Введение 3
1. Строение речевого аппарата 4
2. Центральный отдел речевого аппарата 6
3. Периферический отдел речевого аппарата 13
Заключение 18
Список литературы 20
Читать дальше
Сегодня строение речевого аппарата человека считается полностью изученным. Оно позволило не только понять, каким образом происходит формирование звуков, но и исследовать возможные проблемы и нарушение речевого аппарата, а также найти пути их устранения.
Произношение звуков и их сочетаний является результатом сокращения мускульных тканей, из которых состоит периферический речевой аппарат. Начиная говорить, мы автоматически делаем выдох, поток воздуха из легких проходит в гортань, и возникающие при этом нервные импульсы воздействуют на голосовые связки. Они вибрируют, способствуя образованию звуков голоса, складывающихся в слова и предложения речи.
Отделы речевого аппарата делят на подвижные и неподвижные части. К первым относят губы, нижнюю челюсть, язык и небную занавеску, а ко второй группе – верхнюю челюсть, зубы и альвеолы. Различие в гласных и согласных звуках речи объясняется тем, какое положение принимают в данный момент подвижные части аппарата речи. В случае если речь нечленораздельна, развитие органов речи позволит улучшить произношение. Если же эта мера не помогает, то, возможно, необходимо тщательное исследование и даже оперативное лечение дефектов устройства речевого аппарата.
Среди основных причин, которые делают речевой аппарат человека несовершенным, можно выделить:
• дефекты строения органов и тканей;
• неправильное использование аппарата речи;
• расстройства участков нервной системы, отвечающие за формирование и образование звуков и речи.
Еще один способ классификации отделов аппарата речи – это деление их на центральный речевой аппарат и периферический отдел. Центральный отдел находится в головном мозге – левое полушарие «ответственно» за формирование и развитие речи, а также за работу органов, благодаря которым образуются звуки. А все эти органы речи формируют периферический аппарат, который связан с центральным проводящими путями – нервными волокнами, передающими импульс из головного мозга.
Читать дальше
1. Выготский Л. С. Мышление и речь. – 5-е изд., испр. – М.: Лабиринт, 1999. – 352 с.
2. Горошко Е. И. Функциональная асимметрия мозга, язык, пол. – М. ; Харьков : Изд. дом Инжэк, 2005. – 280 с.
3. Иванов В. В. Асимметрия мозга и знаковых систем. – М. : Советское радио, 1978. – 184 с.
4. Мозг. – М. : Мир, 1982. – 280 с.
5. Пинкер С. Язык как инстинкт. – М. : Едиториал УРСС, 2004. – 456 с.
6. Солсо Р. Когнитивная психология. – 6-е изд. – СПб. : Питер, 2006. – 589 с.
7. Clark, A. Microcognition: philosophy, cognitive science, and parallel distributed processing. – Cambridge, MA: MIT Press, 1989. – 240 p.
8. Rumelhart, D. E. The architecture of mind: A connectionist approach // Foundation of cognitive science / Ed. by K. Posner. – Cambridge, MA: MIT Press, 1989. – P. 133–159.
9. Proteins anchor memories in our brain [Электронный ресурс]. – URL: http://unews.utah.edu/
Читать дальше