Введение 4 Глава 1. Современное состояние проблемы профилактики нарушений письма у дошкольников с общим недоразвитием речи 8 1.1. Предпосылки и структурные компоненты функциональной системы письма 8 1.1.1 Определение понятия письма 8 1.1.2. Психофизиологическая характеристика письма 12 1.2. Краткий исторический обзор учений о нарушениях письменной речи 19 1.3. Современное состояние вопроса о нарушениях письма 24 1.3.1. Терминология, определение и распространенность нарушений письма у детей 24 1.3.2. Этиология дисграфии 26 1.3.3. Симптоматика дисграфии 30 1.3.4. Механизмы дисграфии 33 1.3.5. Классификация дисграфии 34 1.4. Нарушение письма у детей с общим недоразвитием речи 38 1.4.1. Характеристика детей с общим недоразвитием речи 38 1.4.2. Особенности нарушений письма у детей с общим недоразвитием речи 45 1.5. Научные подходы к изучению проблемы профилактики дисграфии у детей с нормальным речевым развитием 49 1.6. Раннее выявление предрасположенности к дисграфии 55 1.7. Необходимость профилактической работы по предупреждению нарушений письма у дошкольников с общим недоразвитием речи 56 Глава 2. Исследование предрасположенности к дисграфии дошкольников с общим недоразвитием речи 62 2.1. Цель, задачи, методы и организация исследования 62 2.2. Характеристика детей экспериментальной группы 68 2.3. Теоретические основы и содержание методики констатирующего эксперимента 70 2.3.1. Исследование состояния звукопроизношения 70 2.3.2. Исследование умения воспроизводить звуко-слоговую структуру слова 72 2.3.3. Исследование состояния фонематического восприятия 73 2.3.4. Исследование состояния звукового анализа и синтеза 73 2.3.5. Исследование состояния монологической связной речи 74 2.3.5. Исследование состояния лексико-грамматического строя речи 75 2.3.7. Исследование состояния зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений 76 2.3.8. Исследование состояния оптико-пространственного праксиса 77 2.3.9. Определение уровня развития отдельных познавательных психических процессов 78 2.3.10. Исследование состояния ручной моторики 80 2.4. Результаты констатирующего эксперимента 81 Глава 3. Логопедическая работа по профилактике дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи 83 3.1. Основные задачи и направления коррекционного обучения 83 3.2. Основные принципы коррекционной работы по профилактике дисграфии 87 3.3. Логопедическая работа по профилактике различных видов дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи 89 3.3.1. Формирование правильного звукопроизношения 89 3.3.2. Развитие слухо-произносительной дифференциации звуков речи 90 3.3.3. Формирование языкового анализа и синтеза 92 3.3.4. Формирование лексико-грамматического строя речи 93 3.3.5. Формирование связной речи 93 3.3.6. Развитие зрительного гнозиса, мнезиса, анализа и синтеза, пространственных представлений 95 3.3.7. Развитие внимания, памяти, мышления 95 3.3.8. Развитие тонкой ручной моторики 96 Заключение 98 Список литературы 102 Приложение 107 Речь

Профилактика дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи 3-го уровня речевого развития.

дипломная работа
Педагогика
100 страниц
81% уникальность
2014 год
266 просмотров
Сопов В.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 4 Глава 1. Современное состояние проблемы профилактики нарушений письма у дошкольников с общим недоразвитием речи 8 1.1. Предпосылки и структурные компоненты функциональной системы письма 8 1.1.1 Определение понятия письма 8 1.1.2. Психофизиологическая характеристика письма 12 1.2. Краткий исторический обзор учений о нарушениях письменной речи 19 1.3. Современное состояние вопроса о нарушениях письма 24 1.3.1. Терминология, определение и распространенность нарушений письма у детей 24 1.3.2. Этиология дисграфии 26 1.3.3. Симптоматика дисграфии 30 1.3.4. Механизмы дисграфии 33 1.3.5. Классификация дисграфии 34 1.4. Нарушение письма у детей с общим недоразвитием речи 38 1.4.1. Характеристика детей с общим недоразвитием речи 38 1.4.2. Особенности нарушений письма у детей с общим недоразвитием речи 45 1.5. Научные подходы к изучению проблемы профилактики дисграфии у детей с нормальным речевым развитием 49 1.6. Раннее выявление предрасположенности к дисграфии 55 1.7. Необходимость профилактической работы по предупреждению нарушений письма у дошкольников с общим недоразвитием речи 56 Глава 2. Исследование предрасположенности к дисграфии дошкольников с общим недоразвитием речи 62 2.1. Цель, задачи, методы и организация исследования 62 2.2. Характеристика детей экспериментальной группы 68 2.3. Теоретические основы и содержание методики констатирующего эксперимента 70 2.3.1. Исследование состояния звукопроизношения 70 2.3.2. Исследование умения воспроизводить звуко-слоговую структуру слова 72 2.3.3. Исследование состояния фонематического восприятия 73 2.3.4. Исследование состояния звукового анализа и синтеза 73 2.3.5. Исследование состояния монологической связной речи 74 2.3.5. Исследование состояния лексико-грамматического строя речи 75 2.3.7. Исследование состояния зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений 76 2.3.8. Исследование состояния оптико-пространственного праксиса 77 2.3.9. Определение уровня развития отдельных познавательных психических процессов 78 2.3.10. Исследование состояния ручной моторики 80 2.4. Результаты констатирующего эксперимента 81 Глава 3. Логопедическая работа по профилактике дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи 83 3.1. Основные задачи и направления коррекционного обучения 83 3.2. Основные принципы коррекционной работы по профилактике дисграфии 87 3.3. Логопедическая работа по профилактике различных видов дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи 89 3.3.1. Формирование правильного звукопроизношения 89 3.3.2. Развитие слухо-произносительной дифференциации звуков речи 90 3.3.3. Формирование языкового анализа и синтеза 92 3.3.4. Формирование лексико-грамматического строя речи 93 3.3.5. Формирование связной речи 93 3.3.6. Развитие зрительного гнозиса, мнезиса, анализа и синтеза, пространственных представлений 95 3.3.7. Развитие внимания, памяти, мышления 95 3.3.8. Развитие тонкой ручной моторики 96 Заключение 98 Список литературы 102 Приложение 107 Речь
Читать дальше
Актуальность. Письменная речь выступает как надежное, доступное средство общения и взаимодействия. Письмо является системной, сложной и произвольной психической деятельностью, которая обеспечивается активным участием разных структурно-функциональных компонентов, множества психических функций. Процессы письма самым тесным образом связаны с устной речью и осуществляется только на основании высокого уровня ее развития. В исследованиях Р.Е. Левиной показано, что существует самая тесная связь между нарушениями письма и чтения, что системно опосредуется речевыми нарушения. В рамках современного уровня развития проблема нарушения письма выступает как одна из основных проблем логопедии. Нарушение процесса овладения письменной речью в настоящее время рассматривается с различных позиций – в клиническом, психологическом, психолингвистическом, педагогическом и нейропсихологическом аспектах. В настоящее время проблема коррекции нарушений письменной речи все еще является чрезвычайно актуальной.


Вы хотите купить курсовую работу по макроэкономике? Мы предлагаем вам 1000 рублей за первый заказ. Вводите промокод WORK1000 и заказывайте курсовую работу!


. Это связано с недостаточным уровнем эффективности традиционных методов коррекции дисграфии, с ростом числа школьников, которые имеют стойкие нарушения письма, а также с усложнением механизмов и симптомов данного нарушения. Специфические дисграфии закономерно ведут нарушение в процессе овладения орфографией, что выступает как причина стойкой неуспеваемости, отклонений в развитии личности ребенка. В связи с данным обстоятельством одна из наиболее актуальных задач логопедии – это поиск наиболее оптимальных путей и способов коррекции дисграфии. Проблема формирования навыков письма во многом объясняется специфическими особенностями учебной деятельностью в младшем школьном возрасте. Например, учащимся свойственна недостаточная целенаправленность в деятельности, отсутствие навыков анализа, контроля деятельности. В настоящее время практически в каждом классе начальной школы имеются дети с различными нарушениями письма, тогда как учителя отмечают наличие сложностей в процессе чтения и письма у таких детей. Также следует обратить внимание на тот факт, что учебная неуспеваемость ограничивается не только ошибками в письме. Практическая деятельность показывает, что в случае несформированности или недоразвития навыков чтения и письма школьная жизнь может не ладиться в случае поведенческих и эмоциональных нарушений. Таким образом, актуальность проблемы коррекции дисграфии у детей младшего школьного возраста не вызывает сомнения, так как система коррекции нарушений процессов письма в настоящее время еще недостаточно разработана. Существующие теоретические подходы и практические технологии характеризуются логической очень многообразны и зачастую противоречат друг другу. В связи с этим практика коррекции дисграфии требует интеграции опыта различных ученых в деле коррекции различного рода нарушений письма. Цель исследования заключается в определении специфики процесса коррекции дисграфии у детей младшего школьного возраста. Объект исследования – коррекция дисграфии. Предмет исследования – коррекция дисграфии у детей младшего школьного возраста. Гипотезы исследования: 1. Понимание механизмов дисграфии, а также эффективная ее коррекция требует психолого-педагогического изучения специфических ошибок письма, особенностей речи, а также нейропсихологического анализа иных психологических функций школьников. 2. Младшие школьники с дисграфией по характеру устной речи и нарушениям письма представляют собой достаточно неоднородную группу. 3. Психолого-педагогический и нейропсихологический подход к анализу дисграфии у детей позволяет определить закономерную связь специфических ошибок письма, характерные особенностей устной речи, а также иных психических функций. 4. Среди учащихся с дисграфией можно выделить следующие группы школьников: первая группа характеризуется специфическими нарушениями письма, особенностями устной речи, которые являются результатом трудностей регуляции, контроля и программирования деятельности. Вторая группа – имеют трудности приема хранения и переработки информации по левополушарному типу, тогда как третья группа – имеют трудности приема и переработки, а также хранения информации по правополушарному типу. 5. Выявленные у младших школьников специфические особенности патогенеза дисграфии определяют необходимость комплексного подхода к коррекционной деятельности по преодолению дисграфии, а также нарушения устной речи и иных функций. В соответствии с поставленной целью в исследовании решаются следующие задачи: 1. Охарактеризовать психофизиологическую структуру процесса письма. 2. Рассмотреть некоторые существующие классификации дисграфий, а также осуществить их содержательную характеристику. 3. Охарактеризовать общие подходы к коррекции нарушений письма у младших школьников. 4. Осуществить анализ и оценку авторских методик и систем упражнений по коррекции дисграфии. 5. Спланировать и реализовать констатирующий эксперимент, направленный на определение особенностей дисграфии у младших школьников. 6. Осуществить анализ результатов констатирующего эксперимента 7. Спланировать и реализовать формирующий эксперимент. 8. Спланировать и реализовать контрольный эксперимент, а также сформулировать выводы по нему. Теоретической основой настоящего исследования выступают работы отечественных и зарубежных ученых и педагогов-практиков, таких, как: А.М. Алексеевой, Т.В. Ахутиной, Н.С. Баренцевой, М.М. Безруких, О. А. Белобрыкиной, А.М. Бородич, Л.А. Венгера, Е.Н. Винарской, Н.Н. Волосковой, Л.С. Выготского, Л.Н. Ефименковой, А.Н. Корнева, Н.К. Корсакова, Р.И. Лалаевой, Е.В. Мазановой, Л.Г. Милостивенко, А.В. Ястребовой и многих других. Эмпирической основой настоящего исследования выступает МОУ СОШ №Х г.Н. Практическая значимость настоящего исследования заключается в анализе и систематизации существующих теоретических подходов относительно проблемы дисграфии, а также анализе существующих методов коррекции данного нарушения. Полученные в исследовании данные могут быть использованы в рамках практической логопедической деятельности. Структура настоящего исследования включает введение, три основные главы, заключение, список использованной литературы и приложение.

Читать дальше
Процесс овладения письменной речью существенно видоизменяет строение психических процессов у человека требует от него нового типа операций, что требует обращения к психолингвистическим аспектам процессов письменной речи. Исследование процессов порождения письменной речи показывает, что структура ее представляет собой достаточно замкнутую функциональную систему, которая ориентируется на достижение определенного результата, а именно – написание текста. Будучи социальной по своему происхождению и сложной по строению письменная речь не может реализовываться в рамках одного идеомоторного акта, требует выполнений целой системы операций, которые организованы в уровневую иерархию. Сенсомоторная реализация процессов письменной речи подчиняется законам перекодирования единиц одной системы знаков в другую. В рамках такого принципа осуществляется перешифровка выделенных фонем в зрительно-пространственные образы, которые хранятся в затылочно-теменных отделах коры головного мозга. Моторная реализация процесса письма заключается в превращении системы зрительных компонентов в соответствующий систему движений. Последнее может рассматриваться как условнорефлекторный акт. Дисграфия, рассматриваясь как стойкая неспособность овладеть письмом, в настоящее время является объектом исследования множества ученых. Несмотря на существующие достижения в области исследования данной проблемы, наименее исследованной проблемой выступает проблема этиологии данного нарушения, природа которого неоднозначно понимается разными специалистами. Вопросы этиологии дисграфии постоянно включаются в круг рассматриваемых тем, тогда как специальных исследований данной проблемы не проводится. В научных исследованиях причины, которые приводят к дисграфии, которые в зарубежных странах приравниваются к нарушениям спеллинга, зачастую рассматриваются в рамках одной проблемы, которая именуется дислексией, то есть в системе с нарушениями чтения. Данное обстоятельство подчеркивается представлениями ученых о единстве расстройства устного и письменного языка. Вместе с тем, традиция раздельного исследования двух форм патологии успешно реализуется зарубежными и отечественными учеными в течении нескольких десятков лет. Дисграфия диагностируется у детей в возрасте 6-8 лет. В данное время у ребенка могут обнаруживаться стойкие сложности обучения. В связи с данной особенностью факторы риска, которые способствуют их появлению, могут обнаруживаться в литературе по проблеме достаточно редко. Минимальное число исследований данной проблемы связано также с трудностью получения достоверных и объективных данных. Многие матери по прошествии шести-восьми лет после рождения своего ребенка не в состоянии представить подробные сведения о течении беременности и родов, а также о раннем периоде жизни. В качестве основных симптомов дисграфии выступают специфические ошибки, которые носят достаточно стойкий характер, которые возникают не с нарушениями сенсорного или же интеллектуального развития или же с нерегулярностью школьного обучения ребенка . Можно говорить о трех группах специфических ошибок: 1. Ошибки на уровне слова 2. Ошибки буквенного и слогового уровня 3. Ошибки на уровне словосочетания или же предложения. Общее недоразвитие речи – это сложное речевое расстройство, в рамках которого у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом диагностируется более позднее начало развития речи, достаточно ограниченный запас слов, наличие агрраматизмом, дефектов фонемообразования и произношения. Данные явления в системе указывают на комплексное нарушение всех основных компонентов речевой деятельности. Дети с ОНР имеют также нарушения моторики артикуляционного аппарата, такие, как нарушения мышечного тонуса в речевой мускулатуре, сложности в тонких артикуляционных дифференцировках, а также ограниченные возможности произвольных движений. С расстройствами речи теснейшим образом связаны нарушения мелкой моторики – недостаточный уровень координации пальцев, неловкость и замедленность движений, застревание в одной позе. Недоразвитие всех компонентов речи у детей с ОНР может сопровождаться малыми неврологическими дисфункциями, такими, как недостаточный уровень регуляции мышечного тонуса, недостаточный уровень двигательной дифференцировки и т.п., у детей может наблюдаться эмоционально-волевая незрелость, слабый уровень произвольной регуляции деятельности и т.п. Общее недоразвитие речи, как парциальное нарушение, в рамках своих проявлений имеет большое клиническое разнообразие. Типичными проявлениями, которые указывают на системность нарушения речевой деятельности, могут встречаться при разных речевых аномалиях – при дизартрии, заикании, алалиях, а может являться одним из ведущих симптомов иных нервно-психических заболеваний. Настоящее исследование было ориентировано непосредственно на выявление предпосылок дисграфии у дошкольников 5-6 летнего возраста. Нами было обследовано 40 детей подготовительной группы ДОУ № Х и ДОУ №У. Экспериментальное исследование было реализовано в течении трех недель. Исследование было выполнено с помощью логопеда указанного ДОУ. В результате диагностики было выявлено, что дети с ОНР характеризуются следующими изменениями, по сравнению с нормально развивающимися детьми: 1. У дошкольников с ОНР диагностируются нарушения речи, которые связаны с врожденными аномалиями в строении артикуляционного аппарата, нарушениями звукопроизношения, которые связаны с разной структурой дефекта, различные искажения слоговой структуры слова, нарушения ритма и темпа, а также мелодико-интонационного аспекта речи. 2. Все дети с ОНР с трудом различают формы рода, числа, а также падежа имен существительных и прилагательных. Дети требуют дополнительной помощи взрослых. В процессе обследования слоговой структуры слова у детей иногда наблюдались опускания некоторых звуков, начальных слогов в словах, имеющих сложную структуру. Важным моментом также является то, что дети зачастую слышат некорректность проговаривания и пытаются исправить ошибки. Другая часть детей отвечали некорректно, ответы их были с преобладание нарушений звуковой и слоговой структуры слова.
Читать дальше
1. Алексеева А.М., Яншина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: уч. пособие. - 4-е изд.. - М. Академия, 2008. 2. Андреева Н.Г. Развитие письменной связной речи младших школьников с нарушением чтения и письма, обусловленным ОНР (III-IV ур.) // Школьный логопед. 2008. № 1. 3. Аристова Т. А., Архипова Г. А. и др. Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие /Под ред. Н. Н. Яковлевой. – СПб.: СПбАППО, 2004. – 172 с. 4. Ахутина Т.В. Нарушение письма: диагностика и коррекция. Спб., 2004. 5. Барылкина Л.П. Эти трудные согласные: Как помочь ребенку с нарушениями процесса письма и чтения: Пособие для учителей, логопедов и родителей. М., 2008. 6. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. - М.: «Академия», 2000. 7. Бекшиева З. И. Коррекция письменной речи у школьников / 3. И. Бекшиева. – Ростов н/Д : Феникс, 2009. – 318 с. 8. Белякова Л. И. Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. Монографический сборник. /М., 2005. 9. Бондаренко А. П. Значение раннего выявления и коррекции недостатков устной и письменной речи // Школьный логопед. 2006. № 3. 10. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с. 11. Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. Развитие речи детей 6-7 лет: метод. пособие для воспитателей дошк.образоват.учреждений. – М., Просвещение, 2007. – 224с. 12. Гостунская Я.И. Формирование зрительно-моторной координации при подготовке к обучению письму детей с общим недоразвитием речи // Логопедия сегодня. 2008. № 4. 13. Громова О.Е. Значение этиологических факторов в девиантном речевом развитии // Логопедия. Издательство Образование, -2010, -№ 2(28) -С. 42-44 14. Дубровинская Н. В., Фарбер Д. А., Безруких М. М. Психофизиология ребенка: психологические основы детской валеологии – М., 2000. 15. Елисеева, М. Б. Родителям о диагностике речевого развития детей // Дошк. педагогика. – 2008. – № 3. – С. 9–19. 16. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 2002. 17. Карпенко Н.П., Подольский А.И. Внимание и коррекция дисграфических ошибок у детей с недостатками речи // Вестник МГУ. 2002. № 3. 18. Климонтович Е. Ю. Коррекционная работа с детьми, страдающими общим недоразвитием речи III степени // Школа здоровья. 2008. N 1. 19. Климонтович Е.Ю. Психолого-педагогическая характеристика общего недоразвития речи // Школа здоровья. 2006. N 2. 20. Колпаковская И.К., Спирова Л.Ф. Характеристика нарушений письма и чтения. // Хрестоматия по логопедии.- М., 2001. 21. Комарова В.В. Соотношение дисграфических и орфографических ошибок у младших школьников с нарушениями речи // Патология речи: Сб. СПб., 2006. 22. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. – М., 2001. 23. Коррекция письменной речи у школьников // 3. Бекшиева. Ростов н/Д, 2009. 24. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб., 2007. 25. Коррекция письменной речи у школьников // 3. Бекшиева. Ростов н/Д, 2009. 26. Лалаева Р.И. Нарушения речи и пути их коррекции у младших школьников. М., 2009. 27. Лалаева Р. И. Общефункциональные и специфические механизмы нарушений письма у детей. Материалы III международной конференции Российской ассоциации дислексии – М., 2007. 28. Левина Р. Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961 29. Левина Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей //Специальная школа. 1967. №2(122). С.121-130 30. Логопедия: Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов/ Под ред. Л. С. Волковой: в 5 кн. – М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. IV: Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия. – 304с. 31. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М., 2008. 32. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2005. – 240 с. 33. Парамонова Л. Г. Дисграфия. Диагностика, профилактика, коррекция: - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 128с. 34. Поваляева М. А. Справочник логопеда. – Ростов н/Д : Феникс, 2007. 35. Поваляева М. А. Профилактика и коррекция нарушение письменной речи: качество образования: учебное пособие / М. А. Поваляева. – Ростов н/Д: Феникс: 2006. 158с. 36. Притыко А. Г. Этиологические факторы врожденных пороков развития (обзор современных данных) // Актуальные проблемы комплексного лечения и реабилитации детей с врожденной краниоцифалией и нейропатологией. – М., 1996. – С. 51–53. 37. Прищепова И.В. Речевое развитие младших школьников. Спб., 2005. 38. Психогенетика / Под ред. И. В. Равич-Щербо. – М., 2000. 39. Ромусник М.Н. Комплексный подход в работе с детьми дошкольного воз-раста с общим недоразвитием речи // Логопед в дет. саду. 2006. № 1. 40. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., 2007. 41. Садовникова И. Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов. — М.: АРКТИ, 2005. — 400 с: ил. 42. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., 2007. 43. Сергеева Е.Е. Профилактика дисграфии и дислексии у детей с ОНР - это обучение и воспитание в логопедической группе // Логопедия сегодня. 2008. № 2. 44. Сидорова У.М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР: Упражнения, дидактические игры, логические задачи, игры-занятия. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 64 с. 45. Филичева, Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием – М., 2000. 46. Филичева, Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. – М., 1999. 47. Филичева, Т.Б., Туманова Т.В. Учись говорить правильно. – М., 1993. 48. Филичева, Т.Б., Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. – М., 1993. 49. Филичева, Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). – М., 1993. 50. Филичева Т.Б. Дети с ОНР: Воспитание и обучение: Учебно-метод. Пособие. М., 2010. 51. Фуреева Е. П. Нарушения речи у школьников: коррекционно-педагогическая работа в массовой школе при общем недоразвитии речи. М., 2006. 52. Цветкова Л.С. «Аграфия, алексия»//Хрестоматия. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонении развития. Сост. Астапов В.М., Микадзе Ю.В. СПб.,2001. 53. Чернякова В.Н. Стихотворно-игровые комплексы для школьников с недостатками речи // Логопед. 2005. №2. 54. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1989. 55. Чиркина Г. В. Методы обследования речи детей. М., 2005. 56. Чиркина Г.В., Филичева Т.Б. Нарушения речи у детей. М., 2005. 57. Эльконин Д. Б. Развитие устной и письменной речи у младших школьников. М.,2008. 58. Ястребова А. В. Обучаем читать и писать без ошибок: комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. М., 2007. 59. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М., 2000. 60. Яструбинская Е.А. Профилактика и коррекция дисграфии и дислексии у детей младшего школьного возраста // Логопедия. 2004. №2.Поваляева М. А. Профилактика и коррекция нарушение письменной речи: качество образования: учебное пособие / М. А. Поваляева. – Ростов н/Д: Феникс: 2006. 158с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Гиляровский и Суворин о трагедии на Ходынском поле
Количество страниц:
10
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image