждого урока музыки должны стать свободные творческие проявления младших школьников. - учитель должен стать творческим. Методы исследования: теоретические: Теоретический анализ, сравнения, обобщение. эмпирические: наблюдение, беседа, диагностические задания, метод математической обработки результатов исследования.

Читать дальше
Проведенный анализ научной литературы (философской, психологической, педагогической) позволил выявить сущность музыкального подхода как методологической основы педагогического процесса, направленного на развитие креативности млаших школьников, базирующегося на констуировании и решении личностно ориентированных эмоционально-образных ситуаций при соблюдении принципов диалогичности (полилогичности), множественности, процессуальности истины, единства эмоционального и рационального. Использование методов, форм, приемов музыкального подхода в предметном обучении способствует созданию особой среды для обретения «живого» знания, знания как открытой, незамкнутой системы, посредством сотворчества, взаимообогащающих отношений между участниками учебного процесса, благодаря синтезу рационально-логического и эмоционально-бразного мышления, поливариантному истолкованию текстов учебной ситуации и их соотнесению с личностными потребностями и ценностями участников педагогического процесса, что позволяет говорить о значительном педагогическом потенциале музыкального подхода в развитии креативности младших школьников. Эффективное развитие креативности младших школьников возможно при соблюдении следующей логики организации совместной творческой деятельности педагога и ученика в рамках музыкального подхода: диагностика личностных особенностей ученика, исходного уровня креативности и мотивации саморазвития, совместное конструирование личностно ориентированных эмоционально-образных ситуаций, определение стиля изложения материала, осуществление субъект-субъектной творческой деятельности в рамках указанных ситуаций, совместная рефлексия, самооценка. Суть разработанной модели заключается в поэтапном достижении повышения уровня креативности младших школьников за счет усиления мотивации самореализации и саморазвития. На организационно-мотивационном этапе осуществляется подготовка педагогов и учеников к реализации музыкального подхода в обучении. Содержательно-процессуальный этап реализуется в совместной субъект-субъектной творческой деятельности ученика и учителя с использованием личностно ориентированных эмоционально-образных ситуаций, созданных на основе вербальных и визуальных образов-символов, рассматриваемых как инструмент развития креативности и являющихся по сути музыкальными. На заключительном этапе модели реализации музыкального подхода к развитию креативности младших школьников осуществляется комплексная оценка (самооценка, рефлексия, тестирование), ориентированная на внутренний и внешний результат совместной субъект-субъектной деятельности ученика и учителя. Представленный критериально-диагностический инструментарий определения эффективности модели реализации музыкального подхода к развитию креативности младших школьников позволяет оценить динамику уровня креативности, творческого мышления и поведения, структуру учебной мотивации, повышение уровня творческого потенциала, а также готовность субъектов образовательного процесса к реализации музыкального подхода. Использование комплексных критериев в процессе констатирующего эксперимента и полученные в соответствии с ними результаты формирующего эксперимента позволили сделать вывод об эффективности разработанной модели реализации музыкального подхода к развитию креативности младших школьников. Материалы исследования рекомендуется применять в практической деятельности педагогов средней школы и в системе повышения квалификации и переподготовки работников образования. Перспективы дальнейшей разработки темы. Проведенное исследование не исчерпывает полностью проблемы поиска возможности путей развития креативности младших классов на основе реализации музыкального подхода в обучении. Видится перспективным продолжение исследования не только на основе преподавания предметов музыкального цикла, но и в преподавании точных наук. Интерес представляет изучение влияния личностно ориентированных эмоционально-образных ситуаций на уровень креативности педагогов.
Читать дальше
1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2012. - 320 с. 2. Воронина О.А. Гендер // Словарь современных гендерных терминов, М., 2012, С.21. 3. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М: Школа-Пресс, 2010. - 448 с. 4. Долматов А.В. Основы развивающего образования: Теория, методы, технологии креативной педагогики. - СПб: ВУС, 2011. - 196 с. 5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб: Питер, 2012. - 368 с. 6. Зиновкина М.М. Формирование творческого технического мышления и инженерных умений студентов технических вузов: Дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2011. - 326 с. 7. Кочергина С.Г. Связь эмоциональной отзывчивости на музыку с развитием интеллектуальных способностей и креативности у детей младшего школьного возраста // Теоретическая и экспериментальная психология. 2012. Т. 5. № 1. 8. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. - М: Академия, 2012. - 176 с. 9. Кречетников К.Г. Проектирование креативной образовательной среды на основе информационных технологий в вузе. Моногр. - М.: Госкоорцентр, 2012. - 296 с. 10. Карпенко С.В. Инструменты стимуляции креативности // Internet: http://isarrfe.trainet.org/materials/practicum/practicum2.shtml. 11. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: Избранные труды. М., 2013. 12. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности//Московская психологическая школа: История и современность: В 3 т./Под ред. В.В.Рубцова. Т.1. Кн. 2. М., 2012. 13. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. - СПб: Евразия, 2009. - с. 108 -113. 14. Матвеев А. Креативность: мысли вслух // Internet: http://www.arsvitae.ru/ cgi-bin/cm/get_doc.fpl?doc_id=71. 15. Назаренко М.М. Информационный подход в создании психолого-педагогических условий развития креативности у студентов педагогического 3вуза // Internet: http://ito.bitpro.ru/2012/II/3/II-3-217.html. 16. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 544 с. 17. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - М.: Академия, 2011. - 304 с. 18. Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.В. Гамезо. - М.: Педагогическое общество России, 2011. - 128 с. 19. Торшина К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии // Internet: http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/ 1998/984/984123.htm. 20. Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития// Вопросы психологии. 2010. № 3. 21. Халперн Д. Психология критического мышления. - СПб: Питер, 2010. - 512 с. 22. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. - Спб: Питер, 2012. - 272 с. 23. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2011. - 544 с. 24. Чернилевский Д.В., Морозов А.В. Креативная педагогика и психология. - МГТА, 2011. - 301 с. 25. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. - М.: Академия, 2009. - 288 с. 26. Шумакова Н.Б. Исследовательская позиция ребенка как фактор развития одаренности // Начальная школа: плюс До и После. 2006. № 10. 27. Шумакова Н.Б. Психологические условия выявления творческих способностей у одаренных детей младшего школьного возраста // Теоретическая и экспериментальная психология. 2011. Т. 4. № 3. 28. Щепина О. Особенности взаимодействия интеллектуальных и творческих особенностей у детей // Internet: http://www.fp.nsu.ru/science/ conf2001/doklad5.htm. 29. Rubenstein L.D. The First Word. An interview With Sandra N. Kaplan— On Promoting Academic Acuity//Conceptual Foundations. Network Newsletter. 2012. Vol.20. Issue 2.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Гиляровский и Суворин о трагедии на Ходынском поле
Количество страниц:
10
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image