Введение 3 Глава 1. Теоретический анализ по проблеме исследования 6 1.1. Понятие ориентировки в пространстве 6 1.2. Особенности дошкольников с нарушениями зрения 7 1.3. Проблемы ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения 13 Глава 2. Эмпирическое исследование по формированию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения 18 2.1. Организация исследования 18 2.2. Результаты констатирующего эксперимента 33 Выводы по главе 2 36 Глава 3. Цель, методы и организация исследования 37 3.1. Программа по формированию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения 37 3.2. Результаты контрольного эксперимента 41 Выводы по главе 3 44 Заключение 45 Список литературы 48 Приложение 1 53 Приложение 2 55 Приложение 3 56 Приложение 4 60 Приложение 6 66 Приложение 6 74 Приложение 7 76 Приложение 8 77 Презентация

Особенности формирования ориентировки в пространстве старших дошкольников с нарушением зрения.

дипломная работа
Психология
60 страниц
82% уникальность
2014 год
176 просмотров
Курзенко А.
Эксперт по предмету «Специальная психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретический анализ по проблеме исследования 6 1.1. Понятие ориентировки в пространстве 6 1.2. Особенности дошкольников с нарушениями зрения 7 1.3. Проблемы ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения 13 Глава 2. Эмпирическое исследование по формированию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения 18 2.1. Организация исследования 18 2.2. Результаты констатирующего эксперимента 33 Выводы по главе 2 36 Глава 3. Цель, методы и организация исследования 37 3.1. Программа по формированию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения 37 3.2. Результаты контрольного эксперимента 41 Выводы по главе 3 44 Заключение 45 Список литературы 48 Приложение 1 53 Приложение 2 55 Приложение 3 56 Приложение 4 60 Приложение 6 66 Приложение 6 74 Приложение 7 76 Приложение 8 77 Презентация
Читать дальше
Актуальность исследования. При трансформации социально-экономических и политических условий жизни ученые и практические работники вынуждены решать задачи по изучению и поиску эффективных механизмов, связанных с социально-психологической адаптацией и быстро меняющейся жизнью в обществе людей с ограниченными возможностями. Одним из самых важных принципов устройства современной общественной среды является принцип равенства социальных прав и возможностей, предоставляемых каждому человеку независимо от его особенностей в сфере физических, психических, интеллектуальных возможностей. В качестве теоретико-методологической основы решения проблем социальной адаптации и интеграции людей со сниженными возможностями выступает гуманистическая парадигма. Данная парадигма строится на основе принципов: 1. признания инвалида по зрению равноправным, самостоятельным членом общества, имеющим возможности реализации себя в разных сферах деятельности, общении, способным принимать социальные и индивидуально?личностные решения, имеющим право жить полноценной жизнью; понимание инвалидности как системы социальных ограничений и барьеров, препятствующих включению в общество лиц с глубокими зрительными нарушениями; 2. определения интеграции людей со сниженным зрением в качестве диалога, который предполагает общественные изменения: 3.


Если нужно написать выпускную квалификационную работу , обратитесь к нашим авторам.


. создания среды без барьеров, формирования положительного образа человека со сниженным зрением в общественном сознании, развития толерантности в процессе общения с инвалидом по зрению и раскрытия адаптационно?интеграционного потенциала человека с дефектом зрения. При зрительной патологии возможно нарушение равновесия с такими средами, как социальная и предметная. Также это может приводить к социальной дезадаптации. Но, по мнению ученых ([4, 6, 7, 9]), это сильно не влияет на процесс личностного развития. При этом, при возникновении зрительного дефекта, у человека могут возникать специфические установки, которые затрудняют взаимодействие с другими членами общества и актуализируют конфликты внутри личности. Нарушенная ориентировка в пространстве – это первичный дефект, который возникает при зрительной патологии. На его основе могут развиваться более сложные вторичные дефекты уже на личностном уровне. При своевременной коррекции ориентировки в пространстве у детей с дефектами зрения в дошкольном возрасте можно избежать многих неблагоприятных последствий. Цель работы: выявление особенностей формирования ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Задачи работы: 1.Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования. 2.Определить понятие «ориентировка в пространстве» и проанализировать его структуру и компоненты; 3.Раскрыть особенности формирования ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста с нарушением зрения, а также проблематику ориентирования у детей данной категории. 4.Провести эмпирическое исследование по формированию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения, провести качественный и количественный анализ полученных результатов. 5.Сформулировать выводы и рекомендации по итогам исследования. Объект исследования: особенности ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Предмет исследования: процесс формирования ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста с нарушением зрения при специально организованных психолого-педагогических условиях Гипотезой исследования является предположение о том, что нарушения ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста с дефектами зрения эффективнее корректируются при специально организованных психолого-педагогических условиях. Методы исследования: - анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; - методы («Словесная ориентировка» (Л. И. Плаксина), «Практическая ориентировка» (Л. И. Плаксина), «Определи и раскрась» (С. Г. Шевченко), «Схематизация» (Р. И. Бардина), «Положение в пространстве» (М. Безруких, Л. Морозова»), «Копирование» (М. Безруких, Л. Морозова), «Игра со счетными палочками» (З. А. Михайлова), «Составь фигуру» (элементы игры «Танграм»)); - количественный и качественный анализ полученных результатов.

Читать дальше
Методики для диагностики ориентировки в пространстве детей с нарушениями зрения подбирались исходя из их доступности и понятности. После проведения первичного исследования, мы видим, что развитие пространственной ориентировки у детей c нарушениями зрения имеет ряд особенностей: 1. Трудности в определении расстояния, перспективы. 2. Трудности в составлении описательных рассказов о местоположении предметов на сюжетное изображение. 3. Трудности в формировании системы ориентиров и точек отсчета (чаще ориентируются на свое тело, стоящий рядом объект, реже – плоскость). 4. Трудности в выделении направления «справа - слева», «вправо – влево». 5. Трудности в составлении силуэтного изображения из геометрических фигур, палочек по образцу, копировании рисунка. 6. Испытывают затруднения в работе со схемой, в движении по направлению, словесной инструкции. 7. Значительные сложности в определении левой – правой стороны при зеркальном отражении, при повороте на 900, 1800 . Для развития умения ориентироваться в пространстве мы использовали занимательные математические игры и упражнения. Занимательные математические игры представляют собой неповторимое средство, развивающее ориентировку в пространстве в дошкольном возрасте, потому что: а) они увлекательны; б) они развивают пространственный синтез; в) они позволяют обучить детей составлению поэтапных схем при анализе образцов; г) в ходе таких игр можно формировать представления о форме и величине предметов и их пространственных отношениях; д) при таких играх развиваются практические двигательно-пространственные возможности детей, что особо актуально для детей с нарушениями зрения. Работа с детьми велась поэтапно, в определенной последовательности, согласно содержанию разработанного перспективного плана с использованием занимательного математического материала. Дети учились понимать пространственные представления с помощью палочек Кюизенера, игр Никитина, игр-головоломок на преобразование и построение фигур, рабочих тетрадей по развитию ориентировке в микропространстве листа и др. Известно, чем разнообразнее работа детей с наглядными пособиями, тем более сознательно они усва¬ивают знания. Поэтому мы меняли наглядные пособия на каждом занятии,¬ незначительно варьировали задания, приемы работы, что обеспечивало проявление у детей активности и самостоятельности в усвоении новых спосо¬бов действий и знаний. Дети совершенствовали умение в пояснении своих действий, рассказы¬вая о том, что и как они делали, что получилось в результате. Большое внимание уделялось умению внимательно слушать указания воспитателя и следить за его действиями, внимательно следить за действиями и ответами товарищей. А так же умение бережно обращаться с пособиями и правильно пользоваться ими. Данная работа позволила охватить не только детский коллектив, но их родителей, для которых были оформлены информационные стенды. На основе полученных результатов итоговой диагностики можно сделать вывод о том, что увеличились показатели сформированности пространственной ориентировки. Поэтому мы подтвердили нашу гипотезу о том, что формирование пространственной ориентировки у детей будет осуществляться более эффективно, если: а) в процессе работы использовать занимательный математический материал; б) работа будет осуществляться как поэтапный, системно-организованный процесс. В дальнейшей работе планируется: 1. Произвести подбор занимательного материала (головоломки, дидактические игры и упражнения, задачи на смекалку, логические задачи и т.д.) по всем возрастным группам. 2. Составить перспективные планы работы по всем возрастным группам, где материал будет помещен в порядке усложнения. 3. Использовать занимательный математический материал для развития пространственных представлений и умственных способностей на занятиях, в индивидуальной работе и свободное время в разных возрастных группах. 4. Постоянно обновлять и совершенствовать уголок математики в соответствии с возрастом детей. 5. Привлекать родителей к созданию занимательных математических игр своими руками и использовать их для развития ребенка в семье.
Читать дальше
1. Айрапетъянц Э.Ш., Ананьев Б.Г. Мозговые механизмы и эволюция восприятия пространства и времени. – Л., 1969. 2. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М., 1964. 3. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. – М., 1960. 4. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф., Шемякин Ф.Н. Некоторые теоретические проблемы исследования пространственных восприятий и представлений // Вопросы психологии. – 1968. – № 4. 5. Батуев А.С., Таиров О.П. Мозг и организация движений. Концептуальные модели. Л.: Наука, 1978. – 139 с. 6. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. – М.: Изд-во МГУ, 1973. 7. Гаврилушкина О.П., Егорова А.А. Игровая деятельность дошкольников при интеллектуальных расстройствах // Психологическая наука и образование. – 2007. – № 5. 8. Комендантов Г.Л. Физиологические основы пространственной ориентировки. – Л., 1959. 9. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. – М.: Изд-во МГУ, 1962. 10. Люблинская А.А. Особенности освоения пространства детьми дошкольного возраста // Формирование восприятия пространства и пространственных представлений у детей. – М., 1956. 11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер., 2008. 12. Степанов B.C. Асимметрия двигательных действий спортсменов в трехмерном пространстве: автореф. дис.... д-ра пед. наук. – Майкоп, 2001. 13. Head II., Holmes G. Sensory disturbances from cerebral lesions Brain. – 1911/12. – V. 34. – P. 102–245. 14. Дашиева Б. А., Куприянова И. Е., Баяртуева С. С. Клинико-психологическая характеристика подростков с детским церебральным параличом // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. – 2011. – № 3 (66). – С. 41–43. 15. Многоосевая классификация психических расстройств в детском и подростковом возрасте. Классификация психических и поведенческих расстройств у детей и подростков в соответствии с МКБ10. – М. : Смысл; Санкт-Петербург : Речь, 2003. – 407 с. 16. Семке В. Я. Основы персонологии. – М., 2001. – 476 с. 17. Эйдемиллер Э. Г. Детская психиатрия : учебник / под ред. Э. Г. Эйдемиллера. – СПб : Питер, 2005. – 1120 с. 18. План-программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для воспитателей детского сада / Сост. Н.В.Гончарова и др.; под ред. З.А.Михайловой. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. – 255 с. – (Библиотека программы «Детство»). 19. Подколзина Е. Н. Особенности использования наглядности в обучении детей с нарушением зрения // Дефектология. – 2005. - №6. – С.33-40. 20. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Владос, 1997. – 400 с. 21. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В.Лаврентьевой. – М.: Новая школа, 1996. – 144 с. 22. Смоленцева А.А., Пустовойт О.В. Математика до школы.- СПб,1998. 23. Цаплина А.В. Использование занимательных математических игр в коррекционной работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. – 2002. - №1. – С.23 – 35. 24. Воспитание и обучение слепого дошкольника. Под ред. Солнцевой Л.И., Подколзиной Е.Н. – М., 2005. 25. Коррекционная работа в детском саду. Под ред. Плаксиной Л.И. – М.: Просвещение, 1997. 26. Градова Г.Н. Развитие ориентировки в пространстве у дошкольников с общим недоразвитием речи // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2009. № 10. С. 235-242. 27. Подколзина Е.Н. Формирование ориентировки в пространстве у дошкольников 3-х и 4-х лет с косоглазием и амблиопией // диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Москва, 1998. 28. Шлай Е.В. Особенности ориентировки в пространстве у дошкольников 5-6 лет с косоглазием и амблиопией // Сборник научных трудов Sworld. 2008. Т. 11. № 2. С. 25-27. 29. Дружинина Л.А. Индивидуальная работа по развитию ориентировки в пространстве с дошкольниками, имеющими нарушения зрения в условиях общеобразовательной группы // Дошкольное воспитание. 2011. № 09. С. 104-107. 30. Подколзина Е.Н. Особенности пространственной ориентировки дошкольников с нарушением зрения // Дефектология. 2008. № 4. С. 64-68. Воспитание и обучение слепого дошкольника / под ред. Л. И. Солнцевой, Е. Н. Подколзиной. Москва, 2005. Сер. Круг чтения. Издание для слабовидящих (2-е изд., с изм.) 31. Войтик Т.Н. Анализ проблем ориентировки в пространстве детей с задержкой психического развития // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. № 10. С. 252-255. 32. Александрова Н.П., Богданов Е.Н. Психологическое сопровождение формирования пространственного восприятия как условие развития познавательного процесса ребенка // Прикладная юридическая психология. 2012. № 3. С. 38-47. 33. Андреева Е.В., Большакова Н.Ю. Формирование и развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения в различных видах детской деятельности // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. № 18. С. 065-070. 34. Подугольникова Т.А., Носова М.Ф., Козлова Е.А. Обучение дошкольников с нарушениями бинокулярного зрения ориентировке в микропространстве // Дефектология. 2011. № 1. С. 73-79. 35. Градова Г.Н. Научно-теоретические основы изучения пространственных представлений у дошкольников с ОНР // Сборник научных трудов Sworld. 2009. Т. 4. № 3. С. 41-48. 36. Войтик Т.Н. Специфика ориентировки в схеме собственного тела дошкольников с задержкой психического развития // Российский психологический журнал. 2010. Т. 7. № 4. С. 27-33. 37. Градова Г.Н. Психологическая основа формирования пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи // Сборник научных трудов Sworld. 2010. Т. 6. № 3. С. 67-72. 38. Мишин М.А. Развитие зрительного восприятия средствами физического воспитания у детей дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2009. № 2. С. 27-30. 39. Войтик Т.Н. Анализ проблем ориентировки в пространстве детей с задержкой психического развития // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. № 10. С. 252-255. 40. Войтик Т.Н. Специфика ориентировки в схеме собственного тела дошкольников с задержкой психического развития // Российский психологический журнал. 2010. Т. 7. № 4. С. 27-33. 41. Градова Г.Н. Развитие ориентировки в пространстве у дошкольников с общим недоразвитием речи // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2009. № 10. С. 235-242. 42. Гудоиис В., Баркаускайте М. Интегрированное обучение детей с нарушениями зрения // Дефектология. 2006. № 3. С. 78-83. 43. Куракина Е.А. Использование компьютерных технологий в процессе обучения школьников с глубокими нарушениями зрения // Информатизация образования и науки. 2011. № 10. С. 138-142. 44. Момот В.А. Теоретические основы социально-психологической реабилитации лиц с глубокими нарушениями зрения // Психологическая наука и образование. 2005. № 4. С. 30-37. 0 45. Мухина С.Н., Мисаренко Г.Г. Психомоторные способности дошкольников: структура и развитие // Детский сад от А до Я. 2013. № 5 (65). С. 88-97. 46. Подугольникова Т. Дошкольники с нарушениями зрения // Дошкольное воспитание. 2007. № 7. С. 65-69. 47. Пономаренко В.А. Пространственная ориентировка - фундаментальная проблема психического отражения // Мир психологии. 2009. № 1. С. 79-90. Тимофеева А.С. Пространственно-временная ориентировка младших школьников // Герценовские чтения. Начальное образование. 2011. Т. 2. № 2. С. 112-119. 48. Солодянкина О.В. Особенности общения детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения // Социально-экономические и технические системы: Исследование, проектирование, оптимизация. 2006. № 5. С. 16. 49. Солодянкина О.В. Проблемы личностного развития детей с нарушением зрения со сложными дефектами и пути их разрешения // Вестник Удмуртского университета. 2005. № 9. С. 102-111. 50. Швецов В.И., Рощина М.А. Использование информационных компьютерных технологий в образовании лиц с глубокими нарушениями зрения // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2004. № 5. С. 99-102.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Гиляровский и Суворин о трагедии на Ходынском поле
Количество страниц:
10
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image