Введение 2 Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы развития тонкой моторики дошкольников с ОНР 6 1.1. Лингвистические основы изучения проблемы развития тонкой моторики дошкольников с ОНР 6 1.2. Развитие моторных функций в онтогенезе 14 1.3. Характеристика развития тонкой моторики кистей и пальцев рук у детей дошкольного возраста с ОНР 17 Глава 2. Организация, материалы, методика и анализ обследования моторных функций. 24 2.1. Методика обследования 24 2.2. Анализ 28 Глава 3. Методические рекомендации по развитию речи и тонкой моторики у дошкольников с ОНР 37 3.1. Организация работы логопеда, направленной на формирование навыков и умений связной речи 37 3.2. Занятие изобразительной деятельностью как средство развития мелкой моторики дошкольников с ОНР 43 3.3. Занятие оригами как средство развития тонкой моторики у детей с ОНР 52 Заключение 63 Список источников 65 Приложение 1 69 Приложение 2 70

развитие тонкой моторики кистей и пальцев рук у дошкольников с онр(комплекс упражнений)

дипломная работа
Педагогика
70 страниц
88% уникальность
2014 год
65 просмотров
Ланская Е.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 2 Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы развития тонкой моторики дошкольников с ОНР 6 1.1. Лингвистические основы изучения проблемы развития тонкой моторики дошкольников с ОНР 6 1.2. Развитие моторных функций в онтогенезе 14 1.3. Характеристика развития тонкой моторики кистей и пальцев рук у детей дошкольного возраста с ОНР 17 Глава 2. Организация, материалы, методика и анализ обследования моторных функций. 24 2.1. Методика обследования 24 2.2. Анализ 28 Глава 3. Методические рекомендации по развитию речи и тонкой моторики у дошкольников с ОНР 37 3.1. Организация работы логопеда, направленной на формирование навыков и умений связной речи 37 3.2. Занятие изобразительной деятельностью как средство развития мелкой моторики дошкольников с ОНР 43 3.3. Занятие оригами как средство развития тонкой моторики у детей с ОНР 52 Заключение 63 Список источников 65 Приложение 1 69 Приложение 2 70
Читать дальше
Тонкая моторика – это двигательные возможности, благодаря которым обеспечиваются дифференцированные пальцевые движения, необходимые при самообслуживании, а также при иных учебных, трудовых и тому подобных операциях. Проблема развития мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи особенно актуальна. Многие исследователи подчеркивают глубокую взаимную связь между пороками развития сенсомоторики и недостатками речевого развития ребенка. Процесс развития и совершенствования тонкой моторики кисти и пальцев рук – один из главных стимулов, дающих толчок развитию центральной нервной системы. А развитие ЦНС – необходимое условие для того, чтобы развивались все психические процессы, и в том числе, конечно, речь.


Контрольная работа по бухгалтерскому учету на заказ поможет вам не тратить свое время. Контрольные на заказ - это недорогая услуга, с которой мы справляемся на ура.


. Во время обработки в центральной нервной системе информация анализируется и синтезируется. При этом сознательно отбираются наиболее отточенные моторные функции. К ребенку приходит осознание, что улучшение моторных функций ведет за собой ощущение комфорта, чувство большей свободы в любых ситуациях, в любой обстановке. В трудах Л.В. Занкова [16], А.Р. Лурия [32], Т.А. Власовой, М.С. Певзнер [10], Г.Е. Сухаревой [45, 46] и других исследователей есть экспериментально доказанные утверждения о том, что нарушения развития тонкой моторики – симптом, характеризующий умственную отсталость. В исследованиях отмечается, что пальцы рук умственно отсталых детей дошкольного возраста двигаются неуклюже, нескоординированно, явно прослеживаются нарушения точности и темпа движений. По данным исследований, проведенных Л.В. Антаковой-Фоминой [3], М.М. Кольцовой [23], Б.И. Пинским [41], интеллектуальное развитие и тонкая моторика неразрывно связаны. Подтверждена также прямая зависимость уровня развития речи ребенка со степенью сформированности тонкой моторики рук. Системный подход – это объяснение многих функций и определение механизмов развития сенсомоторики у детей. Доказано, что чем выше развитие моторных функций, тем лучше развивается познавательная функция, и, следовательно, тем лучше ребенок воспринимает поступающую информацию. Итак, развитие тонкой моторики и познавательная, волевая и эмоциональная сферы психики тесно взаимосвязаны, и это определяет актуальность данного исследования. От того, насколько развита тонкая моторика, зависит возможность познавательной деятельности, и, следовательно, эффективность обучения. Развитие тонкой моторики является одним из важных условий эффективной познавательной деятельности, оно обеспечивает возможности успешного обучения. Актуальность исследования. Очень важно решить эту педагогическую задачу в отношении детей с нарушениями в речевом развитии. Разные категории детей страдают речевыми нарушениями в разных формах, имеют различную степень поражения речи и каждый по-своему воспринимают педагогическое воздействие – как именно, зависит от первичных нарушений. Педагоги должны обеспечить адаптацию такого ребенка к условиям нормальной жизни. Это - первостепенная задача коррекционной педагогики. Всеми этими обстоятельствами определяется актуальность социальная значимость дипломной работы. Научная разработанность темы. Отечественные ученые активно изучали проблему детей, страдающих нарушениями речи. Такие исследования содержатся в работах А.К.Аксеновой [2], Л.С.Выготского [12, 13], М.М.Кольцовой [23], Р.И. Лалаевой[27], Р.Е.Левиной [], Е.М.Мастюковой [35], В.М.Мозгового [36], Г.В.Чиркиной [51], Е.А.Стребелевой [44], Т.Б.Филичевой [51], С.Н.Шаховской [27], А.В.Ястребовой [55] и т.д. Но проблема взаимосвязанности развития тонкой моторики и развития речи на сегодняшний день все же недостаточно разработана. Так, на тему исправления нарушений речи при помощи развития тонкой моторики у детей дошкольного возраста исследований в отечественной педагогической литературе немного. Этим фактом объясняется научная значимость данной работы. Практическую значимость дипломной работы обусловила возможность использовать результаты данного исследования. Прикладное использование результатов дипломной работы может быть осуществлено педагогами, логопедами, дефектологами, воспитателями и психологами, занимающимися с детьми дошкольного возраста с теми или иными нарушениями речи. Исходя из изложенного выше, сформулируем проблему данной работы. Несмотря на то, что современная педагогическая наука располагает достаточным количеством общих исследований ребенка дошкольного возраста с речевыми нарушениями, недостаточное внимание уделяется изучению коррекции речевых нарушений путем развития тонкой моторики кистей и пальцев рук. Тема дипломной работы: «Развитие тонкой моторики кистей и пальцев рук у дошкольников с общим недоразвитием речи». Цель дипломной работы – изучение особенностей тонкой моторики кистей и пальцев рук у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Объект исследования – особенности тонкой моторики кистей и пальцев рук. Предмет исследования – особенности развитии тонкой моторики кистей и пальцев рук у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Гипотеза исследования – уровень тонкой моторики связан с нарушениями в речевом развитии. При наличии общего недоразвития речи у ребенка дошкольного возраста уровень развития тонкой моторики ниже, чем у его сверстника, не имеющего отклонений в речевом развитии. Задачи, поставленные для успешного проведения исследования, перечислены далее. 1. Сделать обзор лингвистических основ изучения проблемы развития тонкой моторики дошкольников с ОНР. 2. Исследовать развитие моторных функций в онтогенезе. 3. Дать характеристику развития тонкой моторики кистей и пальцев рук у детей дошкольного возраста с ОНР. 4. Описание методики обследования детей. 5. Анализ проведенного обследования. 6. Организация работы логопеда, направленной на формирование навыков и умений связной речи. 7. Разработка занятия изобразительной деятельностью как средство развития мелкой моторики дошкольников с ОНР. 8. Разработка занятия оригами как средства развития тонкой моторики у детей с ОНР. Структура работы в соответствии с поставленной целью и задачами представляет собой введение, три главы, в составе которых восемь параграфов, заключение, библиографический список литературы и приложения. Экспериментальная база дипломной работы - государственное образовательное учреждение Детский сад № 1682 Западного окружного управления образования города Москвы. Детский сад расположен по адресу: 119620, Москва, ул. Авиаторов, 10, к.2.

Читать дальше
Мышление, как функция мозга, как результат аналитико-синтетической деятельности мозга, выражает себя в форме языка. Общение людей, передача культурно-исторического опыта - все это происходит посредством слова. Развитие речи – главный показатель общего психического развития ребенка. Кроме того, важнейшим показателем общего развития детей является сенсомоторное развитие. Для разработки темы изучения сенсомоторных функций была выдвинута гипотеза о том, что тонкая моторика детей дошкольного возраста с ОНР специфична и отличается в худшую сторону от уровня развития тонкой моторики их сверстников, имеющих нормальное речевое развитие. Особенности развития детей с ОНР, такие как нарушения развития тонкой моторики – характерное отличие детей, страдающих задержкой развития речи. В качестве инструмента анализа тонкой моторики дошкольников была использован ряд методов. Поведенные в ходе эксперимента тесты действительно показали, что испытуемые дети с ОНР имеют отрицательные отклонения в уровне развития тонкой моторики в сравнении с обычными детьми. Однако результаты эксперимента показывают, что степень различия не критична. Далее представлен краткий обзор выполнения поставленных задач. 1. Сделать обзор лингвистических основ изучения проблемы развития тонкой моторики дошкольников с ОНР. Выполнено в п. 1.1. 2. Исследовать развитие моторных функций в онтогенезе. Выполнено в п. 1.2. 3. Дать характеристику развития тонкой моторики кистей и пальцев рук у детей дошкольного возраста с ОНР. Выполнено в п. 1.3. 4. Описание методики обследования детей. Выполнено в п. 2.1. 5. Анализ проведенного обследования. Выполнено в п. 2.2. 6. Организация работы логопеда, направленной на формирование навыков и умений связной речи. Выполнено в п. 3.1. 7. Разработка занятия изобразительной деятельностью как средство развития мелкой моторики дошкольников с ОНР. Выполнено в п. 3.2. 8. Разработка занятия оригами как средства развития тонкой моторики у детей с ОНР. Выполнено в п. 3.3. Итак, цель дипломной работы достигнута, задачи выполнены, гипотеза подтверждена.
Читать дальше
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000 2. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку. М.: ВЛАДОС, 1999 3. Антакова-Фомина Л. В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук. М.: Знание, 1974. 4. Антонян Т.Г., Калинина С.И. Методическая мозаика // ИЯШ // 2008. 5. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. М.: Литера, 1999 6. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами. Зоопарк в кармане. М.: Литера, 1999 7. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. М. : Наука, 1990. 8. Богатова И. Оригами. М.: Мартин, 2010 9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968. 10. Власова Т.А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1973 11. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М.: АСТ-Астрель Транзиткнига, 2006 12. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1997. 13. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собрание сочинений - М., 1982 14. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста. / Под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой- М.: «Издательство ГНОМ и Д»,2000. 15. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Общее развитие дошкольников. – М., 2000. 16. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. Пособие для учителя. М.: Вагриус, 1999 17. Запорожец А. В. Избранные психологические исследования: В 2 т. М., 1986. 18. Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника. М.: Просвещение, 1985 19. Изард К. Эмоции человека. – М.: Изд-во МГУ, 1980. 20. Исаев Д.Н. Психология детей. – СПб: Питер., 2002. 21. Кириченко Г. В.Оригами. Игрушки из бумаги. М.: Астрель, Полигон, 2011 22. Ковшиков В. А., Элькин Ю. А.. Вопросы психического развития детей старшего дошкольного возраста М.: АСТ, 2008 23. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. - М.: Советская Россия, 1973. 24. Комплексная диагностика уровней освоения "Программы воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой: диагностический журнал. Подготовительная группа. М.: Учитель, 2011 25. Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников. - М.: Академия, 2003 26. Крыжановский Г. Н. Общая патофизиология нервной системы. М.: Медицина, 1997 27. Лалаева Р.И., Шаховская С.Н. Логопатопсихология: учебное пособие для студентов. М.: ВЛАДОС, 2011. 28. Лебединский В.В. Психическое развитие детей. – М.: Астрель, 2005. 29. Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1993 30. Левина Р.Е. Педагогические вопросы. М.: Высшая школа, 1989 31. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — 2-е изд. М.: Политиздат, 1977 32. Лурия, А. Р.. Лекции по общей психологии. — Санкт-Петербург: Питер, 2003 33. Лысанова Н.Ф., Айзман Р.И., Завьялова Я.Л., Ширшова В.М. Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена. Новосибирск.:Сиб.унив. изд., 2009 34. Люблинская А. А. Очерки психологического развития - Изд. 2-е, перераб., М.: «Просвещение»,1965. 35. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. М.: Просвещение, 1992 36. Мозговой В.М. Основы олигофренопедагогики. М.: Издательский центр «Академия», 2006 37. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. Заведений: В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.: Просвещение: Владос, 1995 38. Никитин Б.П., Никитина Л.А. Резервы здоровья наших детей, - М.: Просвещение, 1991. 39. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе. Под ред. В.В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994 40. Основы психологии: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений./Л.В.Кузнецова, Л.И.Переслени, Л.И.Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой.- 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005 41. Пинский Б.И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников АПН РСФСР, 1962 42. Правдина О.В. Логопедия. М.: Просвещение, 1979 43. Стадненко Н.М. Особенности мышления.– Киев, 1980. 44. Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика. M.: Издательский центр «Академия»,2002 45. Сухарева А.И. Воспитать гения. – М.: Наука, 2000. 46. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. М.: Государственное издательство медицинской литературы, 1959 47. Сухомлинский В. А. Не только разумом, но и сердцем. М.: Просвещение, 1986 48. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. М.: Знание, 2008 49. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов пед. институтов, учащихся пед. училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г. А. Урунтаевой. – М.: Просвещение: Владос, 1995. 50. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М: Академия, 2001 51. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М.: Альфа, 1993 52. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики детей. - М.:АРКТИ, 2000. 53. Хватцев М. Е. Дефектология. М.: Наука, 1974 54. Эльконин Д. Б. Психологическое развитие в детских возрастах. – М.: НПО “Модек”, 1995. 55. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М.: Просвещение, 1984
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Гиляровский и Суворин о трагедии на Ходынском поле
Количество страниц:
10
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image